Изучить качество бизнес-образования в общественном мнении российских топ-менеджеров слушателей программы MBA

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 19:06, практическая работа

Описание работы

Аббревиатура МВА известна во всем мире и обозначает Master of Business Administration, т.е. магистр делового администрирования. МВА - это не ученая степень в традиционном понимании, это степень, если можно так выразиться, профессиональности в области управления бизнесом.

Содержание

Методологический раздел программы 3

1.1 Обоснование актуальности 3

1.2 Проблемная ситуация 4

1.3 Научная разработанность 5

1.4 Теоретическая интерпретация и операционализация ключевых понятий. 9

1.5 Цель исследования 16

1.6 Задачи исследования 16

1.7 Предмет исследования 16

1.8 Объект исследования 16

1.9 Гипотезы 16

Методический раздел программы 17

2.1 Методы сбора первичной социологической информации 17

2.2 Место, время проведения исследования, название инструментария 18

2.3 Характеристика инструментария 18

2.4 Выборка 19

2.5 Методы обработки эмпирических данных 19

2.6 Практическая значимость исследования 19

2.7 Анкета 19

2.8 Рабочий план проведения исследования 26

Аналитический раздел 27

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

МОЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ.docx

— 106.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО Финансовая Академия при Правительстве  РФ 

Кафедра «Социологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Программа социологического исследования на тему 

«Изучить  качество бизнес-образования  в общественном мнении российских топ-менеджеров слушателей программы  MBA». 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы ОС 3-2

Торойкина Оксана

Научный руководитель:

доц. Дудина О.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009 
 

Содержание  программы 

Методологический раздел программы 3

1.1 Обоснование актуальности 3

1.2 Проблемная ситуация 4

1.3 Научная разработанность 5

1.4 Теоретическая интерпретация и операционализация ключевых понятий. 9

1.5 Цель исследования 16

1.6 Задачи исследования 16

1.7 Предмет исследования 16

1.8 Объект исследования 16

1.9 Гипотезы 16

Методический раздел программы 17

2.1 Методы сбора первичной социологической информации 17

2.2 Место, время проведения исследования, название инструментария 18

2.3 Характеристика инструментария 18

2.4 Выборка 19

2.5 Методы обработки эмпирических данных 19

2.6 Практическая значимость исследования 19

2.7 Анкета 19

2.8 Рабочий план проведения исследования 26

Аналитический раздел 27

Список использованной литературы 31 
 

Методологический  раздел программы

1.1 Обоснование актуальности

     Быть  обладателем степени МВА в России в последнее время стало модно и престижно. Но мода и польза - вещи весьма разные, а иногда даже несовместимые. В данном сообщении я попробую разобраться, что такое МВА, где и как ее получить, и стоит ли это делать вообще в сегодняшних российских условиях.

     Аббревиатура  МВА известна во всем мире и обозначает Master of Business Administration, т.е. магистр делового администрирования. МВА - это не ученая степень в традиционном понимании, это степень, если можно так выразиться, профессиональности в области управления бизнесом. Программы МВА существуют во всех развитых странах мира уже давно, их основная цель - подготовка высокопрофессионального управленческого персонала. Данные программы дают возможность людям, имеющим высшее образование и опыт работы в бизнесе, получить углубленные знания в области управления и делового администрирования. Они обеспечивают не только теоретическую, но и практическую подготовку в области менеджмента и смежных дисциплин. Основная цель данных программ - помочь человеку стать хорошим руководителем высшего звена.

     Сегодня в мире существует порядка 2500 программ МВА, которые преподаются в крупнейших бизнес-школах мира. Ежегодное число  выпускников МВА приближается к 150 тысячам человек.

     В России подобные школы начали свою деятельность с 1998 года. С 2003 года у  нас существуют специальные государственные  требования к программам МВА, ряд  вузов прошел аккредитацию и выдает дипломы государственного образца. Основной упор в российских программах делается на изучение основ бизнеса, особенно менеджмента, и специальных курсов по выбору. Обязательно выполнение итогового проекта и стажировка в компаниях. Принимаются в бизнес-школы люди с высшим образованием и опытом работы в бизнесе не менее 2 лет.

     Обучение  платное, средняя его стоимость  в России сегодня – 8.000$ за два  года. Но цены неуклонно растут. Для  сравнения: за рубежом средняя стоимость  такого образования – 40.000$.

     Далеко  не каждый человек решает получать степень MBA. Данное образование предназначено  в первую очередь для людей, которые  уже состоялись как руководители или имеют потенциал в этом плане и хотят приобрести дополнительные знания в области администрирования. 

1.2 Проблемная ситуация

    Проблемная  ситуация состоит в том, что с  одной стороны дополнительное бизнес образование дает возможность людям, имеющим высшее образование и  опыт работы в бизнесе, получить углубленные  знания в области управления и  делового администрирования; но с другой стороны, эффективность полученного  образования может быть неоднозначной  и не всегда себя оправдывает, так  как получивший его менеджер на практике может не использовать те навыки и  знания, которые он получил в ходе обучения.  
 
 

    1. Научная разработанность
 
  1. Т.И. ЗАСЛАВСКАЯ

              АВАНГАРД РОССИЙСКОГО ДЕЛОВОГО СООБЩЕСТВА:

               ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ 2006.г журнал Социс

Проблема  управленческих кадров в российском бизнесе

     Глубина и необратимость осуществленных в России экономических реформ привели к принципиальному изменению как структуры, так и содержания большинства социальных статусов и ролей. Особенно сильно изменились требования к управленческим кадрам. Адаптация работников исполнительного труда в большинстве случаев не требовала от них серьезного переобучения и длительного накопления профессионального опыта. Люди же, занимавшие управленческие посты, как в частном, так и в государственном секторе, оказались в принципиально новых условиях, приспособление к которым потребовало не только времени, но и профессионального переобучения. За

последние 12-15 лет большая часть старого  поколения менеджеров постепенно ушла из бизнеса. Пришедшее же на смену новое поколение руководителей оказалось в достаточно сложном положении. В условиях полустихийного перехода от плановой экономики к рыночной ни знания, полученные в советских вузах, ни опыт работы на советских предприятиях или в теневых структурах не годились. Между тем, получить системные знания о новых, впервые формирующихся правилах игры было негде и не у кого. Поэтому большинству предпринимателей и менеджеров приходилось учиться и переучиваться на собственном опыте.

     В результате часть из них была вытеснена из бизнеса, а другая так или иначе научилась действовать по складывающимся в России правилам рыночной игры. Однако правила эти нестабильны, противоречивы, а главное, очень серьезно расходятся с действующими юридическими нормами [1,2]. Значительная часть экономических операций происходит в теневой сфере. В то же время российский рынок, хотя и с трудом, все же интегрируется в мировую экономику. Это вынуждает предпринимателей и менеджеров, особенно занятых в крупном бизнесе, осваивать нормы и правила современного цивилизованного рынка, с которыми большинство из них не знакомо. Для успешного оперирования на таком рынке требуется не только и даже не столько усвоение

новых теоретических знаний, сколько накопление практического опыта применения действующих на нем правил игры в практике управления предприятиями и фирмами, Метод проб и ошибок здесь не подходит. Добиться нужного результата можно только с помощью целевого системного обучения действующих предпринимателей и менеджеров правилам и приемам современного бизнеса, эффективным способам поведения в конкретных ситуациях, способам реализации инновационных проектов, методам разрешения внутренних и межфирменных конфликтов и проч.

    Потребность общества в управленческих кадрах, свободно владеющих методами современного бизнеса и способных эффективно сотрудничать с западными партнерами, осознана не только бизнес-сообществом, но и властью. Одним из наиболее эффективных путей ее удовлетворения служит организация обучения разных групп управленцев теории и практике современного менеджмента по программам, дающим диплом MBA (master of business administration). Такие программы реализуются Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской академией государственной службы при Президенте РФ и рядом университетов в столице и регионах. По программам МВА ежегодно обучаются несколько тысяч предпринимателей и менеджеров,

получающих  высшее образование в сфере бизнеса  без отрыва от основной деятельности1. За последние годы диплом МВА получили десятки тысяч высококвалифицированных  специалистов, занимающих ответственные  и престижные позиции в экономике  и сфере управления.

       Мастера делового управления составляют профессиональный и интеллектуальный авангард российского бизнес-сообщества, от расширения численности и повышениясоциального качества которого во многом зависят направления и темпы развития национального хозяйства. Эта важная социальная группа привлекает серьезное внимание ученых, однако специальные исследования ее социально-демографического состава, источников и путей формирования, мотивов деятельности, трудностей на пути к успеху, насколько мы знаем, до последнего времени не проводились.

     В связи с этим представляют определенный интерес результаты социологического исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ2. Анкетированием слушателей программ МВА в АНХ охвачено 1016 человек или 51% генеральной совокупности. Результаты исследования подтвердили, что социальные качества, присущие большинству слушателей программ МВА, действительно позволяют рассматривать

их как  передовую и перспективную часть  российского делового сообщества.       Характерными чертами представителей этой группы являются: заметные успехи и значительный опыт (в среднем - 9 лет) работы в бизнесе, практическое знание правил игры, действующих в российской экономике и высокий уровень адаптации к этим правилам;перспективный возраст (модальный интервал 31-35 лет), установка на восходящую деловую карьеру, высокие деловые амбиции и активное использование получаемых знаний в хозяйственной практике; социальная принадлежность к верхушке среднего класса по критериям уровня образования, материального благосостояния и самооценки достигнутого социального статуса. 

  Одним из важных и интересных результатов исследования явился неожиданно высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ МВА: он составляет почти треть (31%), что примерно вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России. Между тем, обучение по этим программам, как правило, ведется без отрыва от основной работы и требует не только серьезных интеллектуальных усилий, но и крупных материальных затрат (порядка $ 10 000 в год). 

2).Е. Алябьева. «Ребрендинг для топ-менеджеров».  «Эксперт Северо-Запад» №29-30(282-283). 21 августа 2006.

    В данной статье рассматривается развитие рынка образования, а именно, программ Executive MBA в Санкт-Петербурге. Объектом данной статьи является высшее руководство компаний, то есть топ-менеджеры, и менеджеры среднего звена. А в качестве предмета можно считать старт программ Executive MBA, как предвестник трансформации петербургского рынка бизнес образования.

    Данная  статья имеет особенное значение в настоящее время. Скептики утверждают, что набрать группы на дорогостоящие  Executive MBA (магистр делового администрирования для топ-менеджеров) даже в 2008 году будет сложно, ведь емкость рынка мала: если все школы откроют по нескольку ЕМВА, ресурс топ-менеджеров, желающих учиться, будет быстро исчерпан. Тем не менее, пока группы комплектуются. И этот вид школ будет существовать еще долгое время. Конечно, риск провала сохраняется, он затрагивает не только Executive, но и обновляемые классические МВА. Но, как известно, успех любого ребрендинга зависит от деталей.

Информация о работе Изучить качество бизнес-образования в общественном мнении российских топ-менеджеров слушателей программы MBA