Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план.

Содержание

Введение 3
1 Общая характеристика социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 5
1.1 Сущность и содержание пенитенциарной социальной работы 5
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 12
2 Анализ и исследование социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 17
2.1 Теоретические модели профессиональной деятельности социальной
работы в УИС 17
2.2 Анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях
зарубежных стран 24
Заключение 32
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

КУРС СОц работа в .....doc

— 214.50 Кб (Скачать)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный федеральный  университет»

(ДВФУ)

 

 

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Методика  исследования в социальной работе

 

Тема: Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях  отечественными и зарубежными авторами

 

 

 

Выполнила

Коростова Е.Г.

 

Руководитель _____________


(подпись)

 

«___»____________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Общая характеристика  социальной работы в пенитенциарных

учреждениях

5

1.1 Сущность и содержание  пенитенциарной социальной работы

5

1.2 Принципы и задачи  пенитенциарной социальной работы

12

2 Анализ и исследование социальной работы в пенитенциарных

учреждениях

17

2.1 Теоретические модели  профессиональной деятельности  социальной

работы в УИС

17

2.2 Анализ социальной  работы в пенитенциарных учреждениях

зарубежных стран

24

Заключение

32

Список использованных источников

33


 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план.

Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями как  зарубежных, так и отечественных ученых. Известно, что осужденный, временно изолированный от общества, отрывается от привычной жизненной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из мест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально-экономические условия. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально-психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание социальной и воспитательной работы с осужденными во время отбывания наказания, их правовое регулирование должно облегчить им решение подобных проблем и способствовать более успешной ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения.

Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих  уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.

Социальные проблемы, которые возникают у осужденных во время отбывания наказания разноплановы и многоаспектны.

Согласно требованиям  Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целью социальной работы является обеспечение ухода, защиты прав, образования и профессиональной подготовки осужденных с целью снижения уровня постпенитенциарного рецидива.

Социальная работа в  ИУ представляет собой комплексную  деятельность по оказанию социальной помощи осужденным в период отбывания  наказания и ресоциализации после  освобождения.

Так же социальную проблему представляет обеспечение прав, свобод и интересов осужденных в исправительных учреждениях. Для этого необходимо квалифицированное консультирование осужденных в социально-правовом аспекте и качественное предоставление осужденному всех полагаемых ему льгот, пенсий, страхований, обеспечений и гуманного отношения к нему со стороны администрации колонии.

Целью данной работы является анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и содержание пенитенциарной социальной работы;

- определить принципы и задачи пенитенциарной социальной работы;

- проанализировать теоретические модели профессиональной деятельности социальной работы в УИС;

- провести анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран.

 

 

 

1 Общая характеристика социальной работы в пенитенциарных учреждениях

 

1.1 Сущность  и содержание пенитенциарной социальной работы

 

Существует целый ряд предпосылок  для широкого развертывания социальной работы в России. К их числу можно отнести правовые, культурные, экономические и социальные условия и факторы.

Имея глубокие исторические корни, получив свое название в начале XX века, наиболее интенсивного развития социальная работа достигла в Европе к середине прошлого столетия. В рамках господствовавшей тогда концепции «государства благосостояния» (благоденствия) получила широкое распространение практика оказания социальной помощи людям в разрешении их проблем, имеющих социальные причины. При опоре на традиционные социальные силы (семья, школа, церковь, добровольные объединения) с помощью профессионально подготовленных специалистов многие из личностных и социальных трудностей были преодолены, а люди возвращены в общество как полноценные субъекты социального функционирования.

Несмотря на некоторые недостатки в деятельности системы социальной защиты и обеспечения населения, современная социальная работа непосредственно участвует в решении самых разнообразных проблем общественного, группового и индивидуального уровня. Участвуя в регулировании сложных взаимоотношений между человеком, группами и общностями людей, обществом и государством на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, социальная работа способствует гармонизации бытия, сознания, поведения людей в целом и конкретно каждого человека, определению и более полной реализации смысла жизни (самореализации), а также формированию ответственности общества не только за судьбу всех, но и за полноценность жизни каждого из его членов. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность в проведении специальной профессиональной научно обоснованной системы социальной работы с различными категориями населения, нуждающегося в защите, помощи, поддержке.

Социальная работа в УИС как  нигде необходима. Именно здесь сосредоточены лица, нуждающиеся в социальной помощи. В свое время они не смогли разрешить конфликт, то есть «трудную жизненную ситуацию» социально одобренным способом.

Научное изучение, максимальный учет этих факторов риска и даже факторов-детерминант  в решающей степени дает возможность прогнозировать поведение личности, влиять на ее отношение к складывающейся ситуации, исправлять.

Следовательно, существуют субъективные причины преступного поведения, которые обусловлены социально. При этом внешние социальные факторы (экономические проблемы, расслоение и неравенство, притеснения и дискриминация в обществе, утрата нравственно-гуманистических регуляторов взаимоотношений между людьми и множество других) способствуют формированию у них таких негативных свойств, как отчужденность, асоциальность, жестокость, агрессивность, в свою очередь создающих «благоприятный фон» для преступности. Однако «ни одна ситуация не может вызвать поведение, отличающееся от норм без взаимодействия с определенными свойствами личности».1

Переход из внешнего социального во внутреннее субъективное происходит в соответствии с социально-психологическими закономерностями, являющимися предметом исследования криминальной психологии.

Таким образом, преступление есть следствие конфликта, личностного и социального несовершенства, а субъективные причины преступного поведения при доминирующей роли причин второго уровня объективно существуют и обусловлены, главным образом, общественными противоречиями. При определении степени личностной виновности и персонификации меры наказания «правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался. Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенному от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать свою вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение»2. Прогрессивные специалисты - пенитенциаристы в связи с этим все более уверенно заявляют: «Необходимо исправление не отдельных людей, а всего общества».3 Тем не менее, многогранная, косвенная виновность многих людей, а также неподсудность объективных обстоятельств влекут за собой прямую индивидуализированную ответственность, осуждение и наказание конкретного преступника. При равенстве криминогенной значимости социальных и личностных факторов, предопределяющих преступность и преступное поведение, существует неравная ответственность.

Общество в целом, отдельные  его члены, в том числе и  «властные мужи», испытывают косвенную вину и соответствующую ей ответственность, но не наказание. Это противоречие практически неразрешимо, поскольку несмотря на предпринимаемые научные попытки не удается четко определить степень влияния того или иного конкретного фактора, совокупности, а возможно, и системы факторов на создание неблагоприятной обстановки, криминогенной ситуации и социальных предпосылок совершения преступлений. Их жертвами становятся не только потерпевшие, но и сами осужденные, члены их семей, микроокружение. Потери несет и общество в целом.

В целях смягчения  обозначенного противоречия гуманистическая  психология и педагогика предлагают путь минимизации социального напряжения и несправедливости, гармонизации отношений членов общества, достижения социального мира и оказания адресной помощи нуждающимся. В основе такого концептуального подхода – признание каждого человека высшей самоценностью и соответственно – борьба за каждого без исключения человека (а не против него), создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации, имея ввиду, наряду с другими социально уязвимыми группами населения, и осужденных. Для этого последним необходимо помочь психологически, а также создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобождения, а также проявления личностной активности в процессе самоисправления. Предлагаемая система получила закрепление в «Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы».

Возвращение осужденных к нормальной жизни, их ресоциализация в современной России сопряжены с разрешением целого ряда не только субъективных проблем (преодоление личностных слабостей и деформаций, развитие и саморазвитие позитивного потенциала, формирование планов, перспектив и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций в ИУ и на свободе, умений некриминального удовлетворения своих первичных экзистенциальных потребностей (по А. Маслоу – в питании, жилье, работе, достойном заработке, безопасности и т.д.), позволяющих перейти к удовлетворению вторичных, более высоких потребностей (в общении, дружбе, внимании к себе, уважении и признании со стороны других, достижении высокого социального статуса, самовыражении, в творчестве, самореализации), но и социально-экономических.

В современных условиях необходима социальная институционализация УИС.4

В рамках общесоциальной стратегии защиты всех категорий  населения, особенно наиболее уязвимых ее слоев, актуальной представляется задача формирования системы защиты, поддержки и помощи (охранно-защитной системы – по С.А. Беличевой) осужденным. Будучи жертвами своих собственных преступлений, часто совершенных под давлением неблагоприятных условий социализации, они не могут быть подвергнуты риску стать неполноценными людьми на всю оставшуюся жизнь. Законно подвергаясь определенным судом изоляции, ограничению в некоторых правах и свободах, осужденный из-за несовершенства системы исполнения наказаний незаконно попадает в зону повышенной опасности для физического и психологического здоровья, утраты положительных связей и социального статуса, отчуждения и стигматизации. Очевидна потребность в улучшении условий содержания осужденных в местах лишения свободы, направленных на то, чтобы в «тюрьме было как можно меньше тюрьмы»5

Борьба «не против», а «за» осужденного как государственного масштаба задача становится практической реальностью в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции России, а затем выделением в самостоятельную Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН).

Уголовно-исполнительную систему следует насматривать не только как правовой, но и социальный институт. Это обстоятельство значительно расширяет рамки сотрудничества и координации, и на этой основе создается возможность совершенствования деятельности исправительных учреждений.

Такой подход позволяет  УИС интегрироваться в международную  практику, инвестировать ресурсы  общественных организаций, ассоциаций в деятельность исправительных учреждений, легитимизировать социальную помощь УИС, а также проводить компаративные, кросскультурные исследования и адаптировать методики, используемые в отечественных исправительных учреждениях.

Институт наказания – сложное образование. Он отражает целый комплекс явлений: социальный заказ и его концептуальное оформление, различные способы его реализации, в том числе с помощью морального осуждения, социального контроля и т.п.

Таким образом, уголовное  наказание как социальный институт способствует институционализации социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Исправительные учреждения в соответствии с Концепцией реформирования УИС должны быть полностью сориентированы на ресоциализацию осужденных, т.е. формирование системы поэтапного изменения и самосовершенствования личности, а также создание благоприятных внешних условий, поддерживающих и стимулирующих ее активное развитие, а не усугубление и без того тяжелой жизненной ситуации.

Информация о работе Исследование социальной работы в пенитенциарных учреждениях отечественными и зарубежными авторами