Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современной системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей молодежи.
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания молодежи 6
1.1 Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 7
2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.2. Государственный и педагогические механизмы нравственного воспитания молодежи 14
3. Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе 21
3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула 21
3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи 25
3.3. Результаты проведенного эксперимента 28
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Нравственное воспитание молодежи КР АГУ БЕА 2010.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Любое развитое гражданское общество должно с высокой степенью ответственности  относиться к проблемам молодежи, ведь сегодняшняя молодежь - это растущая «смена» и залог будущего развития общества и государства. При этом особенно важны проблемы духовно-нравственного состояния молодежи. Они затрагивают внутренний мир каждого человека, через призму которого формируются взгляды на жизнь, общество, государство. От этого, в конечном счете, зависит будущее государства в целом.

     Актуальность  данной работы несомненна. В конце  XX века, как с наследием прошлого, наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества.

     Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей  и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся и студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

     Нравственная  составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

     Нравственное  воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного  сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

     В истории педагогической мысли проблема нравственного воспитания получила отражение в трудах Аристотеля, Платона, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др.

     В христианском антропологическом учении (Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, П.Д. Юркевич, Иоанн Маслов и др.) большое внимание уделяется вопросам нравственного воспитания.

     Анализ  работ Н.И. Ильминского, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, И.Т. Посошкова, К.Д. Ушинского, П.Г. Редкина показал, что вопросы нравственного воспитания рассматривались ими в христианской антропологии.

     Проблемы  нравственного воспитания рассматриваются  современными учеными с социально-философских (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, Л.Н. Голубева, О.В. Долженко, М.С. Каган, В.И. Коротких, А.Ф. Лосев, В.С. Степин и др.), правовых позиций (Г.П. Давыдов, Е.В. Известнова, Т.В. Корчагина и др.).

     Теория  и методика нравственного воспитания разрабатывается О.С. Богдановой, Г.М. Коджаспировой, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, И.Ф. Харламовым, Н.Е. Щурковой и др.

     В работах Б.Т. Лихачева, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, И. Сиземской, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова показана тесная взаимосвязь между гражданскими взглядами, чувствами, убеждениями и нравственным поведением человека.

     В контексте исследования различных  аспектов эстетического воспитания С.П. Баранов, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова рассматривают проблему формирования личности, ее нравственных качеств.

     Объект  исследования – теория и практика нравственного воспитания молодежи.

     Предмет исследования – процесс нравственного  воспитания молодежи.

     Гипотезу  исследования можно сформулировать следующим образом: комплексное  нравственное воспитание молодежи, реализуемое  различными социальными институтами (семья, школа, ВУЗ и т.д.), способствует формированию системы истинных ценностей  современной молодежи.

     Целью исследования является анализ современной  системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей  молодежи.

     В соответствии с объектом, предметом  и целью в работе будут решаться следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
  2. изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
  3. сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
  4. провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;
  5. реализовать элементы нравственного воспитания на занятиях по курсу «Основы морали», проводимого в рамках учебной программы по «Обществознанию».

     Сформулированные  положения позволяют говорить о  духовно-нравственном воспитании как  о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится  в стадии становления.

 

     1. Теоретико-методологические  основы нравственного  воспитания молодежи

     1.1 Понятие нравственного воспитания

     Нравственное  воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию[4, c. 7].

     Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой  природе, коллективу, материальным и  духовным ценностям, другим людям, к  самому себе и т.д.). Причем эти отношения  устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат[8, c. 43].

     Проявление  безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм  и др.) оцениваются с позиций  зла, так как несут с собой  результат, отрицательный для людей.[15.С.55.]

     Цель  нравственного воспитания — формирование у учащихся системы отношений (к  людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе  занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.

     Нравственное  воспитание могло бы быть определено как целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

     Содержанием нравственного воспитания выступают  такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».

     В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств[13, c. 218]:

  1. дисциплинированность и ответственность,
  2. доброта и вежливость,
  3. трудолюбие и честность и др.

     Специфика нравственных отношений придает  нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в  самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.— все социальные сферы общественной жизни.

     Развитие  социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное — развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности — активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений. 

     1.2. Методы и механизмы  духовно–нравственного  воспитания

     Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует  самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе.

     Средствами  нравственного воспитания являются[13, c. 221]:

  1. обучение;
  2. личный пример учителя;
  3. убеждение;
  4. умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
  5. меры предупреждения и поощрения и взыскания.

     Т.И. Власова среди методов воспитания духовности школьников называет формирование и медитационное закрепление образов, парадоксальную» аналогию, самооценку и др. В свою очередь С.И. Маслов предлагает методы пробуждения адекватных эмоций, акцентирования ценности, ценностных сопоставлений.

     Определенная  последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональное  приятие, осознание и включение  в систему ценностных ориентации личности. В качестве механизмов выступают  внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра и др.

     Их  знание и учет помогают более эффективно строить процесс духовно-нравственного воспитания детей[12, c. 20]. Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания. Для примера обратимся к Образовательной системе «Школа 2010», ограничившись двумя из принятых ею принципов мотивированности и проблемности.

     Первый  требует от педагога, «чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смысл отражает субъективное, зачастую эмоциональное отношение к усваиваемой ценности. Оно возникает благодаря воздействию не на интеллектуальную, а на эмоциональную сферу личности.[23.С.3.]

     В основе этого воздействия может  лежать механизм внушения. Внушение (или  суггестия) определяется как воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения человека в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы изменить настрой, поведение воспитанника, в высказываниях педагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательность. Образность достигается не только речевыми, но и наглядными средствами. В медицине внушение проявляется в методе лечения гипнозом. В педагогике гипноз недопустим. В этом случае действенным оказывается, например, метод демонстрации.[23.С.4]

     С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений.

     Подобное  воздействие будет тем успешнее, чем лучше педагог владеет  умением раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых  воспитанникам понятий, идей. При этом следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна для интеллектуально развитых детей.

     Данному механизму практически идеально соответствует метод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника.

Информация о работе Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе