Этнополитические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:
1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.

Содержание

Содержание
Введение
1 Сущность этнополитических конфликтов
1. 1 Происхождение, причины и особенности этнополитических конфликтов
1. 2 Этнополитические конфликты в России
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе
2. 2 Национальная политика на Северном Кавказе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Интересны примеры предотвращения Россией  перерастания межэтнической напряженности в конфликты в Республике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чувашии.

      Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных  отношений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном государстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротворческой роли политического центризма.

      Ориентация  на максимальное ослабление пагубного  воздействия социальных и. национальных катаклизмов на состояние общественных, в том числе межэтнических, отношений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходимых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен самим межэтническим отношениям, осуществляющим их национальным элитам и группам.

      Переходя  к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следующее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический концепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность создания алгоритма компромисса между партнерами, придерживавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способствующий эволюции позиций партнеров, опираясь на которую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.

      Этот  опыт может быть использован для  решения проблем, связанных с этнополитическими конфликтами в России. Он указывает на необходимость скорейшего формирования добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть создание системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицированные и достоверные экспертные оценки развивающихся в регионах процессов, предложить оперативную и долговременную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.

      Важную  роль в интересах достижения и  сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи  общественных организаций политических партий, движений, союзов, которые могут и должны стать проводниками народной дипломатии и образовывать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2 Этнополитические  конфликты в России 

      Если  рассматривать межнациональные конфликты на территории России, а не только на территории Северного Кавказа, то существуют несколько точек зрения на эти проблемы:

      1.Одна  из наиболее известных и распространенных  концепций предложена С. Хантингтоном. Суть её: наступает новый цивилизационный кризис. В основе столкновения лежит культурная несовместимость народов и прежде всего несовместимость между евро-христианской и азиатско-мусульманской цивилизаций. Действительно, если посмотреть на перечень горячих точек планеты, то нетрудно заметить, что культурно-цивилизационный компонент играет в них немаловажную роль. Однако если присмотреться к этим конфликтам более внимательно, то нетрудно заметить, что не менее важную роль играют территориальные притязания и стремление к обоснованию права на существование суверенного государства в пределах определенной территории. Причем вопрос о праве на территорию облекается, как правило, в форму апелляции к «священному»: к историческим корням народа, к религиозным традициям, к «национальным интересам » соответствующих сообществ.

      2. Вторая точка зрения на развертывающиеся  конфликты представляет собой  теоретическое обобщение ситуации, сложившейся во всем мире в  послевоенный период. Распад колониальной  системы стал и следствием, и  мощным стимулом национальных  движений и соответствующих национальных идеологий. В таком случае национализм не случайно ассоциируется с образом двуликого Януса, один лик которого обращен в будущее, в сторону модернизации, а другой — в сторону прошлого, утверждая архаизмы национальной самобытности и изоляционизма. При конкретном анализе этой проблемы выясняется, что национализм каждого народа связан с версиями национального самосознания, опирающимися на соответствующий исторический опыт, на распространенное в массовом сознании этноса или национальной группы представление о самих себе, о своих ближайших соседях, об исторических нациях современного мира.

      Для России как многонационального, многоэтнического государства именно данная проблематика выдвигается ныне на первый план.

      3. Третью точку зрения можно обозначить как «концепцию идеологического обруча». Ее авторы и сторонники считают, что социалистическая идеология, будучи вариантом идеологии тоталитарной, служила средством подавления национальных интересов. Как только под напором внешних и внутренних сил мощь тоталитарного государства ослабла, так в полной мере обнаружились подавлявшиеся до тех пор национальные интересы и национализмы. Главный недостаток этой точки зрения заключается в упрощении реальной ситуации. Ее приверженцы игнорируют сложнейшие вопросы динамики национальных самосознаний, во многом обусловленные модернизационными процессами.

      Таким образом, все три имеющиеся точки  зрения на природу этнонациональных конфликтов ограничены. В их основе лежат слишком широкие предпосылки, не позволяющие в полной мере учесть специфику происходящего в России. Это не значит, что они полностью неверны. Каждая из них схватывает какую-то сторону процесса и обращает внимание на некоторые важные характеристики субъекта социального действия, осуществляющего преобразования, но ни одна из них не сконцентрирована на происходящем ныне в российской жизни.

      Содержательный  анализ конфликтов в пределах РФ позволяет  сгруппировать их в три основных типа.

I тип  — конфликты, в которых доминирующую роль играют территориальные притязания. Они касаются соседствующих народов и этнических групп и могут приобретать весьма острый характер. Яркий пример конфликта такого типа —осетино-ингушский.

II тип  — конфликты сецессионного типа, в которых ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис.

III тип — статусные конфликты, в основе которых лежат требования о расширении административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе. На протяжении конца 80-х годов вплоть до принятия новой Конституции РФ(1993 г.) почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость.

      Конфликт  этого типа может быть прямо не связан с национальными интересами каких-либо этнических образований. Национальный аспект такого рода конфликтов раскрывается лишь в отношении к проблеме целостности России и признания или непризнания авторитета Российского государства.

      Краткий обзор позволяет сделать вывод: конфликтность не является доминирующей чертой этнополитических отношений  в РФ. Однако межнациональные отношения — легко воспламеняющийся материал. Зоны напряженности при сравнительно небольших ошибках в отношении к местным властям могут быстро трансформироваться в конфликты, а если в этих конфликтах будет применено насилие, то неизбежно возникновение кризиса, который будет иметь затяжной характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе

2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе 

      Начало  нового столетия поставило перед  человечеством новые вызовы и  угрозы, пришедшие на смену угрозам «холодной войны» — такие как международные терроризм, трансграничная преступность, формирование нового мирового порядка, «дробление» национальных государств, усиление сепаратистских и националистических выступлений. Кавказ — традиционно является одним из тех регионов мира, в которых обозначенные процессы протекают наиболее в острых и агрессивных формах. Ситуация, развивающаяся на Кавказе в целом в последние десятилетия, представляет собой реальную угрозу для Российской Федерации. Именно в этом регионе Россия столкнулась с наиболее серьезными геополитическими вызовами и угрозами, преодоление которых является общенациональной задачей. От решения проблем в кавказском регионе во многом зависит будущее устройство России, сохранение внутренней стабильности и развитие политических процессов во всем государстве.

      Исследование  этнической проблемы на Северном Кавказе чрезвычайно актуально, так как предпринятые в последние годы меры по урегулированию внутренней ситуации в регионе являются явно недостаточными. Как отмечают аналитики, развитию негативных явлений, способствуют:

- отсутствие  хорошо продуманной федеральной  политики в регионе;

- нестабильная  политическая и социально-экономическая  ситуацию;

- неконтролируемые процессы миграции и связанная с этим криминализация ряда этнических диаспор;

- коррупция,  воровство, разбазаривание государственных  средств органами государственной  власти;

- эпизодичность  принимаемых органами государственной  власти и местного самоуправления  мер по противодействию экстремизму;

- высокий  уровень безработицы и, соответственно, низкий жизненный уровень населения как питательная среда для формирования кризисных межэтнических процессов.

      Среди других, наиболее актуальных проблем  Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, ускоренную исламизацию и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблему разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций; неупорядоченную и слабую идеологическую работу среди населения, особенно среди молодежи, направленную на неприятие терроризма в любых проявлениях и оптимизацию межнациональных отношений; смещение традиционного межэтнического баланса в северокавказских республиках (в структурах власти, бизнесе, национально-этническом составе населения) из-за оттока русскоязычных граждан в сторону титульной нации; отсюда — усиление напряженности отношений с другими кавказскими народами, составляющими численное меньшинство отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и, безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике.

      Таким образом, современное состояние  межнациональных отношений в  Северо-Кавказском регионе можно охарактеризовать как достаточно сложное и неоднозначное, хотя открытых массовых выступлений на этнической почве не наблюдается. Этническое противостояние носит в основном скрытый характер и локализуется на бытовом уровне. Тем не менее, время от времени, проблемы на этнополитической почве выплескиваются наружу. Особой напряженностью отличаются межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках — Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многонациональном Дагестане.

Кабардино-Балкарская Республика находится в центре Северного  Кавказа. Кабардинцы, как и другие адыгские народы, наряду с осетинами, — наиболее интегрированное в российскую цивилизацию кавказское население. Но противоречие, заложенное в национально-государственном устройстве республики, периодически напоминает о себе, особенно на бытовом уровне. Ситуация в межэтнических отношениях, в частности, осложняется тем, что балкарцы — один из репрессированных народов Кавказа. В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток провозгласить суверенитет Балкарии и преобразовать ее в самостоятельный субъект Российской Федерации или объединиться с карачаевцами в единое национально-территориальное образование. Последняя такая попытка была предпринята в ноябре 1996 г. провозглашением представителями балкарской оппозиции так называемой «Балкарской республики».

Не менее  острыми остаются этнополитические процессы в Карачаево-Черкесской Республике. Согласно республиканской конституции, субъектообразующими народами в  республике являются карачаевцы, черкесы, русские, абазины, ногайцы.

      Парад суверенитетов, начавшийся с развалом Советского Союза, непосредственно  затронул и республику. В июле 1991 г. был создан оргкомитет по созданию Карачаевской Республики. На казачьих съездах были провозглашены Баталпашинская Республика (август 1991 г.) и Урупско-Зеленчукская Республика (ноябрь 1991 г.). Съезд черкесского народа в октябре 1991 г. провозгласил Черкесскую Республику, съезд абазин — Абазинскую Республику. Вторая волна требований о разделе территории пришлась на конец 1994 — начало 1995 гг. Объединенный съезд черкесов, абазин и части русских предложил воссоздать Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края. По времени этот политический кризис совпал с общим кризисом власти в республике, связанным с окончанием срока полномочий Народного Собрания. В результате кризиса в республике на несколько лет была восстановлена система назначения высшего должностного лица федеральным Центром.

Информация о работе Этнополитические конфликты