Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 5
1.1 Сущность и содержание пенитенциарной социальной работы 5
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 12
2 Анализ и исследование социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 17
2.1 Теоретические модели профессиональной деятельности социальной
работы в УИС 17
2.2 Анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях
зарубежных стран 24
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

КУРС СОц работа в .....doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Многовековой интернациональный опыт борьбы с преступностью, оптимизации уголовного наказания, доведение до совершенства механизма и условий его исполнения убеждают в необходимости системного подхода к проблеме, опирающегося на весь позитивный потенциал общества по отстаиванию интересов всех и одновременно каждого гражданина.

Наиболее прогрессивной признана ориентация на искоренение возможности возникновения для личности самой трудной, кризисной, а затем и криминогенной ситуации, ведущей к асоциальному или преступному поведению. Э. Фромм прогнозирует, что в перспективе «мы должны создать такие условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет всестороннее развитие человека – того самого несовершенного существа, которое, возникнув на определенной стадии развития природы, нуждается в совершенствовании и шлифовке.6

Итак, совокупность внешних  и внутренних факторов, неблагоприятных обстоятельств и личностных несовершенств детерминируют появление у людей различных трудных жизненных ситуаций. Разрешить их, соблюдая нравственно-правовые нормы, способен далеко не каждый человек, главным образом, в силу ограниченности личностного потенциала и отсутствия социально-превентивной помощи. Осознанно, эмоционально-ситуативно или под давлением обстоятельств избрав криминальный способ разрешения трудной жизненной ситуации, вступив в конфликт, человек законно подвергается уголовному преследованию. Признавая уголовное наказание самым суровым, но необходимым средством воздействия на определенную категорию правонарушителей, государство от имени общества применяет его в целях крайней самозащиты, разрешения криминогенной трудной жизненной ситуации а также пресечения дальнейших личностных деформаций и возвращения, таким образом, человека к социальной норме.

Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными есть объективная необходимость, поскольку она создает условия для реализации прав категории граждан, находящихся в местах лишения свободы. Будучи включенной в государственную систему социального обеспечения в качестве ее составной части, социальная работа с осужденными придает ей целостность, завершенность, а также гуманность. Она имеет важнейшую социальную значимость. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости, наказании преступника за содеянное, предотвращении дальнейшего негативного развития и поведения, научении некриминальным способам разрешения трудных жизненных ситуаций, с другой – в стремлении минимизировать негативные последствия лишения свободы как для осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом. Пенитенциарная социальная работа должна создать предпосылки и условия для нормального полноценного социального функционирования лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

Вместе с тем, несмотря на очевидную необходимость и  высокую значимость, социальная работа с осужденными в России как самостоятельный вид профессиональной деятельности находится в стадии первоначального осмысления и формирования: идет накопление научных знаний и практического опыта об этом феномене, однако отсутствует система, научно обоснованные концептуальные и методические разработки, а также кадры специалистов, способных ее обеспечивать.

1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы

На основе закономерностей  социальной работы формируются принципы, то есть базовые идеи (положения), правила и требования к ним, практическое выполнение которых составляет сущность деятельности и предопределяет ее эффективность.

Будучи комплексным  универсальным видом деятельности, включающим правовые, социологические, психологические, педагогические и организационно-управленческие аспекты, пенитенциарная социальная работа опирается на классификацию принципов, предложенную Л.Г. Гусляковой, В.И. Курбатовым, Е.И. Холостовой и адаптированную в практике УИС:7

- философские принципы, относящиеся ко всем наукам об обществе, человеке, их взаимоотношениях, а также процессам: детерминизм, отражение, развитие, единство сознания и деятельности, историзм, взаимосвязь индивида и его социальной среды.

- социально-политические принципы: единство государственной политики  с национальными и региональными  особенностями, опытом и традициями социальной работы с различными категориями населения, в том числе осужденными.

- психолого-педагогические принципы, способствующие учету личностных особенностей осужденных, социально-психологических механизмов воспитания, обучения, формирования и развития личности во взаимодействии со средой; сочетание помощи, поддержки, защиты осужденного с его позитивным развитием и нейтрализацией деформаций, криминогенных детерминант; приоритет в работе развития положительных качеств и свойств; комплексность диагностики, внешних воздействий и осознанной личностной активности осужденных в разрешении трудных жизненных ситуаций и саморазвитии.

Перечисленные выше принципы тесно  связаны с собственно принципами социальной работы с осужденными:

Гуманности - в основе социальной работы в ИУ должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;

Доступности и универсальности - все  осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, поло-возрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;

Адресности – оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям, их социальное сопровождение в период исполнения наказания, а также содействие постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации;

Добровольности - социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;

Конфиденциальности – неразглашение  информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;

Воспитательно-профилактической направленности – посредством социальной работы создание условий для исправления  осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;

Стимулирования развития осужденного – работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осужденного в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций – как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе и т.д.

В процессе научно-практического познания феномена пенитенциарной социальной работы на основе различных подходов к ее организационно-содержательному и психолого-педагогическим компонентам могут быть и будут выдвинуты другие положения, дополняющие и уточняющие систему приведенных выше принципов. На основании их определяется система требований к содержанию, методике и организации социальной работы.

Наиболее значимые, приоритетные, непреходящие профессиональные идеальные представления о должном в этой деятельности составляют ее ценности. Безусловное принятие и руководство ими в социальной работе предопределяют ее высокую результативность, профессионально-личностную самореализацию.

К числу базовых профессиональных ценностей пенитенциарной социальной работы могут быть отнесены: человеческая самоценность; всеобщность, прирожденность, неотъемлемость и целостность прав человека: уважение интересов и свобод личности, включающее взаимоответственность людей и общества: социальная ответственность и стремление к справедливости; максимально полное удовлетворение личностных и социальных потребностей человека; право каждого члена общества на полную самореализацию в жизнедеятельности.8

Пенитенциарная социальная работа не является самоцелью.

Этот специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности выступает одним из основных средств достижения главной цели УИС - ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций. К содержательным функциям социальной работы с осужденными относятся:

- Ресоциализирующая. В ходе ее реализации сотрудник выявляет личностные достоинства и недостатки, интересы и потребности, реализует систему педагогически обоснованных мер по устранению деформаций, содействуют интеллектуальному, духовному, физическому развитию и самореализации в различных видах образовательной, производственной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, коммуникативной деятельности, художественном творчестве;

- Охранно-защитная (предупредительно-профилактическая) – обеспечивает условия для жизнедеятельности осужденных, контроль, надзор, охрану их прав, законных интересов и потребностей, предупреждает негативное развитие личностных трудных жизненных ситуаций, деструктивные процессы в среде осужденных;

- Психологическая – в процессе реализации, которой специалист выявляет психологические особенности личности, общности, среды, криминогенные детерминанты, а также помогает, консультирует, корректирует межличностные отношения, морально-психологический климат, отношение к трудным жизненным ситуациям и готовность их преодолевать самостоятельно.

- Социально-медицинская – направлена на содействие организации работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни.

- Социально-бытовая – предполагает содействие созданию бытовых условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства;

- Реадаптационная – ее реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоления социальных проблем и трудностей; направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки лиц, реабилитацию определенных категорий освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.

Для осуществления эффективной  пенитенциарной социальной работы необходимо управление ею. К управленческим функциям относятся: диагностическая, прогностическая, программирования и планирования; координационная, организационно-исполнительская.

Следовательно, социальная работа с  осужденными как вид деятельности должна соответствовать таким признакам, как аналитико-прогностический, активно-преобразующий, воспитательно-формирующий, психологически развивающий, превентивный (при необходимости – коррекционный), ресоциализирующий характер.9

Теоретические основы социальной работы с осужденными отражают современный уровень научно-практического познания этого сложного феномена. В дальнейшем они, несомненно, будут изучаться, учитываться, дополняться.

 

2 Анализ и исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях

2.1 Теоретические модели  профессиональной деятельности социальной работы в УИС

 

Пенитенциарная  социальная работа, хотя и имеет довольно глубокие исторические корни, особенно в практической сфере, является новой, только формирующейся отраслью социальных знаний и направлением профессиональной деятельности.10

Существующие  варианты (В.И. Жуков, И.Г. Зайышев, В.И. Курбатов, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.), которые включают в себя отдельные  элементы теоретического анализа содержания социальной работы, определяют внутриструктурные  и внешние взаимосвязи с системообразующими науками (философия, социология, психология, педагогика, право) и другими смежными отраслями знаний о человеке и обществе, рассматривают различные типы теорий и моделей познания социальных действий, достаточно обоснованно считаются авторскими концепциями.

Их научное изучение показывает, что в зависимости  от доминирующей направленности многочисленные современные теории социальной работы принято классифицировать и социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

Первая группа, опираясь на социологические теории систем, включает в себя варианты проведения структурной радикальной социальной работы: «модели жизни», экологической  теории, социально-радикальную модель и, наконец, марксистскую модель.

Реализацию современной стратегии помощи клиентам в формировании и оптимизации использования своих личностных и социальных ресурсов для улучшения или преодоления трудной жизненной ситуации предлагают психолого-ориентированные модели.

К ним принято относить психодинамическую модель (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн), опирающуюся на принципы максимальной индивидуализации социальной работы, диагностику личностной составляющей в комплексе факторов-детериминант социальных проблем человека и определение технологии соответствующей помощи.

Экзистенциальная модель базируется на восприятии и интерпретации  представления клиента о самом  себе и окружающем мире, особенно микросоциуме (группе, семье, коллективе).

В рамках гуманистической  модели (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл) социальная работа специалиста и самого клиента строится сугубо индивидуально на основе и в процессе самопознания, самоактуализации и самореализации последнего.

Собственная сущность и  смысл социальной работы актуализирует  потребность в науке и развитии ее комплексных моделей, позволяющих решать возникающие у человека проблемы многосторонние с учетом различных аспектов, ее образующих. Поэтому широкое признание и применение получают комплексно-ориентированные модели, содержащие в себе как в системе элементы различных подходов.

Информация о работе Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами