Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:29, реферат
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 1990-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Разумеется, контроль за деятельностью благотворительной организации осуществляют такие высшие руководящие и ревизионные органы самой организации. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации предусмотрел для некоммерческих фондов обязанность создавать специальные органы надзора, такие как попечительские советы».15
Федеральный закон так же предусматривает некоторые формы ответственности некоммерческой организации. В случае совершения организацией действий, противоречащих ее целям, а так же самому федеральному закону, орган, регистрирующий благотворительную организацию, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае невыполнения рекомендаций и неоднократных предложений в письменной форме, вынесенных благотворительной организации, она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст.61-63 ГК РФ16).
В
итоге следует отметить, что в
целом благотворительная
2.2. Перспективы развития благотворительности в России
На основе изучения исторических особенностей развития благотворительности в России и анализа современного состояния осуществления практики благотворительности, можно отметить, что с каждым годом число частных благотворителей увеличивается в целом по стране. Так же увеличивается количество выделяемых грантов и проводимых конкурсов, как со стороны отечественных грантодавателей, так и со стороны зарубежных доноров.
С каждым месяцем пополняется армия добровольцев, готовых безвозмездно оказывать посильную помощь нуждающимся категориям граждан. Все меньше в нашей стране становиться обывателей, люди стали стремиться к участию в судьбе других людей, участию в общем деле – становлению и развитию нашей страны.
На основе этого можно сделать вывод о том что «третий сектор» стабильно развивается и будет продолжать развиваться. А значит, будет увеличиваться число грантов, фондов, благотворительных организаций, и просто числа благотворителей, готовый поддерживать незащищенные слои населения.
Таким образом, можно сказать, что перспективы развития благотворительности весьма благоприятны. Они усматриваются нами как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности.
Во-первых, успокоение российского общества, подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, несомненно, приведет к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления. Это произойдет и по линии государства путем введения налоговых льгот для тех предпринимателей, которые занимаются благотворительностью (как это происходит в большинстве развитых стран), что выразится в создании им соответствующего общественного имиджа в рамках данного региона или российской Федерации в целом. Это, в свою очередь, откроет им путь к участию в органах местного самоуправления и государственной власти.
Во-вторых, позитивно скажутся на перспективах развития российской благотворительности те изменения, которые будут происходить в составе корпуса российских предпринимателей. Образование дает возможности для более «грамотного» управления благотворительными организациями, а так же возможности для реализации своих идеи и проектов.
Таким
образом, уже в скором будущем
Россию ждет возрождение отечественных
традиций благотворительности, а так же
возрождение христианских (церковных)
традиций благотворительности.
Заключение
Современная Россия находится в состоянии поиска новой стратегии развития общества и стоит перед проблемой адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и этики новых рыночных отношений.
Вследствие сложившегося социального кризиса правительство делает все возможное, чтобы нормализовать ситуацию. Процесс формирования в современной России новой системы помощи и защиты набирает силу. Следует отметить развитие не только государственных структур, но и частных благотворителей, а также возрождение института церкви. В государстве насчитывается несколько тысяч различных объединений. Но проблемы страны волнуют не только ее управленцев. Для каждого человека будущее родины это ценность, наверное, этим можно объяснить, что нет равнодушных к незащищенным слоям населения. Именно поэтому в последнее десятилетие наблюдается рост числа благотворительных организации и отдельных благотворителей. За годы Советской власти богатый опыт благотворительной деятельности был фактически похоронен, а ведь именно он необходим для создания нового крепкого, функционального «третьего сектора» экономики России.
В ходе работы была изучена история благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов ХХ века. Было отмечено, что еще в древности на Руси оказывали помощь различным категориям граждан. Формы помощи были самыми разнообразными от просто милостыни до трудовой помощи. Чаще всего благотворителями оказывали князья, купцы, дворяне и прочие знатные и богатые люди, но впрочем, и обычный крестьянин никогда не прогонял со своего двора просящего подаяния человека. Следует так же отметить что от царя, правящего страной очень сильно зависело отношение государства к благотворительной деятельности, скорее к ее формам. С XVIII века начинается рост числа благотворителей, и различных благотворительных обществ. В целом XIX век можно назвать расцветом благотворительной деятельности в нашей стране. Так же выходят различные периодические издания (журналы, газеты) посвященные проблемам благотворительности. Но, как уже отмечалось ранее, с приходом советской власти вся благотворительная практика в нашей стране искореняется, ибо благотворительность (по сути своей) противоречила убеждениям идеологии правящей партии.
В
ходе изучения был отмечен рост благотворительных
организаций и частных
Так же было рассмотрено нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности на современном этапе. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим благотворительную деятельность, является ФЗ № 135 – «О Благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В этом законе определяются не только основные понятия, но и так же цели, формы, средства благотворительной деятельности, а так же порядок создания благотворительной организации. Не оставлены без внимания и правонарушения в области благотворительной деятельности. Но это далеко не единственный нормативно–правовой документ, ряд документов имеет так же непосредственное отношение к благотворительной деятельности, такие как Налоговый, Гражданский кодексы, и др.
В работе были проанализированы перспективы развития отечественной благотворительности, а на основании анализа можно сделать вывод о том, что благотворительная деятельность имеет свое будущее в нашей стране XXI веке. Заметно повышение роли государства в данном направлении. Изменяется налоговое законодательство, создающее более благоприятные условия для предпринимателей, которые занимаются благотворительностью. Также позитивно скажутся на перспективах развития российской благотворительности те изменения, которые будут происходить в составе корпуса российских предпринимателей. Образование дает возможности для более «грамотного» управления благотворительными организациями, а так же возможности для реализации своих идеи и проектов. В целом, российская благотворительность имеет высокие перспективы для развития, расширения и увеличения влияния.
Список источников и литературы
Нормативно-правовые документы
1. О
благотворительной
2. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон РФ № 125 – ФЗ 19 сентября 1997 г. // Собрание законодательств РФ.
3. О
концепции содействия развитию
благотворительной
Литература
1. Албегова И.Ф, Козлова В.В. Социальная работа: история, теория и технология. Ярославль.—2005. —125 с.
2. Александрова Э. В. Благотворительность – осознанная необходимость // Библиотековедение. —2005. —№1. —С.87—91.
3. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. – М.: ГАСБУ, 2007. – 95с.
4. Афанасьев В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты. Спб.: Просвещение, 1998. — 234 с.
5. Бадя Л.В. Из истории социального призрения и благотворительности в Московском уезде(XIX — начало XX в.) // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2009. – №3. – C. 62 – 77.
6. Бадя Л.В.Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк. – М.: Б.и., 1998. – 247с.
7. Белинская А.Б. Благотворительные организации социальной направленности .— М. 2006 .— 66 с.
8. Бобровников В. Г. Благотворительность и призрение в России: Монография. 2000. —56с.
9. Бодренкова Г.П.Добровольчество // Социальная работа. – 2006. – №1. – С. 52 – 56.
10. Братусь
Б.С.Начало христианской психологии.
– М. :Центрополиграф,
11. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: Центрполиграф, 2001. – 445с.
12. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. — 2006. — №10. — C. 32—37.
13. Григорьев А.Д. История милосердно-благотворительной деятельности в России. – СПб.: СПбГИС, 2005. – 105 с. – СПб.: Узорочье, 2005. – 86с.
14. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы.- М.: СПбГУТД, 2000. – 95с.
15. Гусарова М.Е.Общественное призрение в России в XVIII - начале XX века: региональный аспект // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2007. – №4. – С. 68 – 71.
16. Добровольский И. Кузнечевская кладбищенская богадельня в Архангельске // Архангельские ведомости. – 1998. – №6. – С. 157 – 169.
17. Ерзин Е.А. История российской благотворительности. – СПб.: СПбГУТД, 2005. — 78с.
18. Жуков Г.В. Благотворительность в культуре и её формы. / Российская культура XXI века глазами молодых ученых. — 2001. — С. 77—88.
Информация о работе История и традиции русской благотворительности