Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современной системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей молодежи.
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания молодежи 6
1.1 Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 7
2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.2. Государственный и педагогические механизмы нравственного воспитания молодежи 14
3. Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе 21
3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула 21
3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи 25
3.3. Результаты проведенного эксперимента 28
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание молодежи КР АГУ БЕА 2010.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     -  развитие межнациональных отношений;

     -  быть защитником Родины, жить в мире;

     -  жить достойно и духовно, и материально;

     -  мир в России и демократическое  общество;

     -  стремиться к лучшему будущему, к лучшей жизни.

     6 человек затруднялись ответить на последний вопрос.

     • Вариант того же опроса (влияние СМИ на моральные ценности современной молодежи) проведен среди десятиклассников: какие духовные ценности мы потеряли?

     -  уважение к старшим людям (22?%);

     -  доверие обществу, в котором живём (17%);

     -  патриотизм (13%)

     -  романтизм, культура поведения, культура (17%);

     -  забота о людях (13%);

     -  толерантность (9%):

     -  честность, доброта (9 %)

     • Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

     -  увеличить соотношение между негативной и позитивной информацией в пользу позитивной; убрать рекламу;

     -  более жёстко воспитывать в  семье;

     -  использовать архив СМИ;

     -  снять руководство СМИ;

     -  не развращать молодёжь;

     -  пропагандировать прекрасное; в  ввести цензуру, запрет на насилие;

     -  выход зависит от каждого. 

     3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи

     Учебный курс «Основы морали» основан  на учебно-методическом комплекте, разработанном лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения (г. Москва). Комплект включает программу нравственного образования и практикум по «Основам морали». Программа даёт лишь перечень главных тем курса, и в этом недостаток: программа шире простого перечисления тем. Можно выделить и некоторые недостатки в пояснительной записке к программе, которая посвящена изложению истории нравственного образования, но не указывает требований к выпускнику школы, получившему это образование. Программа содержит примерное поурочное планирование курса «Основ морали» (9-11-й классы). Темы едины для всех параллелей. Практикумы в основном носят теоретический характер, в качестве методических разработок даны только упражнения и задания, почти без примеров, без проблемных заданий, без тем и ситуаций для обсуждения.

     Изучение  предмета «Основы морали» можно  вести только при доверительных  отношениях с классом.

     10 «А» класс, участвовавший в  эксперименте, отличается трудоспособностью,  любознательностью, у ребят довольно  «солидный» багаж впечатлений  от экскурсий по городам России, есть опыт неформального общения, вынесенный из путешествий. Всё это побудило искать нетрадиционные формы уроков. С первых занятий уроки проводились в форме дискуссий, бесед, обсуждений литературных и жизненных ситуаций, важно было постоянно ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искать решение этой сложной проблемы.

     Нa одном из уроков по теме «Нравственные ценности» отдельные ученики выдвинули с их точки зрения обоснованный тезис о том, что в современном обществе свободным человеком может быть только богатый (разбогатевший при этом любым путём) и что «всех людей можно купить». Некоторые ученики эту точку зрения активно не поддержали, но многие с ней согласились. Развернулась дискуссия: «Что не купишь за деньги?». Конечно, можно было ожидать быстрой смены позиции радетелей свободы через богатство. Но только через несколько уроков эти же ребята в очередной дискуссии доказывали необходимость уважать человека за его интеллектуальные, нравственные качества. И прежнее мнение оказалось опровергнутым ими же самими.

     На  другом уроке по теме «Нравственные  отношения — основа морали» возник спор: надо ли уступать место в общественном транспорте людям пожилого возраста? Казалось бы, здесь не может быть иного отношения, кроме уважительного  к людям, обременённым тяжестью лет. Но молодёжь сталкивается с раздражённостью этих людей, с их негативным, часто несправедливым отношением к молодёжи и даже с грубостью. Всё это вызывает ответное неприятие, влияет на отношения между поколениями. Конечно, в такой ситуации мы неизбежно пришли к обсуждению причин раздражённости людей старшего поколения. Старшеклассники назвали и бедственное положение пенсионеров, и общую неудовлетворённость уровнем жизни тех, кто создавал материальное благополучие страны, и их нынешнюю беззащитность. Итогом урока стала идея коллективно разработать проект-исследование «История моей семьи в истории моей страны». Можно предложить вести эту работу с каждым классом, так как историю лет глубже понимаешь именно через семью. Выполняя этот проект, многие ребята составили генеалогическое древо семьи, описывали знаменательные события российской истории, очевидцами и участниками которых были их деды и прадеды, третьи описывали трудовые дела и подвит самых близких родных, отмеченные наградами страны. Эффект этой работы значительно выше всех нравоучительных бесед.

     Использовался и такой приём, который называется: «Спроси свою совесть». Ребят просят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что ты благодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе было стыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты был доволен собой? Почему?»

     Следует отметить, что выставлять оценки за изучение экспериментального курса с такой темой некорректно, так как путь к нравственной истине значительно важнее для молодых людей, чем заученные понятия и суждения. При подведении итогов изучения предмета полезно использовать защиту проектов по нравственной теме. Например: «Если бы я был главой города...». Это было бы достойным завершением школьного эксперимента изучения курса, а вместе с тем стало бы показателем нравственной зрелости выпускника, багажом его этических знаний, с которым можно смело вступать в мир взрослых идей и свершений. 

     3.3. Результаты проведенного эксперимента

     1. Молодежь переживает, как и всё общество, переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечным нравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, по результатам опросов, занимают 5- 6-е место на шкале ценностей, а семья, друзья делят 1-3-е место.

     2. Отмечая особенность нравственных  отношений в обществе, почти все  ребята осудили грубость, общение  на сленге, распространённость нецензурной  речи. Однако это не означает, что сами они не пользуются  именно этими формами общения.  При исследовании владения нравственными понятиями более 50% подростков не могли найти синонимы понятиям «честь», «порядочность», «достоинство».

     Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить  новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся, выраженную одним из старшеклассников в такой форме: «Я стал лучше разбираться в себе и в людях». Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали.

 

Заключение

 

     Состояние нравственности российского общества таково, что с разрушением прежней  идеологии, с резкой сменой экономической  основы общества произошла дезориентация  в нравственных ценностях у людей, и тем более были размыты нравственные ориентиры для современной молодежи. Эта ситуация осложняет формирование национальной идеи, которая смогла бы объединить общество на основе традиционных российских общенациональных ценностей. Духовно-нравственная сфера личности требует самых осторожных и тактичных действий. Цель нравственного воспитания — формирование у учащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам.

     «Кризис» ценностной системы в России проявляется в таких явлениях, как падение морально-нравственных норм, отсутствие четких правил и твердых принципов.

     В процессе эксперимента обратились к опросам, которые помогли понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. В рамках экспериментальной программы по возрождению нравственного воспитания был проведён практикум по курсу «Основы морали» в рамках учебной дисциплины «Обществознание». Практикум проводился с учениками 10А класса.

     Диагностические исследования позволяют положительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основы морали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся. Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали.[23. С.5]

     Важно, чтобы педагог обеспечил понимание  воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни  не путем запрета инакомыслия, а  путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья.

 

Список  литературы

 
  1. Богданова, О. С., Черепкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
  2. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – с. 38 – 42.
  3. Вартанова, И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 59 – 62.
  4. Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
  5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. – М.: Терра, 1995. – 800 с.
  6. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский// Народное образование. – 2008. - №1 – с. 213 – 219.
  7. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448.
  8. Козлов Э. И. Азбука нравственности// Воспитание школьников. - 2004. - № 8. - С. 43 – 51.
  9. Макаренко А.С. Книга для родителей. Пед. соч.: В 8 т. Т. 5. М. 1985.
  10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999.
  11. Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: Академия, - 1995.
  12. Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном?//Духовно-нравственное воспитание. – 2008 - №6 – с. 20 – 22.
  13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  14. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.
  15. Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема// Учитель. – 2004 - №4 – с. 67 – 70.
  16. Психологическое наследие Ушинского К.Д. Под. ред. Г.С. Костюка. Киев, 1977.
  17. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
  18. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
  19. Соблиров, А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru
  20. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
  21. Тучкова, Т. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса// Народное образование. – 2001. - №1 – с. 213 – 215.
  22. Фарахутдинова Л. А. Основы нравственности в современной школе// Просвещение. 2002. № 4. С. 99 – 101.
  23. Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание// Воспитание школьников – 2001. - №7 – с. 67 – 69.
  24. Хотунцев Ю.Л. Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 1. - С. 62 – 64.
  25. Храмова, Р. «Добро не терпит промедленья»// Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 55 – 58.
  26. Шитякова Н. П. Методы и механизмы духовно – нравственного воспитания младших школьников// Начальная школа. - № 11. - 2007. - С. 3 -5.
  27. Югай, А. Коллективное составление «словаря этики» (из опыта работы воспитателя)// Учитель. – 2006. - №5. – с. 68 -70.
  28. Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников// Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.

Информация о работе Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе