Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:29, реферат
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 1990-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Введение
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Благотворительность прошла долгий путь своего становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как «социальная работа». Она начинает складываться в начале 1990-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и т.д.
Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.
Изучение данной проблемы занимались многие ученые, т.е. данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Например, изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России»1, В.А. Сущенко «История российского предпринимательства»2. В настоящий момент существует ряд эмпирических исследований, проводимых с целью изучения отношения населения к благотворительности. В одном из таких исследований, проводимого целым коллективом авторов – И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности»3 представлена полная статистика по крупнейшим городам России, а так же результаты социологического опроса Россиян на тему первоочередности оказания помощи нуждающимся.
Об истории благотворительности в России писал Фирсов М.В. в «Антологии социальной работы»4 в одном из томов целиком посвященном истории социальной работы в России, рассматривает не только частную благотворительность, но и благотворительность отдельных организаций. Темникова Л.А. так же в своей книге «Благотворительность в контексте духовного развития общества»5 анализирует историю и теорию благотворительности. Так же историей благотворительности, с различных ее аспектов занимались такие авторы как Матвеева Н.А «Благотворительность семьи Романовых»6; Бобровиков В.Г. в своей работе «Благотворительность и призрение в России»7 анализирует исторические аспекты благотворительности, в частности благотворительность частных лиц.
Цель курсовой работы –
Задачи:
1)изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности.
2)выявить специфические черты благотворительности в XXI веке.
3) рассмотреть нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности на современном этапе
4)проанализировать
Объектом курсовой работы является благотворительность в России.
Предметом – роль благотворительности в становлении и развитии социальной работы.
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, а также списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается история развития благотворительности в России, этапы становления и специфические черты. Во второй главе говорится о нормативно-правовом регулировании благотворительности в современной России, а также о видах благотворительной деятельности и механизмах их реализации.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что благотворительность рассматривалась в нескольких аспектах: историческом, экономическом, политическом, религиозном.
Данная работа будет интересна
студентам кафедры социальной
работы, преподавателям, социальным
работникам и людям, работающим в сфере
социальной защиты населения.
Глава 1. Развитие
благотворительной
деятельности в России:
история и современность
1.1.
Этапы становления и
развития благотворительности
В России принято выделять несколько этапов становления и развития благотворительной деятельности. Первый этап — с IХ в. до ХVI в. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.
Добрыми
делами, милосердным отношением к
нуждающимся прославился великий князь
Владимир, которого в народе называли
“Красное солнышко”. Будучи от природы
человеком широкой души, он призывал и
других заботиться о ближнем, быть милосердным
и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир
положил начало и осуществил ряд мероприятий
по приобщению россиян к просвещению и
культуре. Он учредил училища для обучения
детей знатных, среднего состояния и убогих,
видя в образовании детей одно из главных
условий развития государства и духовного
становления общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально, выполняя три важнейших функции: обучение, лечение, призрение (призреть - обратить взор со вниманием, с участием).
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Именно тогда сложились такие пословицы, как “С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка”, “Живой — не без места, а мертвый — не без могилы”.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
Второй этап — с начала XVII в. до реформы 1861г. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее — с его указом (1682г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но
более всего истории известно
имя великого реформатора — Петра
I, который в свое правление создал
государственную систему
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706г. открываются приюты для “зазорных младенцев”, куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за “погубление зазорных младенцев” неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.
Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в Москве (1763г.) и в Петербурге (1772г.) императорских воспитательных домов для “зазорных младенцев”. Благотворительная деятельность Российского императорского двора приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В 1797г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается “...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам “доброго поведения”. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут”. Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были “искусны и умелы”, Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798г. было основано Попечительство о глухонемых детях.
В
этот же период начинают создаваться
общественные организации, самостоятельно
выбирающие объект помощи и работающие
в той социальной нише, которую государство
не охватывало своим вниманием. Так, при
Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается
государственно-
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу была разработана оригинальная методика обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25).Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские училища, губернские гимназии и университеты. Приходские училища открывались при каждой церкви - и в городах, и в селах. Специализированные профессиональные училища создавались в зависимости от требований регионов, потребностей хозяйства и промышленности. Достаточно широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание. В 1882 году была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками. С 1884 года обучение в школе малолетних тружеников входило в их рабочее время. Детский труд ограничивался 8 часами.
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
Далее выделяется третий этап — с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них — “Императорское человеколюбивое общество”, в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии.
Информация о работе История и традиции русской благотворительности