Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа
Целью исследования является анализ современной системы нравственного воспитания молодежи в рамках учебных учреждений и влияния нравственного воспитания на формирование системы ценностей молодежи.
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
рассмотреть понятие «нравственного воспитания», методы и механизмы духовно–нравственного воспитания;
изучить проблему формирования ценностей современной молодежи;
сделать анализ государственных и педагогических механизмов нравственного воспитания молодежи;
провести исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула;
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания молодежи 6
1.1 Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания 7
2. Нравственное воспитание и проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.1. Проблема формирования ценностей современной молодежи 13
2.2. Государственный и педагогические механизмы нравственного воспитания молодежи 14
3. Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе 21
3.1. Исследование ценностей молодежи на примере учеников 10А класса СОШ №126 г. Барнаула 21
3.2. Опыт проведения практикума по предмету «Основы морали» в рамках программы нравственного воспитания молодежи 25
3.3. Результаты проведенного эксперимента 28
Заключение 29
Список литературы 31
Содержание
Любое развитое гражданское общество должно с высокой степенью ответственности относиться к проблемам молодежи, ведь сегодняшняя молодежь - это растущая «смена» и залог будущего развития общества и государства. При этом особенно важны проблемы духовно-нравственного состояния молодежи. Они затрагивают внутренний мир каждого человека, через призму которого формируются взгляды на жизнь, общество, государство. От этого, в конечном счете, зависит будущее государства в целом.
Актуальность данной работы несомненна. В конце XX века, как с наследием прошлого, наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества.
Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у учащихся и студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
В истории педагогической мысли проблема нравственного воспитания получила отражение в трудах Аристотеля, Платона, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др.
В христианском антропологическом учении (Игнатий Брянчанинов, Иоанн Кронштадтский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, П.Д. Юркевич, Иоанн Маслов и др.) большое внимание уделяется вопросам нравственного воспитания.
Анализ работ Н.И. Ильминского, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, И.Т. Посошкова, К.Д. Ушинского, П.Г. Редкина показал, что вопросы нравственного воспитания рассматривались ими в христианской антропологии.
Проблемы
нравственного воспитания рассматриваются
современными учеными с социально-
Теория
и методика нравственного воспитания
разрабатывается О.С.
В работах Б.Т. Лихачева, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, И. Сиземской, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова показана тесная взаимосвязь между гражданскими взглядами, чувствами, убеждениями и нравственным поведением человека.
В контексте исследования различных аспектов эстетического воспитания С.П. Баранов, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова рассматривают проблему формирования личности, ее нравственных качеств.
Объект исследования – теория и практика нравственного воспитания молодежи.
Предмет исследования – процесс нравственного воспитания молодежи.
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: комплексное нравственное воспитание молодежи, реализуемое различными социальными институтами (семья, школа, ВУЗ и т.д.), способствует формированию системы истинных ценностей современной молодежи.
Целью
исследования является анализ современной
системы нравственного
В соответствии с объектом, предметом и целью в работе будут решаться следующие задачи:
Сформулированные
положения позволяют говорить о
духовно-нравственном воспитании как
о ведущем направлении
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию[4, c. 7].
Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат[8, c. 43].
Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество, мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.[15.С.55.]
Цель
нравственного воспитания — формирование
у учащихся системы отношений (к
людям, обществу, Родине, самому себе),
соответствующих моральным
Нравственное воспитание могло бы быть определено как целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».
В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств[13, c. 218]:
Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.— все социальные сферы общественной жизни.
Развитие
социальной культуры предполагает не
просто обогащение знаний во всех сферах
жизни и отношений людей, утонченности
мыслей и чувств, но главное — развитие
в человеке общественных свойств, правильного
восприятия высшего смысла человеческой
деятельности — активного служения обществу,
гуманистическим идеалам, умение строить
свое поведение на основе социальных ценностей,
высоких устремлений.
Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе.
Средствами нравственного воспитания являются[13, c. 221]:
Т.И. Власова среди методов воспитания духовности школьников называет формирование и медитационное закрепление образов, парадоксальную» аналогию, самооценку и др. В свою очередь С.И. Маслов предлагает методы пробуждения адекватных эмоций, акцентирования ценности, ценностных сопоставлений.
Определенная последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональное приятие, осознание и включение в систему ценностных ориентации личности. В качестве механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра и др.
Их знание и учет помогают более эффективно строить процесс духовно-нравственного воспитания детей[12, c. 20]. Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания. Для примера обратимся к Образовательной системе «Школа 2010», ограничившись двумя из принятых ею принципов мотивированности и проблемности.
Первый требует от педагога, «чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смысл отражает субъективное, зачастую эмоциональное отношение к усваиваемой ценности. Оно возникает благодаря воздействию не на интеллектуальную, а на эмоциональную сферу личности.[23.С.3.]
В основе этого воздействия может лежать механизм внушения. Внушение (или суггестия) определяется как воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения человека в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы изменить настрой, поведение воспитанника, в высказываниях педагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательность. Образность достигается не только речевыми, но и наглядными средствами. В медицине внушение проявляется в методе лечения гипнозом. В педагогике гипноз недопустим. В этом случае действенным оказывается, например, метод демонстрации.[23.С.4]
С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьниками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональное воздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующее формированию нравственных взглядов и убеждений.
Подобное
воздействие будет тем
Данному механизму практически идеально соответствует метод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника.
Информация о работе Исследование реализации нравственного воспитания в средней школе