Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:16, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план.
Введение 3
1 Общая характеристика социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 5
1.1 Сущность и содержание пенитенциарной социальной работы 5
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы 12
2 Анализ и исследование социальной работы в пенитенциарных
учреждениях 17
2.1 Теоретические модели профессиональной деятельности социальной
работы в УИС 17
2.2 Анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях
зарубежных стран 24
Заключение 32
Список использованных источников 33
В настоящее время выделяют следующие модели социальной помощи:
- модель филантропической помощи,
- модель общественной благотворительности,
- модель социального обеспечения,
- модель социальных служб,
- модель княжеского и церковно-монастырского попечения,
- модель государственно-
- модель общественного призрения,
- модель общественно-
- модель социального обеспечения,
- модель переходного периода.11
Социальные работники
в своей практике используют не только
социально-ориентированные, но и психолого-ориентированные
подходы, а именно, психоаналитический,
бихевиористический и экзистенционально-
-непрерывности воздействия,
- принцип личностного роста.
Для зарубежной социальной работы традиционно разделение ее на индивидуальную, групповую и общинную (работу с общинами).
Наиболее распространенным и общепризнанным в западной практике социальной работы является системный подход. Один из разновидностей этого подхода обосновали А. Пинкус и А. Милахан. Они выделили три основных типа социальных институтов, наиболее значимых в жизни человека:
- семья, друзья и т.п.,
- политические партии, профсоюзы,
- школа, правоохранительные органы и т.д.
Проблемные ситуации в жизни человека возникают в том случае, когда нарушаются или искажаются связи между ним и его окружением.
Существуют и другие варианты системных моделей социальной работы. Наиболее адекватным подходом, позволяющим описать реальную профессиональную деятельность социального работника, является междисциплинарный, системный или комплексный. Он предполагает, что социальный работник в своей деятельности с клиентом проводит различные виды диагностики и оказывает ему помощь посредством правовых, социально-экономических, психологических, медицинских, педагогических и управленческих методов и средств.
Исходя из этого, он как бы является мини-социологом, мини-юристом, мини-психологом, мини-медиком, мини-педагогом, но в полном объеме – менеджером, организатором, управленцем.
Социальный работник не может подменять конкретного специалиста. Но он должен быть достаточно компетентным в различных отраслях науки и практики. Комплексный подход определяет функции, профессиональную компетентность и профессионально-важные качества социального работника, то есть уровень его профессионализма.
Системный или комплексный подход позволяет социальным работникам в деятельности с осужденными комплексно использовать различные виды стандартизированных ресоциализирующих программ. Этому вопросу посвящена, в частности, кандидатская диссертация С.Е. Тарабриной.12
Также описание ресоциализирующих программ содержится в хрестоматии «Международные стандарты в уголовно-исполнительной системе».13
История ресоциализирующих программ, реализующихся в настоящее время в пенитенциарных учреждениях США, восходит к концу ХVIII – началу ХIХ в. В этот период заключенные, изучая Библию, приобретали навыки функциональной грамотности. Основная цель программ состояла в том, чтобы вызвать в них чувство раскаяния в содеянном и настроить их на законопослушную жизнь после освобождения.
Нормативно-правовая база для исправительных программ была создана во второй половине ХХ века и законодательно закрепила за каждым осужденным право на участие в программах в соответствии с индивидуальными потребностями. Исправительные программы, реализующиеся в пенитенциарных учреждениях США, преследуют три основные цели – педагогически целесообразное распределение времени осужденных, повышение морального уровня жизни в исправительном учреждении и всесторонне развитее личности осужденных (знания, умения, навыки, социальные установки, поведение). Однако, как показал анализ зарубежных и отечественных исследований данной проблемы, в американских пенитенциарных учреждениях достижение данных целей происходит чаще, нежели в российских исправительных колониях.14
Преимущество исправительных программ перед обычной воспитательной работой обусловлено их гибкостью, способностью отвечать индивидуальным запросам отдельных осужденных, адаптированностью познавательного материала, скоординированностью системы действий руководителей и других сотрудников учреждения, мотивацией лиц, лишенных свободы; постановкой перед ними не глобальных проблем, но максимально близких и доступных целей; использованием индивидуального подхода.
Однако для российских условий особенно актуальной становится реализация выявленного алгоритма применения исправительных программ: психологические программы – социальные программы – общеобразовательные программы – профессиональные программы.
В современной практике пенитенциарных учреждений функционируют следующие виды исправительных программ: психологические программы (направленные на решение психических и эмоциональных проблем осужденных, например, алкогольная и/или наркотическая зависимость), социальные программы (направление на развитие у осужденных коммуникативных навыков, улучшение социальной обстановки), общеобразовательные программы (необходимые для осужденных, не имеющих среднего образования или просто желающих приобрести дополнительные образовательные знания) и профессиональные программы (направленные на приобретение специальности, улучшение экономического благосостояния и поддержание жизнеобеспечения учреждения).
Психологические
программы представляют собой первый
этап в процессе ресоциализации. Они
предназначены для тех
Социальные
программы охватывают программы
по решению социальных проблем, а
также религиозные и
Религиозные программы – это групповые и индивидуальные беседы, а также занятия по изучению Библии и нравственных основ христианства, большая роль в них отводится переписке осужденных с добровольцами. Данные программы служат эффективной психологической защитой от гнетущей обстановки исправительного учреждения и в России являются одними из наиболее развитых.
Развлекательные программы нацелены на то, чтобы осужденные имели возможность качественно и с пользой для себя проводить досуг. Они позволяют создать благодатную почву для улучшения социальной атмосферы учреждения, формируют условия для установления позитивных социальных контактов на основе общих интересов, способствуют формированию у осужденных таких социальных качеств, как умение работать в команде, прислушиваться к мнению другого, принимать общие решения, дают осужденным возможность саморазвития и приобретения позитивного жизненного опыта.
Общеобразовательные программы наиболее распространены в пенитенциарных учреждениях и представляют собой очередной этап в процессе подготовки осужденных к участию в профессиональных программах. К общеобразовательным программам относится получение образования на различных уровнях (основное, среднее, высшее), а также программы, обучающие работе в библиотеке и компьютерном классе, программы общеразвивающего характера. Для того, чтобы данные программы возымели успех, необходимо проанализировать причины неуспеваемости осужденного и мотивации обучения, его познавательные потребности.
Участие осужденных в профессиональных программах является одним из важнейших этапов процесса их исправления. Этот вид исправительных программ объединяет программы по приобретению специальности, производственные программы и программы по жизнеобеспечению учреждения. Значительные перспективы реализации и развития в пенитенциарной социальной работе имеет социально-педагогическая модель.
Подобный вывод базируется на целом ряде объективных положений и обстоятельств. Наряду с воспитанием и образованием на успешность процесса социализации личности влияет множество разнообразных, разнопорядковых, разноуровневых факторов. А.В. Мудрик и другие структурировали их на группы: мега-, макро-, мезо-, и микрофакторы. Признавая очевидность их воздействия на людей, особенно конкретных индивидов, его характер, являющийся предметом исследования различных отраслей знания, в значительной степени не познан.15
Рассмотренные выше теории и модели социальной работы занимают определенное место в ее общей теории. Развиваясь дифференцированно, они активно проявляют стремление к сближению, взаимопроникновению, интеграции. Эти тенденции доминируют в процессе приращения социального знания о явлениях, происходящих в УИС, консолидации практических усилий сотрудников- специалистов гуманитарного профиля (воспитателей, психологов, социальных работников), привлечения к деятельности исправительных учреждений общественности и всех заинтересованных лиц. Выбор и практическое применение, по нашему мнению, обусловлены социально-экономическими, культурно-историческими особенностями (внешними факторами), а также конкретно-ситуативной характеристикой и субъективной спецификой личности клиента, их общностей, среды функционирования и социального работника (внутренние факторы).
2.2 Анализ социальной работы в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран
Важное значение в данной области имеют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Данные правила определяют базовые вопросы организации и осуществления социальной работы в ИУ как самостоятельного вида деятельности специалиста.
«Идеальная модель» исполнения наказаний, образующаяся из названных правил является философской основой исполнения наказаний и одновременно «действенным руководством по содержанию заключенных». Правила не имеют характера обязательного для исполнения государствами мирового и европейского сообщества». Реальные черты правила приобретают в пенитенциарной практике конкретных стран, прогрессивность которой при сохранении национальной самобытности оценивается по системе соответствия международным стандартам.16
Основную цель социальной работы пенитенциарной системы Швейцарии можно сформулировать следующим образом: это деятельность персонала исправительных учреждений, «внешних» организаций, направленная на то, чтобы отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы больше никогда не вернулся в стены тюрьмы.
Организационное строение системы социальной работы Швейцарии представлено следующим образом. В каждом из 26 кантонов Швейцарии существуют центры социальной службы, работающие с населением (в том числе и заключенными), причем в 5 кантонах эти центры являются частными организациями. Штатная численность всех социальных служб - более 200 сотрудников - социальных работников. Ежедневно они обслуживают около 4200 клиентов.
В отличие от России и многих других стран в Швейцарии отсутствует единое для всей страны уголовно-исполнительное законодательство. Тюремные администрации каждого из 26 кантонов (провинций) руководствуются своими правилами исполнения наказания, ограниченными, рамками уголовного закона, единого для всей страны. На федеральный центр возложена обязанность следить за соблюдением общегосударственных правовых предписаний.
В пенитенциарной системе Швейцарии существуют две основных модели реализации социальной работы.
Первая модель предусматривает интеграцию социальных работников с социальными службами вне исправительных учреждений и регулярное посещение тюрьмы с целью решения социальных проблем осужденных. Преимущество этой модели заключается в том, что социальные работники имеют больше возможностей заниматься социальной реадаптацией и реабилитацией освобождаемых из тюрем осужденных, осуществлять постоянный контакт с другими социальными службами города (службой занятости, пенсионного обеспечения, надзора и т.д.). Одна из форм реализации этого направления заключается в проведении постоянного (сквозного) консультирования осужденных на протяжении всего срока отбывания ими наказания - от начала следствия до выхода на свободу. Причем работает с заключенным постоянно один сотрудник.
Вторая модель (наиболее распространенная) предусматривает нахождение социальных работников в штате ИУ, при штабе этого учреждения. В этом случае социальные работники постоянно находятся в ИУ и приглашают в свой кабинет осужденных, изъявляющих желание встретиться с ними для решения своих проблем. Соответственно, вне рамок таких контактов с социальными работниками остаются те осужденные, которые не изъявляют подобного желания. Однако все вновь прибывающие осужденные, находясь в карантинном отделении в течение 2 – 3 месяцев, беседуют и встречаются с социальными работниками для того, чтобы личность осужденного была изучена и обследована всеми сотрудниками социальной службы.17