История и традиции русской благотворительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 1990-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

     Подводя итог, можно сделать вывод, что  нынешний опыт благотворительных пожертвований со стороны предпринимателей является преимущественно адресный. Они хотят видеть наглядные результаты своего участия, и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. Чаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям своих услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи достаточно сложный, и сложно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В этой связи многие предприниматели предпочли бы безвозмездно или с большой скидкой предоставлять общественным организациям свои услуги и материальные ценности.

     Ограниченное  участие в благотворительных  акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей  резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

     Тем не менее, очень важно, что представители  коммерческих структур, безусловно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными  организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса.

     Сама  деятельность общественных организаций  должна выглядеть для жертвователей  прозрачной. То есть, несмотря на все недостатки российской действительности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И отличительной чертой благотворительной деятельности отечественных предпринимателей является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не общественные организации, а государственные структуры. Конечно, современным предпринимателям еще далеко до знаменитых меценатов прошлого, и руководствуются они порой совсем иными целями, но и то, что они делают, имеет огромное значение для общества, и я считаю, что государство должно всячески стимулировать подобного рода деятельность.8 Что касается перспектив развития благотворительности в России, то мне кажется, они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности.

     Подъем  экономики, начавшийся в последние  годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, мне кажется, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления. Здесь опять-таки очень важна государственная поддержка.

     Кроме того, рано или поздно и перед  предпринимателями встанет вопрос "вечной жизни", что также должно позитивно сказаться на перспективах развития российской благотворительности. Также мне хочется заметить, что дети современных российских предпринимателей получают образование в лучших учебных заведениях мира, а культура, как известно, одно из престижных условий, заставляющих предпринимателей заниматься этой гуманной, подлинно человечной деятельностью.

     Анализируя  историю развития благотворительности, можно сделать вывод о том, что как общественное явление она прошла довольно непростой и длинный путь становления в обществе. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие благотворительности в современном обществе. Также в работе обсуждаются проблемы развития благотворительности в настоящее время. Перспективы развития благотворительности довольно высоки, но требуют поддержки и создания благоприятного климата для благотворительной деятельности.

                
 
 
 
 
 
 
 

       Глава    2. Организационно-правовые  основы благотворительной  деятельности в  России

       2. 1      Нормативно-правовое регулирование благотворительной         деятельности в современной России

     Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является федеральный закон РФ № 135-ФЗ  11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

     Данный  федеральный закон определяет деятельность многих субъектов благотворительной  деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций  – благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана  этому же закону. В нем четко  и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной  деятельностью, какие формы благотворительной  деятельности существуют, чем благотворительная  организация отличается от остальных  некоммерческих организаций. Наконец, благодаря именно этому закону институт добровольцев получил правовой статус в России.

     Основополагающим  понятием закона является понятие благотворительной  деятельности. Под благотворительной  деятельностью, согласно ст.1 Закона понимается: «Добровольная деятельность граждан  и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим  лицам имущества, в том числе  денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»9

     В соответствии со ст. 1 закона «О благотворительной  деятельности» указанные понятия  характеризуются двумя базовыми признаками. Во-первых, добровольность осуществления указанной деятельности. К благотворительной деятельности не относиться уплата различного рода обязательств и взносов, деятельность государственных и муниципальных учреждений по бюджетному финансированию здравоохранения, образования и т.д. Вторым базовым, определяющим признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность. В соответствии с законом «О благотворительной деятельности», бескорыстность имеет место не только при оказании поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе.

     Бескорыстие не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, первая, например, может высказываться публично, в том числе через СМИ. Следует отметить, что именно второй признак позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст.19 федерального закона «О рекламе» № 108 –ФЗ от 18 июля 1995 г. «представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условия оказания таких услуг».10

     В ст.3 закона формулируются цели благотворительности. Во-первых, оказание социальной поддержки и защиты граждан, включая материальное положение малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, или иных обстоятельств не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и законные интересы. Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства. Во-вторых, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Способствование укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, региональных катастроф. В-третьих, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, посвящения, духовному развитию личности, деятельности в сфере физической культуры и спорта. В-четвертых, охрана окружающей среды и защиты животных, охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения11

     Установленный законом перечень целей благотворительной  деятельности является закрытым. Его  расширение может осуществляться путем  внесения соответствующих изменений  в данный закон. Так же можно сказать, что благотворительной деятельностью  не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям. Участниками благотворительной  деятельности являются граждане и юридические  лица, осуществляющие благотворительную  деятельность, в том числе путем  поддержки, существующей или создания новой благотворительной организации, а так же граждане и юридические  лица, участники благотворительность. В зависимости от формы, в которой  осуществляется благотворительная  деятельность, осуществляющие ее граждане подразделяются на благотворителей  и добровольцев. Граждане и юридические лица вправе осуществлять благотворительную деятельность как индивидуально, так и объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Согласно закону благотворительные организации могут быть созданы в следующих формах: общественная организация, фонд, учреждение.

     Федеральным законодательством о благотворительных  организациях предусмотрена возможность  других форм благотворительных организаций. Необходимо отметить, что при создании благотворительных организаций  их учредителям надлежит также руководствоваться и иными базовыми законами Российской Федерации, регулирующими порядок создания и деятельность конкретных типов некоммерческих организаций. Например, когда благотворительная организация создается в форме объединения, необходимо исходить из требований федерального закона «Об общественных объединениях», а если в форме фонда, то из требований федерального закона «О некоммерческих организациях». Так же следует отметить, что закон запрещает преобразование благотворительных организаций в хозяйственные общества или товарищества (ст. 11).

     Учредителями  благотворительных организаций  могут быть как юридические, так  и физические лица, так же органы местного самоуправления, государственные  и муниципальные предприятия  и учреждения. Закон не устанавливает специальных процедур регистрации благотворительных организаций в отличие от других общественных объединений, как это было ранее. Порядок регистрации благотворительной организации очень просто, создается такая организация путем регистрации юридического лица (по месту жительства одного из учредителей). Система Органов управления благотворительной организацией определяется учредителем и закрепляется в уставе. Органы управления занимаются следующими делами: изменение устава благотворительной организации; образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение благотворительных программ; утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета; принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств; принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда)».12

     Важно отметить что ст.12 закона, говорит о том, что организация имеет возможность осуществления деятельности благотворительной организацией, направленной на привлечение ресурсов, так же сохраняя возможность на получение доходов от внереализационных операций.

     Закон так же подтверждает право благотворительной  организации на осуществление предпринимательской  деятельности. Такая деятельность может  осуществляться только при достижении целей, ради которых организация  создана. Закон вводит понятие благотворительный грант, заменяя понятие иностранный грант, что говорит о том, что теперь гранты (добровольные целевые пожертвования), могут предоставляться не только иностранными, но и российскими лицами. Кроме того, закон предусматривает новый источники формирования имущества – труд добровольцев.

     Следует отметить, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной  организации, а так же сведения о  размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. По закону, контроль за деятельностью благотворительной организации вправе осуществлять регистрирующий орган и налоговая инспекция. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации13.

     Такой ежегодный отчет предоставляется  в регистрирующий орган в тот  же строк что и годовой отчет  о финансово – хозяйственной  деятельности, представляемый в налоговые органы. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах14.

Информация о работе История и традиции русской благотворительности