Изменение отношение к рекламе в процессе социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п., но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длительную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее - к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению и, наконец - к проецированию символического изображения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая 6
1.1 Основные тезисы. Что такое телереклама? 10
1.2 Психологическое воздействие рекламы 18
Глава 2. Практическая 21
Заключение 28
Литература 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Социология курсач.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Не менее благодарная аудитория для рекламодателей - подростки. Ежегодно американские тинэйджеры тратят на одежду, косметику и на такие личные вещи, как видео- и аудиокассеты и CD, около 30 миллиардов долларов. Многие дети и подростки делают различные покупки для дома, принимая решения относительно конкретных брэндов, и проводят для своих семей "маркетинговые исследования" товарного ассортимента супермаркетов. Ежедневными покупками продуктов для дома занимаются 60% девочек-подростков и 40% мальчиков.

Еще дети - это очень эффективный способ воздействия на кошельки их родителей. Рекламщики говорят о такой важной для них роли детей как их способности "играть роль пилы". Речь идет о следующем. Всем известно, что дети бывают очень настойчивы в своем стремлении выклянчить желаемое у своих родных и близких. С помощью рекламы нужно заставить детей "пилить" своих родителей, вынуждая последних купить товар, пока те капитулируют и купят его.

 

Глава 2. Практическая

      Целью предпринятого нами социологического исследования, проведенного в школе №308 г. Санкт-Петербурга, было изменение отношения к рекламе в процессе социализации личности. В исследовании принимали участие 30 школьников, из них три группы по десять человек разных возрастных категорий (1-я группа ученики начальных классов, 2-я ученики 6-го класса, 3-я ученики выпускного класса).

      В исследовании  использовались такие методики, как  устное анкетирование.  Этот метод выбран из-за проблем  адаптации вопросов для трех  возрастных групп, и при их  письменном изменеинии вопросов  размывается, или частично утрачивается суть поставленного вопроса.

      Главной задачей  исследования было определение  вектора изменения отношения к рекламе у школьников в процессе их социализации. Так же нужно было выяснить влияние возрастных и социальных характеристик на отношение к рекламной деятельности.

       Полученые результаты  позволили выявить отношение  школьников трех групп к рекламной  продукции. Практические результаты исследования  представлены в таблицах и диаграмме.

 

Таблица 1. Отношение школьников различных возрастных групп к рекламе (%)

 

Отношение

Возрастная группа 

1-я группа (8–9 лет)

2-я группа (11–12 лет)

3-я группа (16–17 лет)

Положительное

30

20

0

Выборочно нравится

20

20

20

Отрицательное

50

60

80


 

Таблица свидетельствует о том что, с возрастом критическое отношение к рекламной продукции усиливается. В младшей группе 30% детей положительно относятся к рекламе, и любят ее смотреть. Результат небольшой, т.к по нашему мнению, в этом возрасте уже начинается становление отношеня к рекламе, как к раздражающему фактору. В средней группе (напомним что это ученики 7-го класса) таковых уже меньше – только 20%, а старшим подросткам реклама категорически не нравится. Негативное отношение к рекламе с возрастом устойчиво растет.

      Вопрос «Многие ли рекламные ролики или плакаты вызывают у вас негативную реакцию?» 40% 1-ой группы дали утвердительное «Да», 2-я 60%, 3-я 80%.  Можно предположить что при взросления ребенок все более избирательно подходит к рекламным продуктам.

   Отвечая на вопрос: «Хотели бы вы что-бы рекламы на ТВ не было?» 50%  втроклассников, 50%  младших поростков и 40% учеников выпускного класса ответили «Да». Интересная тенденция т.к. ученики старших классов отрицательно относящихся к рекламе всетаки осознают ее важность и понимают ее необходимость. И в соответсвии с этим отвечая на вопрос «Нужна ли реклама современному обществу?» 80% ребят старшей группы ответили утвердительно, а в младших группах ответы разошлись почти на пополам: 40% в первой группе, 50% во второй.

 

       О том доверяет ли школьник рекламе можно судить по таблице №2.

Таблица 2. Доля детей в различных возрастных группах, доверяющих рекламе (%)

 
Доверие к рекламе

Возрастная группа

1-я группа (8–9 лет)

2-я группа (11–12 лет)

3-я группа (16–17 лет)

Да

30

0

0

Некоторое доверие

20

30

20

Нет

50

70

80


 

Больше всего (30%) верят рекламе  дети младшей группы, но их отношение  всетаки осознано и довольно критично, половина шольников не доверяют рекламе  вовсе. Средние и старшие подростки  в основном не доверяют рекламным сообщениям. Число детей, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции , снижается с возрастом.

 

  Средние баллы воздействия  рекламы в определенных источниках  по мнению школьников можно  увидеть в тыблице №3

 

Таблица 3.  Среднее значение силы воздействия рекламы в баллах (от 1 до 5) , у школьников трех групп.

Наименование рекламной  продукции

Возрастная  группа

1-я группа (8–9 лет)

2-я группа (11–12 лет)

3-я группа (16–17 лет)

В газетах

1

2

2

В метро

1

1

3

В журналах

2

2

3

На радио

2

3

3

На рекламных щитах  на улице

1

2

2

На телевидении

5

4

5

В сети интернет

4

4

5


 

 

     Из таблицы следует  что (по мнению респондентов), наиболее сильным по воздействию  средством  рекламы, является  реклама на ТВ, во всех возрастных  группах. На втором месте реклама в сети интернет, и стоит отметить что старшая группа находит интернет-рекламу не менее сильной чем рекламу на телевидении. Возможно этот результат свидетельствует о том что, ученики старших классов, больше проводят времени в интернете, в отличии от младших групп. Слабо по мнению школьников действует реклама в газетах и на рекламных щитах на улице. 1-я и 2-я группы находят реклмау в метро малоэффективной. Так-же 1-я группа считает что наружная-баннерная реклама не эффективна как и реклама в газетах.

 

       На вопрос «Где  реклама раздражает больше всего?»,  школьники ответили слудующим  образом:

 

Таблица 4. Рекламные продукты вызывающие негативную реакцию у школьников трех групп.(%)

Наименование рекламной продукции  

 

Возрастная группа 

1-я группа (8–9 лет)

2-я группа (11–12 лет)

3-я группа (16–17 лет)

В газетах

-

-

-

В метро

-

10

-

В журналах

-

-

-

На радио

10

-

-

На рекламных щитах  на улице

-

-

-

На телевидении

50

70

60

В сети интернет

40

20

40


 

     Таблица №4 говорит  о том что реклама на ТВ самая раздражающая, хотя из реплик школьников было понятно что их раздражает несколько видов рекламы одновременно, и у многих школьников старшей группы возникало желание отметить несколько вариантов. Без внимания у школьников как и прежде остаются реклама в газетах, журналах, и на рекламных  щитах на улице.

     Почти одинаково  респонденты трех групп ответили  на вопрос: «Переключаете ли вы телеканал, когда начинается реклама?», вариантом «Да, иногда», с редкими исключениями, когда респонденты отвечали «Да, и очень часто».

    

В следующих диаграмме  показано какие чувства возникают  у респондентов при просмотре  рекламной продукции.

 

1-я группа (8–9 лет)

 

 

2-я группа (11–12 лет)

3-я группа (16–17 лет)

 

       На вопрос: «На  сколько сильно на Вас влияет реклама, когда вы принимаете решение о покупке товара?» школьники ответили следующим образом:

 

Таблица 5. Процентная доля влияния рекламы на школьников трех групп.(%)

Влияние

Возрастная группа

 

1-я группа (8–9 лет)

2-я группа (11–12 лет)

3-я группа (16–17 лет)

Не влияет совсем

30

30

10

Почти не влияет

30

50

20

Немного влияет

40

20

60

Сильно влияет

-

-

10

Постоянно ориентируюсь на рекламу

-

-

-


 

      Результат говорит  о том что, большинство респондентов  считают что реклама, не может координально повлиять на решение о покупке товара (всего 10% в старшей группе, и 0% в младших). Но отличием старшей группы является мнение что, все-таки реклама каким-то образом влияет на выбор покупки. Треть  младших групп сводится ко мнению что реклама никак не может повлиять на предпочтение какого либо товара.

 

 

Заключение

     Проведенное исследование показало, что отношение к рекламе  у школьников разных возрастов отличается, друг от друга. При сравнении результатов анкет трех групп наблюдается характерная тенденция: при взрослении усиливется негативное отношение к рекламе. Младшая группа относится к рекламе менее избирательно, у группы отсутсвует мнение что реклама нужна современному обществу, и оказывает влияет на предпочтение какого либо товара другому. Мы считаем что это напрямую связано с тем что младшая группа (9-10 лет ) посредственно принимает участие в покупке или выборе какого либо товара. Вопрос предпочтения одного товара другому в основном лежит на плечах родителей. На эту группу реклама влияет скорее подсознательно, т.к. респонденты предпочтут рекламируемый товар не рекламируемому, но при этом в основном отрицают прямое влияние рекламы. В целом отношение к рекламе у младшей группы скорее положительное чем отрицательное, их радует появление новых рекламных роликов на ТВ, но не нравится их частое повторение.

     В процессе социализации  и внедрении школьников в группу  самостоятельных покупателей растет  отрицательное отношение к рекламе.  Взросление создает тенденцию  того, что реклама относится к  средству манипуляции над людьми, и мнение о влиянии рекламы становится более осознаным. Не смотря на негативное отношение, старшая группа осознает социальную и экономическую важность рекламы, но в целом счтиает что реклама не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений. Корнем формирования негативного отношения к рекламе по мнению респондентов является ее обилие и частое повторение. А прерывание любимых телепередач, главный фактор раздражения для школьников старших групп. Стоит отметить, что во всех  возрастных группах ТВ-реклама и реклама в интернет, вызывает наибольшую реакцию, нежели другие виды рекламы, такие как: наружная и печатная реклама.

    Результаты исследования  наглядно показали что при  взрослении, отношение к рекламе  у школьников поступательно изменяется; т.к. средняя группа (11-12 лет) является переходной фазой изменеия отношения, к рекламе в противоположную сторону, от позитивного к негативному.

 

Литература

 

 

  1. Н.Н. Авдеева, Н.А. Фоминых «ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ      РЕКЛАМЫ НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Москва, 2003.
  2. Эриксон Эрик «ДЕТСВО И ОБЩЕСТВО», Москва, 2005.
  3. Резепов И.Ш «Психология  рекламы и PR», Москва, 2008.
  4. http://vivovoco.astronet.ru.
  5. http://childpsy.ru/lib/articles/id/10428.php.
  6. Мокшанцев Р.И Психология рекламы. – М-Новосибирск, 2000.
  7.   Социология. Словарь-справочник. – Москва, 1990.
  8.   Зазыкин  П.И. «Психология в рекламе» Москва, 1993

 

Личные вопросы

 

  1. Ваше имя и фамилия.
  2. Сколько вам полных лет
  3. Ваш пол
  4. С кем вы живете
  5. Ваше хобби, досуг, или чем вы занимаетесь в свободное время.

 

Вопросы о рекламе

 

  1. Как Вы относитесь к рекламе?

 Положительно

 Нейтрально

 Отрицательно

 

  1. Эффективна ли, по вашему мнению, реклама?

Да, согласен (согласна)

Нет, не согласен (согласна)

Не знаю

 

  1. Хотели бы вы, чтобы рекламы на ТВ не было?

Информация о работе Изменение отношение к рекламе в процессе социализации личности