Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:28, реферат
В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов – изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Национальные чувства 4
2. Этническая установка 6
3. Этнические стереотипы 9
4. Этнические конфликты и национальный экстремизм 12
5. Виды этнических конфликтов и стадии их развития 15
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Другая типологизация конфликтов – по основным целям, содержанию требований – была предложена в 1992-1993 гг. А.Ю. Коркмазовым. Им были выделены следующие типы межэтнических конфликтов:
1. Статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу.
Так, к примеру, национальные движения в странах Прибалтики, на Украине, в Грузии с самого начала выдвигали требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.
2. Статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, которое стремилось подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана.
3. Экстерриториальные, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 экстерриториальных споров. К 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.
4. Конфликты межгрупповые (межобщинные). Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986 г.), в Туве (1990 г.), а также русско-эстонский в Эстонии, русско-латышский в Латвии и русско-молдавский в Молдавии. Причем, если первые два имели характер межгрупповых столкновений, переросших в демонстрационные формы противостояния, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств, направленными на «вытеснение» неэстонского населения, акциями национал-экстремистов, а, с другой – организацией сопротивления.
Типологизация
конфликтов достаточно условна, поскольку
нередко в одном конфликте соединяются
несколько разных целей и содержаний.
Например, в Ингушско-чеченском конфликте
были воедино связаны и территориальные,
и межреспубликанские, и межобщинные споры.
Вот почему исследователи говорят о «кластерах»
конфликтов, и только такое понимание
дает основание для их регулирования.
Сам процесс регулирования связан с формой,
длительностью, масштабами конфликтов.
ВЫВОДЫ
Таким
образом, можно заключить, что этнические
стереотипы, являясь существенным компонентом
установок индивидуального и
группового сознания, обладают, с одной
стороны, высокой степенью консерватизма
и устойчивости, сохраняя свою ценностно-смысловую
структуру на протяжении жизни многих
поколений. С другой стороны, они
обладают способностью к изменению
иерархии внутренних качественных характеристик
под влиянием культурно-исторических
событий эпохи и времени. Не учитывать
диалектической взаимосвязи этих феноменологических
сторон этнического самосознания, значит
быть в плену иллюзий
Важным моментом являются национально-психологические особенности, которые действуют, закрепляются и функционируют как установки. В основе тех или других установок, которые есть в разных видах деятельности, формируются конкретные национальные стереотипы. Национальные установки, отмечают В. Крисько и А. Деркач, будто спорят в память представителей конкретного этнического сообщества и "вынимаются" за необходимости автоматически. Так, автоматически, например, ваш арабский или японский спивбесидник будет выражать вам любезность и приязненность. Это определенная дань традиции, установка, которая формировалась на протяжении возрастов.
Межэтническое общение, как правило, происходит через применение этнических стереотипов. Следует отметить, если у определенных народов сформировались негативные этнические стереотипы относительно восприятия друг друга, то возникает угроза этнического конфликта. Неоднократно повторяясь, негативные этнические стереотипы становятся элементом общественного сознания.
Подчеркивая
положительную и конструктивную
роль этностереотипов в сохранении традиционных
черт и особенностей национальной культуры,
нельзя не отметить негативное действие
тех стереотипов, которые подкрепляются
пренебрежительным отношением к другим
этносов и приводят к национализму в наиболее
плохих его формах. Национализм -это явление
довольно сложное и неоднозначное. Негативными
чертами национализма являются восхваления
собственной наций и противопоставления
ее другим, а также разжигание национальной
вражды.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Этнические конфликты и стадии их развития