Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:04, доклад
Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение. Кроме того, юридические факты позволяют судить о политике, проводимой государством в сфере социального обеспечения, ее особенностях и тенденциях, поскольку в них всегда отражается позиция законодателя по тем или иным ключевым вопросам.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации. Определяются ее цели, задачи, объект, предмет, методологические и теоретические основы диссертационного исследования, дается краткая характеристика новизны полученных результатов, их теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации полученных в ходе исследования результатов.
Глава первая «Понятие и значение юридических фактов и их составов в праве социального обеспечения» состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены понятие и признаки юридических фактов в праве социального обеспечения России, понятие, виды и значение фактических составов, а также соответствующий институт права социального обеспечения.
В первом параграфе «Понятие и сущность юридических фактов в праве социального обеспечения» исследуется понятие юридического факта в праве социального обеспечения, его признаки и особенности, отличающие от юридических фактов иных отраслей российского права.
Юридический факт представляет собой частную предпосылку участия субъекта в тех мерах и мероприятиях алиментарного характера, которые именуются социальным обеспечением. Юридические факты воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования социально-обеспечительных отношений.
Будучи
материально-идеальным
9
мира, то есть правовые последствия могут быть связаны не только с наличием определенных обстоятельств, но также с их отсутствием (отсутствие работы у лица, осуществляющего уход за членами семьи умершего кормильца); 3) юридические факты отражают своеобразие основных направлений и способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений; 4) юридические факты прямо или косвенно предусмотрены правовыми нормами и влекут предусмотренные ими юридические последствия; 5) как правило, юридические факты в праве социального обеспечения нуждаются в фиксации в письменной форме (в виде акта, свидетельства, справки и т. д.), хотя в ряде случаев отсутствие письменной формы можно восполнить показаниями свидетелей (подтверждение стажа).
Следует отметить, что понятия «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» не являются тождественными. Юридический факт в праве социального обеспечения - это любое обстоятельство, с которым правовые нормы связывают наступление каких-либо юридических последствий (материального или процедурного характера). Социально-обеспечительный юридический факт - это такой факт, который определяет необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения (возраст, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.); другими словами, социально-обеспечительный факт обусловливает наступление материально-правовых последствий, показывает, по какой причине и при каком условии (условиях) гражданин вправе получать государственную помощь или содержание. Поэтому к социально-обеспечительным фактам нельзя отнести заявление нуждающегося и акт органа социального обеспечения о предоставлении определенного вида обеспечения (это, по большому счету, факты вспомогательного характера, которые нужны для законного и обоснованного наступления материально-правовых последствий). Таким образом, первое из указанных понятий шире второго по объему, поскольку включает также юридические факты процедурного характера. Чтобы реализовать основания и условия социального обеспечения, привести их в действие, требуется соблюдение соответствующей юридической процедуры.
С другой стороны, социально-обеспечительные факты могут быть связаны и с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан,
10
относящихся
к государственным служащим, порядок
прохождения государственной
Социально-обеспечительные факты отражают в себе исключительно позитивные качества человеческого сообщества, чем объясняется тесная взаимосвязь норм права социального обеспечения с правилами морали. Безусловно, предоставление содержания престарелым, инвалидам, лицам, лишившимся кормильца, помощь семьям, имеющим детей, временно нетрудоспособным гражданам и другие мероприятия заслуживают только положительной оценки и служат проявлением «человечности», социальной справедливости общества. С этих позиций особенность юридического факта в праве социального обеспечения заключается в том, что это объективное, учтенное государством в нормах законодательства препятствие для естественного жизнесуществования человека, в связи с чем, он признается нуждающимся в оказании государственной поддержки или содержания. Это препятствие может выражаться в потребности лечения, отсутствии заработка или иного дохода, нетрудоспособности, дополнительных материальных затратах и т. п.
Во
втором параграфе «Фактические составы
в праве социального
11
Фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). В праве социального обеспечения, фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.
Во-первых,
это объективные основания
Во-вторых, для предоставления социального обеспечения также необходимы и обязательны такие процедурные юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения.
Существование фактических составов объясняется сложностью самих общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. По справедливому замечанию С.С. Алексеева, сама природа пенсионного обеспечения такова, что для наступления правовых последствий требуется наличие разнообразных обстоятельств, свидетельствующих о нетрудоспособности лица или о его пожилом возрасте, а также о мере его участия в общественном производстве (стаж). Кроме того, для получения права на тот или иной вид социального обеспечения необходимы не только объективные основания социальной алиментации, свидетельствующие о нуждаемости лица в помощи или содержании со стороны государства, но и желание лица (то есть его волеизъявление) получить эту помощь или содержание. Наконец,
12
нужен также властный акт уполномоченного органа, подтверждающий наличие у данного лица права на тот или иной вид социального обеспечения.
Проанализированы классификации фактических составов на составы с независимым накоплением элементов, составы с последовательным накоплением элементов и смешанные составы, а также на определенные и относительно определенные (бланкетные) составы. Классификация фактических составов на завершенные и незавершенные позволила выделить такие промежуточные правовые последствия незавершенных составов, как возможность накопления очередного элемента состава и предварительное процедурное социально-обеспечительное правоотношение.
Третий параграф «Институт юридических фактов в системе отрасли права социального обеспечения» посвящен теоретическому осмыслению и предложениям по законодательному закреплению института юридических фактов в праве социального обеспечения.
Характерной особенностью конструкции института юридических фактов (способа связи и взаимодействия составляющих институт правовых норм) является такой прием воздействия на общественные отношения, как установление обстоятельств, порождающих право лица претендовать на помощь или содержание со стороны государства. Институт юридических фактов - это своего рода набор гипотез норм права социального обеспечения, определяющих момент их вступления в силу. В силу этого именно на данном институте лежит повышенная ответственность за состояние всей отрасли: от того, каким обстоятельствам законом будет придан юридический характер и насколько точно и однозначно они будут сформулированы, во многом зависит эффективность всего права социального обеспечения, как инструмента оказания помощи и предоставления содержания нуждающимся гражданам. Ни один другой отраслевой институт права социального обеспечения не имеет подобной юридической конструкции, что говорит о несомненном существовании института юридических фактов как самостоятельного правового явления.
Выдвинуто предложение о закреплении института юридических фактов в качестве самостоятельного структурного раздела Федерального закона «Об основах социального обеспечения в РФ» под названием «Основания предоставления
13
социального обеспечения». Содержание данного раздела можно представить следующим образом:
«В
Российской Федерации каждому
В случаях,
указанных в социально-
Основание предоставления социального обеспечения - это обстоятельство, свидетельствующее о нуждаемости лица в государственной помощи или содержании. К основаниям предоставления социального обеспечения относятся достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, временная нетрудоспособность, рождение ребенка и другие обстоятельства, указанные в социально-обеспечительном законодательстве.
Условие предоставления социального обеспечения - это обстоятельство, подтверждающее право лица на получение определенного вида государственной помощи или содержания. К условиям предоставления социального обеспечения относятся страховой стаж определенной продолжительности, факт социального страхования, оставление государственной (муниципальной) службы, дающей право на получение пенсии за выслугу лет, и другие обстоятельства, указанные в социально-обеспечительном законодательстве.
Перечень оснований предоставления социального обеспечения устанавливается настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать основания и условия предоставления социального обеспечения, в том числе с учетом местных исторических, национальных, религиозных и иных особенностей, при условии финансирования связанных с этим расходов за счет средств соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
14
В качестве
подтверждения оснований и
Социальное
обеспечение предоставляется
Далее предлагается изложить основания
социального обеспечения примен
До принятия ФЗ «Об основах социального обеспечения в РФ» («переходный период») предлагается внести изменения в действующее социально-обеспечительное законодательство, четко указав основания и условия предоставления отдельных видов социального обеспечения.
По мнению автора, предложения о кодификации законодательства о социальном обеспечении на сегодняшний день являются недостаточно обоснованными. Кодекс по определению должен обладать признаками стабильности и полноты охвата, регулируемых им общественных отношений, что при существующих тенденциях развития законодательства вряд ли возможно. В этой связи принятие Социального кодекса (Кодекса социального обеспечения) представляется преждевременным на настоящем этапе развития Российского государства.
Таким
образом, структура института
Информация о работе Юридические факты и правоотношения в сфере ПСО