Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Целью исследования является анализ современной системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей молодежи.
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания молодежи 6
1.1 Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 7
2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.2. Государственный и педагогические механизмы нравственного воспитания молодежи 14
3. Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе 21
3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула 21
3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи 25
3.3. Результаты проведенного эксперимента 28
Заключение 29
Список литературы 31
В
систему образования основные идеи
различных конфессий нужно
2.
Рациональный фактор
Становление
и развитие духовно-нравственного
потенциала при использовании
1. Через приобщение студентов и учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
2.
Через развитие образно-
3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при витагенном опыте и при овладении учебными предметами.
Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:
- наличие у молодого человека научного мировоззрения;
-
наличие чувства внутренней
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;
- адекватность самооценки;
-
сформированность мотивов
В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности учащихся и студентов. Наш опыт подсказывает, что хорошие результаты могут дать следующие методы:
- методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родители, товарищи по классу или по студенческой группе;
- методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;
-
тестирование, когда респонденты
ставятся в ситуации
- большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;
-
методы фиксации и оценки
-
в качестве инструментов
- полезными являются методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д. Например, фрактальная геометрия предлагает описывать вероятностные, бесформенные структуры: облака, кроны деревьев, береговую линию океана с его полуостровами, бухтами, скалами и т.д. (к бесформенным структурам, наверное, относится и духовно-нравственная воспитанность личности) с помощью алгоритмов, имеющих различные уровни и этапы и обнаруживающие какие-то одинаковые элементы.
Нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.
Цель исследования: определить ценности учащейся молодежи и выявить ее отношение к возрождению нравственного воспитания в школе.
Объектом исследования являются юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся 10А класса СОШ №126 г. Барнаула (23 чел.)
Предметом исследования: ценности учащийся молодежи и ее отношение к нравственному воспитанию.
Гипотеза исследования: современная молодежь переживает трансформацию жизненных ценностей, но при этом сохраняется опора на нравственные ценности, традиционные для России; молодежь положительно оценивает возрождение системы духовно-нравственного воспитания как в школе, так и в стране в целом.
Основным методом исследования является опрос, который помогает понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников.
Опросы проводились в рамках практикума по основам морали, этики и по обществознанию. Опрос учащихся 10А класса. 23 человека.
Тема 1. «Кто я?»
Цель опроса: выявить критерии самоопределения учащихся.
Вот как распределились ответы учащихся по четырём категориям самоопределения:
родо-половое — 41%, по отношению к школе — 29%, психологическое - 20%, по отношению к семье — 10%.
Тема 2. «Нравственность и СМИ».
Цель: выяснить роль СМИ в определении жизненных ценностей.
Вопросы и ответы:
• Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлых лет? (Да - 19 чел., нет — 4 чел.)
• Что Вы цените в отечественных фильмах прошлых лет?
1) отсутствие жестокости;
2) они интересны и познавательны;
3) режиссура и сюжет:
4) положительная атмосфера;
5) естественность, отсутствие вымысла;
6)
духовное преобладает над
7) изображение настоящей жизни, без наигранности;
8) юмор;
9) патриотизм;
10) чистая любовь;
11) исторические события глазами режиссеров;
12) доброта, справедливость;
13) правдивая игра актёров;
14) люди;
15) спокойные, интересные:
16)
рассказывают интересные
17)
изображение исторических
18) показывается воля к победе;
19) смысловая нагрузка.
Наиболее
отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13.
• Что Вам нравится и не нравится в американских фильмах?
нравится | Не нравится |
зрелищность | Отсутствие смысла, примитив |
Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом | Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без толку |
Симпатичные актёры, счастливые концы | Выдуманные сюжеты |
Если в фильме присутствует хоть какой – то смысл | Наигранность, нереалистичность, Жестокость, обман, заблуждение |
Яркость, красивое исполнение | Похожие сюжеты |
Актёрская игра в некоторых фильмах | коммерциализованность |
Высокое качество | Очень много негатива, сцены насилия, убийства |
Всегда запутанный сюжет | Игра некоторых актёров |
Много юмора | Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно |
спецэффекты | бездуховность |
фантастика | боевики |
Юмор
и профессионализм тупых |
Низменные чувства |
Отношения между родителями и старшими детьми слишком наигранны | |
Несмешной юмор |
Чаще
всего среди положительных
Среди негативных качеств наиболее часто упоминались жестокость и неправдоподобие.
• Какие ценности Вы отметили в отечественных фильмах?
- уважение к старшим, к семье;
- моральные, духовные, культурные: традиции и обычаи: идеология; доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность, искренность, открытость:
- взаимоуважение, любовь;
- гуманизм;
- нравственность, понимание другого человека и терпимость;
- трудолюбие, уважение к родителям;
- индивидуальность;
- любознательность;
- соблюдение норм поведения.
Наиболее часто назывались нравственность, понимание друг друга.
• Сформулируйте национальную идею или свою жизненную позицию.
- равенство народов;
- переход от коллективизма к индивидуализму: каждый за себя и себе;
- наша национальная идем: приучать молодежь к труду; а взрослым меньше думать о материальном благополучии;
- все должны быть патриотами;
-
стремление к лучшему, то есть
любой гражданин нашего
-
общительность, добро между
-
настоящее демократическое
- капитализм;
- стремление к лучшему;
- приобщение молодежи к культуре (народным песням, танцам, некоторым обычаям).
- возрождение такой великой страны, как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитие экономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба с бедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом;
- сплочённость против врага;
Информация о работе Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе