Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 5
1.1 Сущность и содержание пенитенциарной социальной работы 5
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 12
2 Анализ и исследование социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 17
2.1 Теоретические модели профессиональной деятельности социальной
работы в УИС 17
2.2 Анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях
зарубежных стран 24
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

КУРС СОц работа в .....doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Служба социальных работников в исправительных учреждениях Швейцарии направлена на все сферы жизни осужденных в период отбывания наказания. Социальные работники решают проблемы осужденных как внутри ИУ, так и вне учреждений (поддержание связи с семьей осужденного, родственниками оказание им помощи если это необходимо и т.п.). Вся деятельность данных специалистов строится при активном взаимодействии с внешними организациями социальной защиты населения.18

Организация социальной работы и всего процесса отбывания наказания в тюрьмах Финляндии направлена на минимизацию разрыва между жизнью в обществе и в местах отбывания наказания. Каждому заключенному в тюрьме предоставляется отдельная камера. В такой камере размещены кровать, стол, стул, шкаф для личных вещей, душ, туалет. Заключенным разрешается пользоваться телевизором, магнитофоном, книгами, письменными принадлежностями, играть в компьютерные игры тем самым, предоставляя им возможность не потерять связи с обществом.

В каждом пенитенциарном учреждении Минюста Финляндии работают от 1 до 3 социальных работников и психологов. Должность социального работника  была введена в штаты тюрем  в 40-х годах 20 века, но обучение данной специальности появилось спустя 40 лет. В настоящее время для социальных работников организованы курсы повышения квалификации (иногда совместно с психологами, охранниками и т.д.), другие сотрудники также проходят трехнедельный курс по социальной работе. Обучаться социальной работе в Учебном центре могут лица, имеющие высшее образование в области социальной политики.

Социальные работники, так же как и психологи имеют  отдельный кабинет. На рабочем месте социального работника предусматривается наличие пишущей машины, персонального компьютера, архива, документов, касающихся социального обслуживания (законы, акты, журналы), материалов по жилищных вопросам, проблемам преодоления наркотической и алкогольной зависимости.

Подготовку специалистов по социальной работе для тюрем осуществляет Учебный центр персонала пенитенциарных учреждений, который является головным специализированным образовательным учреждением Минюста Финляндии.19

В финском законодательстве особо оговаривается, что заключенным  в тюрьмах должны быть обеспечены условия, почти не отличающиеся от условий нормальной жизни на свободе. Считается, что лишение свободы уже само по себе является достаточно тяжелым наказанием, и его нельзя дополнять каким-либо ущемлением человеческого достоинства. С учетом этого в Финляндии продумана и система социальной помощи осужденным и реабилитации лиц, отбывших наказание. Унизительные отметки о судимости в документах, упоминания о ней в каких - либо анкетах не практикуется.

Таким образом, служба социальной работы нашла достойное место  в тюрьмах Финляндии и охватывает все сферы работы с осужденными.

Одной из первых стран, организовавших социальную работу в своих исправительных учреждениях, является Великобритания.

Закон Британских тюремных правил гласит: каждому заключенному должна быть предоставлена возможность  получить образование; в каждой тюрьме должны быть разработаны образовательные программы вечерних занятий и созданы условия для того, чтобы желающие могли повысить образовательный уровень заочно или получить подготовку по профессии в свободное время. Если можно, то эту подготовку следует организовывать в часы, отведенные для труда (засчитываются или оплачиваются как труд).

При реализации социальных программ тюремный персонал Великобритании руководствуются следующими пенитенциарными Европейскими правилами:

В соответствии с программой «Планирование освобождения» (подготовка заключенных к освобождению из тюрьмы) социальные службы ИУ раздают набор разъяснительных листовок, содержащих информацию о том, куда надо обратиться по вопросам обучения, трудоустройства, жилья. В них есть полезные советы о том, когда нужно начать обдумывать свои жизненные планы, почему надо учиться, какие образовательные программы выбрать, где получить дополнительную информацию, с чего начать.

Решением этих вопросов занимаются социальные работники, отдел образования тюрьмы или общественные организации, которые имеют в тюрьме отдельную комнату. Часть информации заключенные могут получить из специального журнала, издаваемого ими самими. Он содержит следующие разделы: поэзия, проза (рассказы), загадки, интервью, информация.

Активную помощь в проведении социальной работы в исправительных учреждениях оказывает международная религиозно-филантропическая организация - Армия спасения, образованная в Англии в 1865 году. Впоследствии Армия спасения распространила свою деятельность на многие страны. В настоящее время деятельность Армии спасения охватывает 96 стран всех континентов земного шара. Причем работа ведется на 127 языках.

Деятельность  социального работника в США  востребована уже в процессе нахождения заключенного в СИЗО (джейлы). По заданию суда социальные работники собирают информацию о заключенном, его ближайшем окружении и готовят справку для судебного заседания. Данная информация будет полезна на слушании дела заключенного и при помещений его в ИУ.

Цели социальной работы в условиях исправительных учреждений заключаются в следующем. Социальный работник в первую очередь должен помочь заключенным осознать необходимость изменить их судьбу. Для этого требуется установить плодотворные и содержательные отношения с осужденными и провести определенную диагностическую подготовку. Хотя поставить точный диагноз причин криминального поведения того или иного лица затруднительно, социальный работник может помочь заключенным проанализировать свои противоправные поступки и потребности.

Социальные  работники вместе с тем помогают осужденным изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами тюремного быта, среди которых: частые проявления насилия; сексуальные и несексуальные посягательства; кражи; азартные игры; рэкет; психологические и социальные преследования со стороны сокамерников и персонала; гомосексуальность; расовые конфликты; злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Социальные  работники играют важнейшую роль и в работе с семьями, помогают им преодолеть психологические, социальные и экономические последствия ареста одного из членов. Помощь семье нужна и после возвращения заключенного из тюрьмы, когда потребуется взаимное приспособление и перераспределение ролей.20

Деятельность  социального работника, собственно, заключается в выполнении решения суда, касающегося каждого его подопечного, количество которых доходит до 20-25.

Социальным  работникам принадлежит важней роль и исправлении осужденных и возвращении их в общество.

В ФРГ исправительная система входит в структуру министерства юстиции. Одним из признанных в Европе является германский опыт обращения с осужденными. В ФРГ срок заключения используется для подготовки правонарушителя к возвращению к нормальной жизни. Его учат подчиняться законам, быть ответственным за поступки, обеспечивать свое существование. Это недостижимо, считают специалисты, если в тюрьме осужденный окончательно утратит человеческое достоинство. Только сводимые до минимума различия между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе могут предотвратить полный распад личности, уменьшить рецидивную преступность.

В уголовно - исполнительном законодательстве Германии говорится о таком исполнении наказания, которое с помощью процесса ресоциализации формировало бы у осужденных социальную ответственность. Основная нагрузка в реализации этой основной задачи ложится на социальную службу исправительных учреждений. Это побуждает министерство юстиции содержать в тюрьмах специалистов по социальной работе, священников и психологов. Они никому не навязываются, не «лезут в душу», но готовы помочь, когда осужденные почувствуют необходимость встречи с ними.

Социальные работники  представляют собой живой мост между тюрьмой и обществом, которое вынуждено изолировать преступников, совершивших социально опасные деяния. Они первыми из администрации тюрьмы встречают осужденного, предлагая связаться с его семьей, уладить оставшиеся недоразумения, написать ходатайство и т. д. Одним из основных принципов деятельности специалистов по социальной работе является то, что при работе с осужденным необходимо осознавать, что рано или поздно он вернется в общество и будет полноправным его членом.

Социальная работа осуществляется в ИУ Германии социальными работниками и социальными педагогами в рамках социальных служб, которые, в свою очередь, являются составными частями пенитенциарного учреждения. Вся их деятельность урегулирована нормами уголовно - исполнительного законодательства.

 

 

Заключение

Социальная работа в  уголовно-исполнительной системе в  нашей стране имеет глубокие корни. Однако, предпосылки для создания в уголовно-исполнительной системе института социальной работы были заложены в конце 90-х годов 20 века.

В настоящее время, социальная работа с осужденными является одним  из важнейших и перспективных  направлений деятельности Федеральной  службы исполнения наказаний. Правовую основу социальной работы с осужденными  составляют: Конституция Российской Федерации; другие законодательные акты Российской Федерации; подзаконные акты; нормативные акты Минюста России, регулирующие вопросы социальной работы; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений, управлений и отделов; локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной работы.

Происходящая в России реформа уголовно-исполнительной системы  во многом базируется на международных правовых актах и ведется с учетом зарубежного опыта. На страницах ведомственных изданий не затихает дискуссия о приоритетных целях и технологиях обращения с различными категориями осужденных. Представляется, что о возможности полноценной реализации исправительной модели обращения с осужденными может идти речь только после того, как данный институт будет социализирован и очеловечен. Исправление осужденных – нормативно закрепленная цель, процесс и результат деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, приводящий к трансформации негативных качеств личности осужденного и появлению психологических новообразований, ориентирующих их на правопослушное поведение и позитивную правовую активность. Любой положительный опыт обращения с осужденными следует внедрять в практику работы в настоящее время, а не тогда, когда уже сложится определенная постреформенная ситуация в исполнении наказания.

Список использованных источников

  1. Батищева, Е.В. К вопросу об использовании зарубежного опыта социальной работы в уголовно-исполнительной системе России / Е.В. Батищева // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. Ин-та права и экономики Минюста России. - 2006. - №4 (55). - С. 56-62.
  2. Долженкова, Г. Д. Правовое регулирование и организация социального обеспечения осужденных к лишению свободы / Г.Д. Долженкова. - М., 2009. - 150 с.
  3. Калинин, Ю. Приоритетные задачи органов и учреждений УИС // Преступление и наказание. – 2004. - №2. – С. 18-24.
  4. Кудрявцев, В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юристъ, 2008. - 352 с.
  5. Максимов, А. Социология преступности: Кто есть кто / А. Максимов. - М.: ЭКСМО, 2007. – 135 с.
  6. Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе: Рязань, 2005.
  7. Мелентьев, М.П. Пенитенциарные системы зарубежных стран: Учебное пособие. – СПб, 2008. – 256 с.
  8. Морозов, В.М., Виноградов В.В. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособ. – Владимир, 2006. – 268 с.
  9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. – М., 2008. – 270 с.
  10. Ресоциализация лиц, отбывающих наказание, и их социальная адаптация после освобождения (Венгрия, Великобритания, Финляндия, Швеция, ФРГ). №4.– М.: ГИЦ МВД СССР, 2010.
  11. Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2010. – 211 с.
  12. Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики / М.С. Рыбак. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. – 478 с.
  13. Социальная работа в уголовно – исполнительной системе: Учеб. пособ. / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.- Рязань: Академия прав и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. – 275 с.
  14. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 331 с.
  15. Социальная работа с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов передового опыта. – М.; НИИ ФСИН России, 2006. – 290 с.
  16. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях [Электронный ресурс] http://www.jenessi.net/soc_rabota/395-6.7.-socialnaja-rabota-v.html
  17. Сухов, А.Н. Социально-правовые проблемы функционирования УИС. - Рязань, 2007. – 300 с.
  18. Тарабрина, С.Е. Исправительные программы для осужденных к лишению свободы: зарубежный и отечественный опыт: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2004. - 184 с.
  19. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2008. – 354 с.
  20. Хохштрассер, Ф., Кузнецов М.И. Российско-швейцарское сотрудничество в области подготовки специалистов по социальной работе для уголовно-исполнительной системы: предварительные итоги и перспективы. // Человек: преступление и наказание: Вестник Академии права и управления Минюста России. - 2008. - № 3. – С. 26-37.

 

1 Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юристъ, 2008. - 79 с.

2 Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2008. – 144 с.

3 Сухов А.Н. Социально-правовые проблемы функционирования УИС. - Рязань, 2007. – 68 с.

4 Сухов А.Н. Социально-правовые проблемы функционирования УИС. - Рязань, 2007. – 69 с.

5 Калинин Ю. Приоритетные задачи органов и учреждений УИС // Преступление и наказание. – 2004. - №2. – С. 18-24.

6 Морозов В.М., Виноградов В.В. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособ. – Владимир, 2006. – 28 с.

7 Социальная работа в уголовно – исполнительной системе: Учеб. пособ. / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.- Рязань: Академия прав и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. – 75 с.

8 Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 31 с.

9 Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2010. – 81 с.

10 Теория социальной работы. Учебник /под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2008. – 28 с.

11 Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 184 с.

12 Тарабрина С.Е. Исправительные программы для осужденных к лишению свободы: зарубежный и отечественный опыт: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2004. - 24 с.

13 Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе: Рязань, 2005.

14 Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 187 с.

15 Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2008. – 162 с.

16 Мелентьев М.П. Пенитенциарные системы зарубежных стран: Учебное пособие. – СПб, 2008. – 116 с.

17 Хохштрассер Ф., Кузнецов М.И. Российско-швейцарское сотрудничество в области подготовки специалистов по социальной работе для уголовно-исполнительной системы: предварительные итоги и перспективы. // Человек: преступление и наказание: Вестник Академии права и управления Минюста России. - 2008. - № 3. – С. 26-37.

18 Ресоциализация лиц, отбывающих наказание, и их социальная адаптация после освобождения (Венгрия, Великобритания, Финляндия, Швеция, ФРГ). №4.– М.: ГИЦ МВД СССР, 2010.

19 Батищева Е.В. К вопросу об использовании зарубежного опыта социальной работы в уголовно-исполнительной системе России / Е.В. Батищева // Человек: преступление и наказание: Вестн. Ряз. Ин-та права и экономики Минюста России. - 2006. - №4 (55). - С. 56-62.

Информация о работе Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами