История и традиции русской благотворительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 1990-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.30 Кб (Скачать)

     Введение 

     Оказание  благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.

     Благотворительность прошла долгий путь своего становления  и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 1990-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.

     Изучение  основ благотворительности в  настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

     Изучение  данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом  плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России»1, В.А. Сущенко «История российского предпринимательства»2. В настоящий момент существует ряд эмпирических исследований, проводимых с целью изучения отношения населения к благотворительности. В одном из таких исследований, проводимого целым коллективом авторов – И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности»3 представлена полная статистика по крупнейшим городам России, а так же результаты социологического опроса Россиян на тему первоочередности оказания помощи нуждающимся.

     Об  истории благотворительности в России писал Фирсов М.В. в «Антологии социальной работы»4 в одном из томов целиком посвященном истории социальной работы в России, рассматривает не только частную благотворительность, но и благотворительность отдельных организаций. Темникова Л.А. так же в своей книге «Благотворительность в контексте духовного развития общества»5 анализирует историю и теорию благотворительности. Так же историей благотворительности, с различных ее аспектов занимались такие авторы как Матвеева Н.А «Благотворительность семьи Романовых»6; Бобровиков В.Г. в своей работе «Благотворительность и призрение в России»7 анализирует исторические аспекты благотворительности, в частности благотворительность частных лиц.

     Цель курсовой работы   –  проанализировать             благотворительную деятельность в современной России для научного познания и теоретического осмысления богатого опыта общественного призрения и благотворительности, деятельности отечественных предпринимателей, традиционных норм поведения, мышления, «ценностных» ориентаций и представлений, которые вырабатывались в стране веками.

          Задачи:

    1)изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.

    2)выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.

    3) рассмотреть нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности на современном этапе

    4)проанализировать перспективы развития отечественной  благотворительности

       Объектом курсовой работы является благотворительность в России.

     Предметом – роль благотворительности в  становлении и развитии социальной работы.

     Курсовая  работа состоит из: введения, двух глав, заключения, а также  списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается история развития благотворительности в России, этапы становления и специфические черты. Во второй главе говорится о нормативно-правовом регулировании благотворительности в современной России, а также о видах благотворительной деятельности и механизмах их реализации.

     Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что благотворительность  рассматривалась в нескольких аспектах: историческом, экономическом, политическом, религиозном.

       Данная работа будет интересна  студентам кафедры социальной  работы, преподавателям, социальным  работникам и людям, работающим в сфере социальной защиты населения. 
 
 

Глава 1. Развитие благотворительной деятельности в России: история и современность 

1.1. Этапы становления и развития благотворительности 

     В России принято выделять несколько  этапов становления и развития благотворительной деятельности. Первый этапс IХ в. до ХVI в. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

     Добрыми делами, милосердным отношением к  нуждающимся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли “Красное солнышко”. Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.                                                                       

     Князь Ярослав Владимирович, принявший  престол в 1016г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

     В тяжелый период междоусобиц и  войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально, выполняя три важнейших функции: обучение, лечение, призрение (призреть -  обратить взор со вниманием, с участием).

     Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Именно тогда сложились такие пословицы, как “С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка”, “Живой — не без места, а мертвый — не без могилы”.

     При всей своей примитивности дома для  убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

     К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

     Второй  этапс начала XVII в. до реформы 1861г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

     Но  более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения  нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

     Впервые при Петре I детство и сиротство  становятся объектом попечения государства. В 1706г. открываются приюты для “зазорных  младенцев”, куда было приказано брать  незаконнорожденных с соблюдением  анонимности происхождения, а за “погубление зазорных младенцев” неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.

     Екатерина Великая реализовала замысел  Петра I строительством в Москве (1763г.) и в Петербурге (1772г.) императорских  воспитательных домов для “зазорных младенцев”. Благотворительная деятельность Российского императорского двора приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается “...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам “доброго поведения”. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут”. Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были “искусны и умелы”, Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

     В этот же период начинают создаваться  общественные организации, самостоятельно выбирающие объект помощи и работающие в той социальной нише, которую государство не охватывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое “Воспитательное общество” (филантропия - человеколюбие). В 1842г., также в Москве, создается опекунский совет детских приютов, который возглавляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот, а в 1895г. — больница для детей московских бедняков.

     Александр I обращает свое внимание на детей с  нарушением зрения. По его приказу  была разработана оригинальная методика обучения слепых детей. С этого времени  начинают строиться учреждения для  этой категории детей, а в 1807г. открывается  первый институт слепых, где обучалось  лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25).Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские училища, губернские гимназии и университеты. Приходские училища открывались при каждой церкви - и в городах, и в селах. Специализированные профессиональные училища создавались в зависимости от требований регионов, потребностей хозяйства и промышленности. Достаточно широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание. В 1882 году была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. С 1884 года обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами.

     В этот период в России начинает развиваться  определенная социальная политика и  законодательство, складывается система  призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

     Далее выделяется третий этапс 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — “Императорское человеколюбивое общество”, в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Информация о работе История и традиции русской благотворительности