Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа
Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:
1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.
Содержание
Введение
1 Сущность этнополитических конфликтов
1. 1 Происхождение, причины и особенности этнополитических конфликтов
1. 2 Этнополитические конфликты в России
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе
2. 2 Национальная политика на Северном Кавказе
Заключение
Библиографический список
- в сфере укрепления безопасности и правопорядка: обеспечение действенной защиты населения Чечни и граничащих с ней дагестанских, ставропольских, ингушских сел от бандитских нападений; усиление мер по предотвращению проникновения в Чечню, Дагестан, Ингушетию и Ставрополье боевиков и оружия; перечисленным республикам временно придать особый статус до полного урегулирования ситуации;
- в этнополитической сфере: обеспечение реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе; подписание договоров, в том числе об урегулировании отношений и сотрудничестве между Северной Осетией — Аланией и Ингушетией и др.; формирование системы коллективного рассмотрения северокавказских этнополитических проблем и выработка рекомендаций органам власти;
- в сфере межгосударственных отношений: создание государственной системы мониторинга этнополитической ситуации в регионе для выполнения функции прогнозирования и раннего предупреждения возможных конфликтов и т.д.; достижение договоренностей о приграничном сотрудничестве, совместных программах в области образования, культуры, языка, сохранения традиций и т.д.
- в духовной сфере: активная пропаганда идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия с учетом традиций и обычаев кавказских народов; направление усилий на сохранение и развитие самобытных культурных традиций северокавказских и других российских народов, проживающих в регионе; оказание всемерного содействия в реализации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью, на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения, в том числе и путем создания национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности и т.д.
- не следует тиражировать и навязывать модель действий, которая показала на практике свою несостоятельность. Так, в двухсторонние конфликты на Кавказе нередко оказывается втянутой «третья сила» — федеральный центр, на который тут же перекладывается вся ответственность за события, а участники объединяются в борьбе против «арбитра». Это порочная практика, так как за конфликты внутри субъектов Федерации должны нести ответственность их руководители и народ;
- пропагандировать новые организационно-правовые подходы (общекавказских механизмов выхода из этнополитических конфликтов, так как внутринациональный потенциал выхода уже исчерпан);
- не допустить нарастания напряженности в относительно благополучном западном секторе Кавказского региона (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Краснодарский край);
- осуществить мораторий на изменение территориальных границ субъектов Федерации. Поэтому принципиально важное значение имеет инициатива Президента России и Председателя правительства об объявлении на ближайшие 15 — 20 лет моратория на изменение территориальных границ субъектов Федерации;
- обеспечить свободное расселение и проживание граждан любой национальности на любой территории;
- активизировать работу с политическими элитами, общественностью в Центре и регионах, с религиозными деятелями основных конфессий для консолидации усилий перед угрозой экспансии религиозного экстремизма, отвергающего идеи межнационального и межконфессионального сотрудничества, строительства в России гражданского общества;
- необходимо развязать «чеченский узел»: нейтрализовать его вооруженный этап, маневрируя различными рычагами воздействия на общество и руководство, и реализовать мероприятия по стабилизации жизни в республике, что предполагает:
а) в финансовой области — выделение средств Чечне для поддержки социально значимых сфер (пенсии, здравоохранение, образование, правоохранительная система), но при оговариваемых федеральным центром условиях использования и контроля средств;
б) совместную разработку и реализацию программ восстановления и развития Чеченской Республики;
в) подключение к восстановительной работе в Чечне средств Российской Федерации и других внебюджетных средств;
г) использование потенциала полномочного представительства и создание органов власти в Чечне;
д) в сфере
транспортировки нефти — обеспечение
работы нефтепровода через Чечню.
Заключение
Кавказ — важнейший регион, где сегодня проходят испытание на прочность не межнациональные отношения, но и вся модель национально-государственного устройства России и система федеративных отношений. Не только России нужен Северный Кавказ и Северному Кавказу нужна Россия.
Анализ
динамики политического процесса на
Северном Кавказе позволяет выделить
не только его этапы и главные
тенденции, но и зафиксировать также
неравномерный потенциал
Содержание этнополитического процесса в регионе различается по группам республик в зависимости от этнического состава их населения. Большая внутренняя стабильность при доминировании республиканской власти фиксируется в республиках с ярко выраженным этническим большинством титульного этноса (исключая Чечню), меньшая политическая стабильность — в полиэтничных республиках, с характерной ориентацией на федеральную власть (Карачаево-Черкесия, Дагестан). Особенностью политической ситуации в этих республиках является ее трудная прогнозируемость, объясняющаяся неравновесностью действующих здесь политических сил.
Регионально-
Интересы
политических субъектов не совпадают:
центральная власть стремится формировать
Северный Кавказ как единый политический
регион страны, местные политико-
В
качестве главного противоречия политического
процесса на региональном уровне можно
выделить борьбу сил, утверждающих современный
тип государственности, который
во всем мире характеризуется
Библиографический
список
1. Бабосов Е. М. Конфликтология: Уч. пособие для студентов ВУЗов,--Мн: Тетра Системс, 2000.
2. Барбашин М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение.
3. Ворожеейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник.—М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты на Северном Кавказе // Региональный политический конфликт / Отв. ред. В.Н. Коновалов. Ростов н/Д, 2003.
5. Политическая
конфликтология: Учебное пособие/
Под ред. С. Ланцова.—СПб.: Питер,
2008.—319 с.:ис.—(Серия «Учебное
6. Макеев В.В., Гулиев М.А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах. Монография. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России 2004.
7. Мацнев А.А., Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования //Социально-политический журнал. 1996г. №4.
8. Тишков В. А., О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4.