Этнополитические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Этнополитические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение, этнополитических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнополитических конфликтов, ученые обнаружили:
1) этничность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2) этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
3) этнополитические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений — классовые, экономические, правовые, экологические.

Содержание

Содержание
Введение
1 Сущность этнополитических конфликтов
1. 1 Происхождение, причины и особенности этнополитических конфликтов
1. 2 Этнополитические конфликты в России
2. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе
2. 1 Особенности этнополитических отношений на Северном Кавказе
2. 2 Национальная политика на Северном Кавказе
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Третий, не менее острый этнополитический кризис, разгорелся в мае 1999 г. во время выборов главы республики, когда вновь был выдвинут лозунг о возвращении Черкесской автономии в состав Ставропольского края. Причем, на одной стороне были карачаевцы, на другой — черкесы, абазины и часть русского населения.

      Новый политический кризис в Карачаево-Черкесии в октябре 2004 г. в очередной раз  обострил проблемы взаимоотношений  между ее крупнейшими этническими  группами: черкесами, карачаевцами, абазинами  и русскими. К этому времени  практически завершился передел собственности бывших «казачьих» районов — Зеленчукского и Урупского — в пользу карачаевцев за счет вытеснения русских из республики.

      Острой  проблемой в республике является проблема чеченских беженцев, количество которых не поддается точному  учету, так как большинство чеченцев живет в Карачаево-Черкесии нелегально. По некоторым источникам чеченская диаспора в республике насчитывает около 22 тыс. человек. В результате получается, что беженцев из Чечни в Карачаево-Черкесии больше, чем, например, коренных ногайцев. Такой стремительный наплыв беженцев волнует жителей республики, так как подрывает сложившееся межнациональное равновесие, традиционные отношения между коренным населением.

      По-прежнему нестабильной остается ситуация и в  Дагестане. Это единственная из республик в составе России, не имеющая так называемой «титульной» этнической группы. Коренными в ней признаны 14 этносов. Дагестан — это самый полиэтничный регион в пределах Северного Кавказа. Здесь, по разным оценкам, проживают более 50 народов. Само название республики означает «страна гор» и не связано с каким-либо этносом. Ни одна из этнических групп, входящих в официальный круг коренных народов Дагестана, не составляет большинства в республике (доминирует альянс даргинцев и аварцев, которые также конкурируют друг с другом). Ни одна из групп не имеет такого численного или историко-культурного превосходства, чтобы исключать всякое участие представителей других групп в принятии важнейших политических решений. Поэтому основной особенностью формирования органов власти в республике, проведения выборов и принятия важных политических решений является квотирование национального представительства и достижение межнационального согласия.

      Тем не менее, эти меры не всегда в состоянии  установить межнациональный консенсус. Они провоцируют многочисленные малые народности Дагестана зафиксировать свое представительство во властной республиканской элите (например, цезов) или требовать отдельного государственного образования (как, например, кумыкское национальное движение «Тенглик» в середине 90-х гг. прошлого века).

      Этнический  фактор, квотирование по национальному  признаку и сложившаяся система  «пакетных» соглашений между представителями  основных народов и народностей Дагестана не вписывается в новую систему формирования региональных органов государственной власти. Пока ситуация держится на добровольном соглашении о национально-этническом представительстве в органах власти. Но при условии политического или экономического усиления одной из сторон нельзя исключить новое обострение межэтнических отношений.

      Остроту ситуации в Краснодарском крае определяет нерешенность проблемы турок-месхетинцев, а также вынужденных переселенцев из государств Закавказья. Чрезмерная плотность населения и фактически нелегальный статус их пребывания на территории края формирует криминогенную обстановку в регионе и предпосылки к конфликтам на бытовой основе с местным населением.

      Сложной остается этнополитическая обстановка на административной границе Ставропольского края и Чеченской Республики в результате проникновения на территорию края мелких бандгрупп и отдельных боевиков. Наиболее острая ситуация — в трех приграничных районах Ставропольского края: Степновском, Нефтекумском и Курском. Здесь продолжаются набеги со стороны соседей из Чечни и Дагестана, поджоги, кражи, убийства и похищения людей.

      В Левокумском, Нефтекумском, Степновском, Труновском, Георгиевском районах края за последние годы за счет переселенцев из других республик заметно прибавилось число жителей. Только в 2004 г. в крае пришлось гасить локальные конфликты между местными и переселенцами в станице Лысогорской Георгиевского района, станице Советской Кировского района, на хуторах Новоалександровского района, в селе Ключевском Труновского района. Было предотвращено и крупное столкновение в Степном. Другой стороной конфликта по отношению к коренным жителям были выходцы из Чечни, Дагестана, турки-месхетинцы, но схема развития конфликта происходила практически по тому же сценарию. Чаще всего, как отмечают некоторые аналитики, это было связано с продажей муниципальными властями земель вынужденным переселенцам, самозахватом ими пастбищ, несанкционированным выпасом многочисленного поголовья скота.

      Следует отметить, что в Краснодарском  и Ставропольском краях, Астраханской и Ростовской областях в этнополитическом отношении обстановка остается относительно стабильной и спокойной. Причиной тому является доминирование в составе населения русских и украинцев, часть которых считает себя отдельным народом — казаками. Преобладание русскоязычного населения в данной части региона является основным стабилизирующим фактором, не допускающим эскалацию напряженности на межэтнической основе и эволюцию сепаратистских идей и настроений.

      Взрывоопасная ситуация на Юге России стала одним  из приоритетных направлений в рамках обсуждений стратегии национальной безопасности. Так, нестабильная ситуация в Северо-Кавказском регионе стала главной темой выездного заседания Совбеза РФ, состоявшегося в июне 2009 г. в Махачкале на который были приглашены главы всех южных регионов. Место встречи было выбрано не случайно, как уже отмечалось выше, в Дагестане одна из самых сложных ситуаций с экстремизмом.

      В ходе заседания Президент сообщил, что с начала 2009 года «В регионе  Северного Кавказа было совершено 308 преступлений террористической направленности. Из них: один теракт в Чеченской республике, 104-105 преступлений, связанных с подрывами. В результате были убиты 75 сотрудников правоохранительных органов и 48 гражданских лиц. Число уничтоженных боевиков составило 112 человек. В связи с этой ситуацией президент заявил, что необходимо разработать комплекс мер по противодействию этим угрозам, и поручил Национальному антитеррористическому комитету (НАК) подготовить комплекс организационных и оперативных мероприятий по преодолению террористической активности и бандитизма.

      Проблемам борьбы с терроризмом и стабилизации социально-политической обстановки в  республиках Северного Кавказа  также было посвящено и августовское выездное заседание Совета безопасности в Ставрополе, на котором были рассмотрены  основные действия силовых структур, проанализированы внешние и внутренние негативные тенденции, которые имеют место в республиках Северного Кавказа в части обеспечения безопасности населения, противодействия экстремизму и терроризму. В ходе заседания президентом были определены программные направления реформирования силовых структур, которые позволят значительно снизить уровень террористической угрозы и стабилизировать обстановку в регионе. Также президент заострил внимание на необходимость кардинальным образом перестроить работу с кадрами по всем направлениям, начиная от патрульно-постовой службы, заканчивая руководством соответствующих подразделений МВД, ФСБ и других структур, что также поможет стабилизировать ситуацию в регионе.

      Совершенно  очевидно, что в последнее время ситуация во многих регионах Северного Кавказа значительно обострилась. Этому способствуют объективные факторы: финансовая подпитка боевиков из-за рубежа, а также значительные социальные проблемы регионов — безработица и низкий уровень жизни. Судя по ситуации, у федеральных силовых структур пока не получается нейтрализовать повышенную активность боевиков и стабилизировать социально-политическую обстановку в северокавказских республиках, хотя органами государственной власти и местного самоуправления проводится определенная работа, направленная на укрепление межнационального мира и согласия, постоянно подчеркивается многонациональный характер населения субъектов Южного федерального округа, прививаются идеи толерантности терпимости. 
 
 
 
 
 

2.2 Национальная политика на Северном Кавказе 

      Для реализации действенной политики России на Кавказе предполагается осуществление  ряда неотложных практических комплексных  мер, а именно:

- создание межведомственной комиссии при правительстве Российской Федерации, наделенной полномочиями координации усилий всех органов власти в регионе (в настоящее время для этого есть полномочный представитель в федеральном округе);

- стимулирование организации межгосударственных финансово-промышленных групп, политических ассоциаций, акционерных обществ, компаний, фондов (пользующихся льготами, государственной поддержкой), а также заключение двух-, трех-, многосторонних соглашений между предприятиями, вузами, научными и культурными учреждениями, общественными организациями и объединениями;

- разработка согласованной системы мер по формированию общего экономического пространства, всестороннему развитию внутрирегионального торгового, экономического, научно-технического сотрудничества, осуществление совместных инвестиционных программ и проектов, в том числе международных и с учетом сложившихся связей;

- создание системы нормотворческой деятельности, направленной на расширение и совершенствование нормативно-правовой базы регулирования экологических и культурных отношений в регионе;

-обеспечение благоприятной социально-культурной инфраструктуры межнационального согласия и сотрудничества на Кавказе;

- разработка и реализация эффективной научно обоснованной системы мер обеспечения личной и общественной безопасности;

- широкое использование активно действующей системы народной дипломатии, встреч и контактов представителей различных общественных организаций: женских, молодежных, студенческих, научных и др.;

- формирование региональных систем предотвращения и урегулирования этнополитических конфликтов;

- создание единого информационного поля, инфраструктуры (центр, ассоциация, фонд, институт, издательство) на принципах открытости, объективности, терпимости, организация межнациональных и общественных печатных органов.

      Следует разработать и конкретные программы внутрирегионального сотрудничества по следующим направлениям:

- развитие транспортной инфраструктуры;

- создание единой энергетической системы региона;

- функционирование аграрно-промышленного комплекса;

- формирование системы экологической безопасности;

- развитие международного туризма и курортных зон;

- научно-техническое сотрудничество, создание ассоциаций, объединений представителей академической науки, федеральных и местных научных учреждений;

- углубление и расширение культурного сотрудничества народов Кавказа;

- подготовка профессиональных кадров высшей квалификации (по квотам субъектов Северного Кавказа) в учебных заведениях и крупных научных центрах РФ.

      Повышению этнополитического согласия должно содействовать международное и  государственное законодательство, документально закрепившее необходимость взаимовыгодного сотрудничества народов на основе признания и уважения их основных прав и свобод:

- на существование, запрещающее геноцид и этноцид;

- самоидентификацию;

- суверенитет, самоопределение и самоуправление;

- сохранение культурной самобытности;

- контроль над использованием природных ресурсов;

- доступ к достижениям мировой цивилизации.

      Универсального, пригодного на все случаи жизни, а  тем более самого лучшего способа разрешения конфликтов не было, нет, не будет и быть не может. Основанием для убеждения в правильности столь категоричного утверждения может быть простое и логичное рассуждение: если ни один конфликт не тождествен другому, то и способы разрешения каждого из них не могут не отличаться. Но как бы ни были коварны конфликты вообще и этнополитические в частности, ученые-политологи и конфликтологи стремятся на основе имеющегося опыта разрешения разнообразных политических конфликтов найти если не пути, то подходы к выходу из конфликтных ситуаций.

      Некоторые меры, способствующие преодолению кризиса  и стабилизации обстановки на Кавказе:

- экономической области: оказание адресной финансовой помощи конкретным категориям населения республики и «буферной зоны»; развитие здесь перспективных отраслей производства; создание новых рабочих мест;

Информация о работе Этнополитические конфликты