Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа
Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:
1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.
Содержание
Введение
1 Сущность этнополитических конфликтов
1. 1 Происхождение, причины и особенности этнополитических конфликтов
1. 2 Этнополитические конфликты в России
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе
2. 2 Национальная политика на Северном Кавказе
Заключение
Библиографический список
Интересны примеры предотвращения Россией перерастания межэтнической напряженности в конфликты в Республике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чувашии.
Если,
вернуться к общим предпосылкам
упреждения этнополитических столкновений,
то необходимо отметить значительный
потенциал оптимизации
Ориентация на максимальное ослабление пагубного воздействия социальных и. национальных катаклизмов на состояние общественных, в том числе межэтнических, отношений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходимых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен самим межэтническим отношениям, осуществляющим их национальным элитам и группам.
Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следующее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический концепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность создания алгоритма компромисса между партнерами, придерживавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способствующий эволюции позиций партнеров, опираясь на которую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.
Этот
опыт может быть использован для
решения проблем, связанных с этнополитическими
конфликтами в России. Он указывает на
необходимость скорейшего формирования
добротной инфраструктуры, обслуживающей
всю сферу этнополитических отношений
в стране, то есть создание системы, которая
включала бы эффективную экспертную службу
профессионалов-
Важную
роль в интересах достижения и
сохранения межнационального согласия,
возрождения и укрепления единства
многонациональной России призваны
сыграть межрегиональные связи
общественных организаций политических
партий, движений, союзов, которые могут
и должны стать проводниками народной
дипломатии и образовывать пространство
для посредничества в этнополитических
конфликтах.
1. 2 Этнополитические
конфликты в России
Если рассматривать межнациональные конфликты на территории России, а не только на территории Северного Кавказа, то существуют несколько точек зрения на эти проблемы:
1.Одна
из наиболее известных и
2.
Вторая точка зрения на
Для России как многонационального, многоэтнического государства именно данная проблематика выдвигается ныне на первый план.
3. Третью точку зрения можно обозначить как «концепцию идеологического обруча». Ее авторы и сторонники считают, что социалистическая идеология, будучи вариантом идеологии тоталитарной, служила средством подавления национальных интересов. Как только под напором внешних и внутренних сил мощь тоталитарного государства ослабла, так в полной мере обнаружились подавлявшиеся до тех пор национальные интересы и национализмы. Главный недостаток этой точки зрения заключается в упрощении реальной ситуации. Ее приверженцы игнорируют сложнейшие вопросы динамики национальных самосознаний, во многом обусловленные модернизационными процессами.
Таким
образом, все три имеющиеся точки
зрения на природу этнонациональных
конфликтов ограничены. В их основе
лежат слишком широкие
Содержательный анализ конфликтов в пределах РФ позволяет сгруппировать их в три основных типа.
I тип — конфликты, в которых доминирующую роль играют территориальные притязания. Они касаются соседствующих народов и этнических групп и могут приобретать весьма острый характер. Яркий пример конфликта такого типа —осетино-ингушский.
II тип — конфликты сецессионного типа, в которых ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис.
III тип — статусные конфликты, в основе которых лежат требования о расширении административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе. На протяжении конца 80-х годов вплоть до принятия новой Конституции РФ(1993 г.) почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость.
Конфликт этого типа может быть прямо не связан с национальными интересами каких-либо этнических образований. Национальный аспект такого рода конфликтов раскрывается лишь в отношении к проблеме целостности России и признания или непризнания авторитета Российского государства.
Краткий
обзор позволяет сделать вывод:
конфликтность не является доминирующей
чертой этнополитических отношений
в РФ. Однако межнациональные отношения
— легко воспламеняющийся материал. Зоны
напряженности при сравнительно небольших
ошибках в отношении к местным властям
могут быстро трансформироваться в конфликты,
а если в этих конфликтах будет применено
насилие, то неизбежно возникновение кризиса,
который будет иметь затяжной характер.
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности
этнополитических отношений на Северном
Кавказе
Начало нового столетия поставило перед человечеством новые вызовы и угрозы, пришедшие на смену угрозам «холодной войны» — такие как международные терроризм, трансграничная преступность, формирование нового мирового порядка, «дробление» национальных государств, усиление сепаратистских и националистических выступлений. Кавказ — традиционно является одним из тех регионов мира, в которых обозначенные процессы протекают наиболее в острых и агрессивных формах. Ситуация, развивающаяся на Кавказе в целом в последние десятилетия, представляет собой реальную угрозу для Российской Федерации. Именно в этом регионе Россия столкнулась с наиболее серьезными геополитическими вызовами и угрозами, преодоление которых является общенациональной задачей. От решения проблем в кавказском регионе во многом зависит будущее устройство России, сохранение внутренней стабильности и развитие политических процессов во всем государстве.
Исследование этнической проблемы на Северном Кавказе чрезвычайно актуально, так как предпринятые в последние годы меры по урегулированию внутренней ситуации в регионе являются явно недостаточными. Как отмечают аналитики, развитию негативных явлений, способствуют:
- отсутствие
хорошо продуманной
- нестабильная
политическая и социально-
- неконтролируемые процессы миграции и связанная с этим криминализация ряда этнических диаспор;
- коррупция,
воровство, разбазаривание
- эпизодичность
принимаемых органами
- высокий уровень безработицы и, соответственно, низкий жизненный уровень населения как питательная среда для формирования кризисных межэтнических процессов.
Среди других, наиболее актуальных проблем Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, ускоренную исламизацию и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблему разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций; неупорядоченную и слабую идеологическую работу среди населения, особенно среди молодежи, направленную на неприятие терроризма в любых проявлениях и оптимизацию межнациональных отношений; смещение традиционного межэтнического баланса в северокавказских республиках (в структурах власти, бизнесе, национально-этническом составе населения) из-за оттока русскоязычных граждан в сторону титульной нации; отсюда — усиление напряженности отношений с другими кавказскими народами, составляющими численное меньшинство отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и, безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике.
Таким образом, современное состояние межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе можно охарактеризовать как достаточно сложное и неоднозначное, хотя открытых массовых выступлений на этнической почве не наблюдается. Этническое противостояние носит в основном скрытый характер и локализуется на бытовом уровне. Тем не менее, время от времени, проблемы на этнополитической почве выплескиваются наружу. Особой напряженностью отличаются межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках — Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многонациональном Дагестане.
Кабардино-Балкарская Республика находится в центре Северного Кавказа. Кабардинцы, как и другие адыгские народы, наряду с осетинами, — наиболее интегрированное в российскую цивилизацию кавказское население. Но противоречие, заложенное в национально-государственном устройстве республики, периодически напоминает о себе, особенно на бытовом уровне. Ситуация в межэтнических отношениях, в частности, осложняется тем, что балкарцы — один из репрессированных народов Кавказа. В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток провозгласить суверенитет Балкарии и преобразовать ее в самостоятельный субъект Российской Федерации или объединиться с карачаевцами в единое национально-территориальное образование. Последняя такая попытка была предпринята в ноябре 1996 г. провозглашением представителями балкарской оппозиции так называемой «Балкарской республики».
Не менее острыми остаются этнополитические процессы в Карачаево-Черкесской Республике. Согласно республиканской конституции, субъектообразующими народами в республике являются карачаевцы, черкесы, русские, абазины, ногайцы.
Парад суверенитетов, начавшийся с развалом Советского Союза, непосредственно затронул и республику. В июле 1991 г. был создан оргкомитет по созданию Карачаевской Республики. На казачьих съездах были провозглашены Баталпашинская Республика (август 1991 г.) и Урупско-Зеленчукская Республика (ноябрь 1991 г.). Съезд черкесского народа в октябре 1991 г. провозгласил Черкесскую Республику, съезд абазин — Абазинскую Республику. Вторая волна требований о разделе территории пришлась на конец 1994 — начало 1995 гг. Объединенный съезд черкесов, абазин и части русских предложил воссоздать Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края. По времени этот политический кризис совпал с общим кризисом власти в республике, связанным с окончанием срока полномочий Народного Собрания. В результате кризиса в республике на несколько лет была восстановлена система назначения высшего должностного лица федеральным Центром.