Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современной системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей молодежи.
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания молодежи 6
1.1 Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 7
2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.2. Государственный и педагогические механизмы нравственного воспитания молодежи 14
3. Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе 21
3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула 21
3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи 25
3.3. Результаты проведенного эксперимента 28
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание молодежи КР АГУ БЕА 2010.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Приведем  пример такого парадокса - высказывание известного русского философа B.C. Соловьева: «Справедливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием». В этом суждении привычному для школьников представлению о справедливости как о равноправии людей противопоставляется другая точка зрения, в которой заложено требование ущемления прав человека, стремящегося к справедливости. Почему? Удивление стимулирует к размышлениям, к формулированию собственной позиции.

     Парадокс  может стать частью другого, более  общего метода, например, анализа художественных произведении. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжении, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»:

     «Из одного и того же куска железа и  в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них  попал в руки земледельца и  немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. «Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?» - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. «От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая».

     Метод парадокса, таким образом, исключает  назидание и принуждение, которые  противопоказаны духовно-нравственному  воспитанию. Как часто мы слышим из уст педагогов доводы в защиту своих действий, направленных на жесткую  регламентацию мнений, позиции, поступков воспитанников. При всем разнообразии этих доводов они сводятся к тому, что ребенок просто не понимает того добра, которое несет ему деятельность педагога. Действительно, дети в силу своих возрастных особенностей многого не понимают и не могут предвидеть[26, c. 4].

     Согласимся  и с тем, что необходимо помочь им в этом. Но как? Предъявив жесткие  требования? Поэтапно регламентировав  их деятельность? Но тем самым мы значительно снизим мотивацию, так  как дети почувствуют недоверие  учителя и не увидят перспектив своей деятельности. Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности.

     Стремление  человека к постижению смысла, к  самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда они  превращается в личностно - значимое. Реализовать этот тезис педагогу помогает метод совместного поиска, который стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни.

     Совместный  поиск рассматривается как производное  от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию (парадокс, тайну, сомнение и т.п.), предположения, мнения, позиции, которые могут помочь разрешить эту ситуацию, диалог учителя и ученика.

     Результатом совместного поиска может стать  понимание детьми, что, например, простить - это значит: не таить обиду, перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев), избавиться от желания отомстить обидчику; не ждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет мириться; не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, не упрекать его за нанесенную тебе обиду; найти в себе мужество признать свою неправоту; уметь радоваться общению с другими людьми; проявить смелость, терпение, силу воли и сострадание[26, c. 5].

     Самостоятельно  сделанные выводы помогут детям  обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей.

 

     2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи

     2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи

     В России уже давно назрел «кризис» ценностной системы. Это проявляется в таких явлениях, как падение морально-нравственных норм, отсутствие четких правил и твердых принципов. А представления о ценностных ориентациях размыты.

     Несомненно  до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

     Ценности  – это представление людей  о значимых вещах, то, чему приписывают  большее значение, определенные предпочтения. Какие же сейчас у молодежи предпочтения?[14, c. 445]

     На  мой взгляд, сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставит материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Материальное благополучие – это некий стимул жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным путем. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются – «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».

     В жизни люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется уже после карьерного роста.

     Отношение к дружбе и товариществу тоже терпит изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к  близким людям приобретает все  более корыстный характер. Эгоистичный  настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

     Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования  и знаний. То есть в большинстве  подрастающее поколение стремится  получить любое образование с  минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом – как средство получения новых знаний.

     На  формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические  и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности, зачастую неосознанно разрушая усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие – родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь! 

     2.2. Государственный  и педагогические  механизмы нравственного  воспитания молодежи

     Система образования пока еще не вышла  из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в  первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

     Следует отметить, что не разработана единая государственная программа духовно-нравственного  воспитания, а лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические  и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

     Вхождение системы образования России в  третье тысячелетие ознаменовано принятием трех программ: «Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», «Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.

     «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

     В «Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации» одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

     Федеральная целевая программа «Молодежь России» среди основных целей называет духовно-нравственное воспитание молодежи, среди задач - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, при этом уточняется, что особую роль играет изучение отечественной истории и культуры.

     В Концепции национальной безопасности подписанной президентом России 10 января 2000 года отмечено, что обеспечение  национальной безопасности РФ «включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения».

     Анализ  названных программ показывает, что Государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи (патриотизм является одним из проявлений процесса духовного становления личности) на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей.

     Одним из продуктивных способов возрождения  духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому  потенциалу наследия в истории образования  в России, которому придавалось значение «вопроса жизни».

     Сущность  духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального:

     1. Религиозный фактор строится  на идее Творца (Абсолюта, Высшего  Разума, Бога). Этот фактор помогает  человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

     Отсюда  можно заключить, что стержнем духовно-нравственного  воспитания должны стать учения основных конфессий, которые действуют в  России.

     Исторический  анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания в России показывает, что все праздники, ритуалы и обряды в образовательных учреждениях имели религиозную окраску. Любое начало и окончание каких-то великих и повседневных дел сопровождалось молитвой. Все это повышало ее нравственное, эмоциональное и волевое воздействие на обучаемых. Основой духовно-нравственного воспитания, по учению всех конфессий, является Страх Божий. Это и боязнь прогневить Бога греховными поступками, и добровольная необходимость делать добро своим близким. Главным средством духовно-нравственного воспитания является Любовь, которая проявляется в жертвенности и самоотдаче.

Информация о работе Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе