Этнополитические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:
1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.

Содержание

Содержание
Введение
1 Сущность этнополитических конфликтов
1. 1 Происхождение, причины и особенности этнополитических конфликтов
1. 2 Этнополитические конфликты в России
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе
2. 2 Национальная политика на Северном Кавказе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Сущность  этнополитических конфликтов

1. 1 Происхождение,  причины и особенности этнополитических  конфликтов

1. 2 Этнополитические  конфликты в России

2. Этнополитические  конфликты на Северном Кавказе

2. 1 Особенности  этнополитических отношений на Северном Кавказе

2. 2 Национальная  политика на Северном Кавказе

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и другим. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я — русский» или «я — украинец» являются не просто фиксацией некой прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражением глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.  Каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет только с помощью создания собственного государства.

      Конец 80-х – начало 90-х годов ознаменовался  сложными и противоречивыми, по сути и своей значимости, событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Серьезным препятствием в движении России вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками, процесс нарастания этнополитических конфликтов.

      Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.

      Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:

1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;

2) этничность  не является предметом свободного  выбора. В подавляющем большинстве  случаев человек «выбирает» свою  этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;

3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.

      Считается, что именно этнополитический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

      Таким образом, можно сказать, что проблема этнополитических конфликтов на сегодняшний  день является актуальной, как для  всех стран мира, так и для нашей  станы в частности. Ведь рост этнического самосознания, тенденции к суверенизации нередко приводят к столкновению интересов народов и этнических групп. Наиболее отчетливо эти процессы можно наблюдать на Северном Кавказе, который характеризуется высоким уровнем полиэтничности.

      Целью данной контрольной работы является изучить проблему конфликтов в сфере межэтнических отношений.

      Для достижения настоящей цели следует  выделить ряд задач. Во-первых, определить сущность конфликтов в целом, а также  сущность конфликтов в России. Во-вторых, выявить особенности этнополитических конфликтов на примере Северного Кавказа.  
 
 

1. Сущность  этнополитических конфликтов

1. 1 Происхождение,  причины и особенности этнополитических  конфликтов 

      Этнополитические конфликты возникли еще на заре человеческой истории и происходили за обладание средой обитания. Случалось, что в одних конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение этносов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты.

      Древние письменные источники оставили нам  свидетельства о крупнейших этнополитических конфликтах Трагическая история депортации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н. э. и повторявшаяся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами пришли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-западном Китае, исторические сведения о других народах доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнание с земель не были исключительным явлением.

      Захват  иноплеменников с целью превращения  их в рабство, а затем и для  продажи как товар, было известно давно. Этим промыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымское Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа. Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света.

      Этнополитический конфликт — это частная форма социально-политического конфликта, но обладает при этом своими специфическими особенностями.

      Во-первых, подавляющее большинство этнических конфликтов имеют политическую составляющую, то есть в большей или меньшей  степени они являются этнополитическими. Следует различать горизонтальные этнополитические конфликты — конфликты между этническими группами (например, конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами или конфликт между крымскими татарами и остальным населением Крыма), и вертикальные — конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский, карабахский, косовский конфликты)1.

      Во-вторых, важно учитывать, что в одних  случаях этничность может быть лишь «камуфляжем» политической борьбы. В  других случаях речь может идти об обратном «камуфляже», когда за политическим лозунгами декларируемыми целями скрывается острый этнический конфликт.

      В-третьих, этнополитические конфликты в большинстве  случаев имеют статусную природу. Причиной конфликта может служить  не только борьба за повышение статуса  или борьба против дискриминации, но также и опасение утратить имеющийся статус.

      В-четвертых, этнополитические конфликты—конфликты  идентичностей, так как участие  в конфликте преимущественно  на основе групповых мотивов обязательно  предполагает отождествление человека с группой, участвующей в конфликте, его этническую идентификацию.

      В-пятых,  практически во всех случаях этнополитические конфликты многофакторные, имеют  несколько объектов конфликта и  проблемных зон.

      В-шестых, этнополитические конфликты трудно поддаются разрешению, поскольку возникает чрезвычайно сложная задача найти пути разрешения данных конфликтов.

      Остается  лишь повторять «золотое правило» конфликтологии: избежать конфликтов нельзя, надо научиться  с ними жить и минимизировать издержки. А для этого, в первую очередь, надо научиться понимать природу и специфику всех конфликтов вообще, а этнических особенно.

      Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только одной науки. Их изучают представители многих отраслей научного знания — философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие. Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) конфликтов.

      Однако  целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились  два подхода.

      Первый  социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных группировок (стратов, социально-профессиональных групп, возрастных категорий и др.). Исследуется; взаимосвязь и взаимовлияние социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряженность.

      Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоятельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания.

      Второй  — политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного развития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли национальных элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.

      В качестве ключевого исследуется  вопрос о власти, доступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в начале 80-х годов в США наука этнополитология— новая и пробивающая себе дорогу с определенными трудностями — обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятилетие.

      Прежде  всего, в любых региональных и  социально-экономических условиях необходимо заблаговременно выработать модель политического поведения на случай межэтнических коллизий. Это должен быть четкий и ясный документ, привязывающий конкретные политические шаги к потребностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики.

      Многонациональность как явление, а обострение межэтнических отношений тем более, требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком данных, электронной связью с центром, сопредельными регионами по географической горизонтали и вертикали.

      Однако  группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготовленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население.

       Властные  структуры должны иметь надежную возможность переключать потенциал средств массовой информации практически целиком на нужды этнополитического регулирования.

      В период назревания, а тем более  развертывания этнополитических столкновений нужна высокая степень готовности к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств.

      В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное — это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше механизма выравнивания этнополитического пространства региона.

      Разумеется, вышеперечисленные меры только формируют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего региона.

      Россия  активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягчение конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.

Информация о работе Этнополитические конфликты