Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современной системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей молодежи.
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания молодежи 6
1.1 Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 7
2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.2. Государственный и педагогические механизмы нравственного воспитания молодежи 14
3. Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе 21
3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула 21
3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи 25
3.3. Результаты проведенного эксперимента 28
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание молодежи КР АГУ БЕА 2010.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     В систему образования основные идеи различных конфессий нужно вводить  постепенно: на первом этапе в виде учебного предмета «История религии» или «Религиозная культура», а на втором этапе - в виде «Религоведение» в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Главная цель этих предметов - помочь молодым людям найти смысл жизни, прикоснуться к высшим ценностям самосуществования, к мудрым советам, которые помогут противостоять искушениям и разрушению.

     2. Рациональный фактор предполагает  усвоение человеком национальной  и мировой культуры. Духовно-нравственное  воспитание с учетом этого  фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки.

     Становление и развитие духовно-нравственного  потенциала при использовании рационального  фактора реализуется несколькими  путями:

     1. Через приобщение студентов и учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.

     2. Через развитие образно-эмоциональной  сферы молодых людей в повседневной  жизни. Гармония человека с  внешней средой при этом достигается  через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

     3. Через оценку и самооценку  уровня развития знаний, навыков  и умений, которые студент получает  при витагенном опыте и при  овладении учебными предметами.

     Критериями  уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:

     - наличие у молодого человека научного мировоззрения;

     - наличие чувства внутренней свободы  у учащихся и студентов, которое  представляет собой гармонию  со своим внутренним миром,  природой и социумом;

     - стремление к самореализации;

     - успешность ведущей, в нашем  случае, образовательной деятельности;

     - адекватность самооценки;

     - сформированность мотивов поведения  в согласии с высшими принципами  нравственности и религиозными  ценностями.

     В теории педагогики мы находим различные  методы исследования, которые можно  использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности учащихся и студентов. Наш опыт подсказывает, что хорошие результаты могут дать следующие методы:

     - методы экспертной оценки, где  экспертами выступают учителя,  преподаватели, родители, товарищи  по классу или по студенческой группе;

     - методы самооценки доминантных  качеств различных участников  образовательного процесса;

     - тестирование, когда респонденты  ставятся в ситуации свободного  выбора;

     - большие возможности имеются  у методов оценки доминантных  отношений;

     - методы фиксации и оценки поведения  учащихся и студентов в реальной  ситуации выбора (в трудных педагогических  или конфликтных ситуациях);

     - в качестве инструментов обобщения  фактов используются письменные  опросы, интервью, групповые дискуссии,  исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека.

     - полезными являются методы, взятые  из психологии, социологии, статистики, математики и т.д. Например, фрактальная геометрия предлагает описывать вероятностные, бесформенные структуры: облака, кроны деревьев, береговую линию океана с его полуостровами, бухтами, скалами и т.д. (к бесформенным структурам, наверное, относится и духовно-нравственная воспитанность личности) с помощью алгоритмов, имеющих различные уровни и этапы и обнаруживающие какие-то одинаковые элементы.

     Нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

 

     3. Исследование реализации  нравственного воспитания  в средней школе

     3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула

     Цель  исследования: определить ценности учащейся молодежи и выявить ее отношение  к возрождению нравственного  воспитания в школе.

     Объектом  исследования являются юноши и девушки  в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся 10А класса СОШ №126 г. Барнаула (23 чел.)

     Предметом исследования: ценности учащийся молодежи и ее отношение к нравственному  воспитанию.

     Гипотеза  исследования: современная молодежь переживает трансформацию жизненных  ценностей, но при этом сохраняется опора на нравственные ценности, традиционные для России; молодежь положительно оценивает возрождение системы духовно-нравственного воспитания как в школе, так и в стране в целом.

     Основным  методом исследования является опрос, который помогает понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников.

     Опросы  проводились в рамках практикума по основам морали, этики и по обществознанию. Опрос учащихся 10А класса. 23 человека.

     Тема 1. «Кто я?»

     Цель  опроса: выявить критерии самоопределения  учащихся.

     Вот как распределились ответы учащихся по четырём категориям самоопределения:

  1. родо-половая,
  2. психологическая,
  3. по отношению к школе,
  4. по отношению к семье:

     родо-половое  — 41%, по отношению к школе — 29%, психологическое - 20%, по отношению к семье — 10%.

     Тема 2. «Нравственность и СМИ».

     Цель: выяснить роль СМИ в определении  жизненных ценностей.

     Вопросы и ответы:

     • Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлых лет? (Да - 19 чел., нет — 4 чел.)

     • Что Вы цените в отечественных  фильмах прошлых лет?

     1) отсутствие жестокости;

     2) они интересны и познавательны;

     3) режиссура и сюжет:

     4) положительная атмосфера;

     5) естественность, отсутствие вымысла;

     6) духовное преобладает над материальным;

     7) изображение настоящей жизни, без наигранности;

     8) юмор;

     9) патриотизм;

     10) чистая любовь;

     11) исторические события глазами  режиссеров;

     12) доброта, справедливость;

     13) правдивая игра актёров;

     14) люди;

     15) спокойные, интересные:

     16) рассказывают интересные истории;

     17) изображение исторических событий,  в которых хотел бы принимать  участие;

     18) показывается воля к победе;

     19) смысловая нагрузка.

     Наиболее  отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13. 

     • Что Вам нравится и не нравится в американских фильмах?

    нравится Не нравится
    зрелищность Отсутствие  смысла, примитив
    Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без  толку
    Симпатичные актёры, счастливые концы Выдуманные  сюжеты
    Если  в фильме присутствует хоть какой  – то смысл Наигранность, нереалистичность, Жестокость, обман, заблуждение
    Яркость, красивое исполнение Похожие сюжеты
    Актёрская игра в некоторых фильмах коммерциализованность
    Высокое качество Очень много  негатива, сцены насилия, убийства
    Всегда  запутанный сюжет Игра некоторых актёров
    Много юмора Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно
    спецэффекты бездуховность
    фантастика боевики
    Юмор  и профессионализм тупых американских комедий Низменные чувства
      Отношения между  родителями и старшими детьми слишком  наигранны
      Несмешной юмор

     Чаще  всего среди положительных качеств  назывались спецэффекты и красота.

     Среди негативных качеств наиболее часто  упоминались жестокость и неправдоподобие.

     • Какие ценности Вы отметили в отечественных фильмах?

     -  уважение к старшим, к семье;

     -  моральные, духовные, культурные: традиции  и обычаи: идеология; доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность, искренность, открытость:

     -  взаимоуважение, любовь;

     -  гуманизм;

     -  нравственность, понимание другого  человека и терпимость;

     -  трудолюбие, уважение к родителям;

     -  индивидуальность;

     -  любознательность;

     -  соблюдение норм поведения.

     Наиболее  часто назывались нравственность, понимание  друг друга.

     • Сформулируйте национальную идею или свою жизненную позицию.

     -  равенство народов;

     -  переход от коллективизма к индивидуализму: каждый за себя и себе;

     -  наша национальная идем: приучать  молодежь к труду; а взрослым  меньше думать о материальном  благополучии;

     -  все должны быть патриотами;

     -  стремление к лучшему, то есть  любой гражданин нашего государства  должен стремиться усовершенствовать государство, сделать его справедливым по отношению к народу;

     -  общительность, добро между людьми, взаимопомощь;

     -  настоящее демократическое общество;

     -  капитализм;

     -  стремление к лучшему;

     -  приобщение молодежи к культуре (народным песням, танцам, некоторым обычаям).

     -  возрождение такой великой страны, как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитие экономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба с бедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом;

     -  сплочённость против врага;

Информация о работе Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе