Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть роль средств массовой информации в формировании установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Сделать теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Разработать анкету и провести опрос, исследующий отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни 5
1.1 Научные подходы к изучению здорового образа жизни 5
1.2 Социально-психологическое здоровье молодежи 10
Глава 2. Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи 14
2.1 Роль средств массовой информации в распространении информации о здоровье 14
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов опроса об отношении к вредным привычкам 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

КП_5011_СМИ как агент формирования установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      Курение является так же одной из основных проблем среди молодежи МГМУ №1. На вопрос: «Курите ли Вы?» большинство анкетируемых ответили, что никогда не курили, так ответила практически половина опрошенных (табл. 2.3). Второй по популярности ответ «Курю постоянно» число ответивших так в МГМУ №1 28,75% , а в МГПТК электроники 18,75%. Периодически курят 16,25% учащихся опрошенной группы из МГПТК электроники и 11,255% их сверстников из МГМУ №1. Редко курят 6,25% молодежи из МГМУ №1 и 11,25% в МГПТК электроники. И наконец раньше курили, но бросили 7,5% учащихся из МГПТК электроники и 15% учащихся медучилища.

      Таблица 2.3 – Ответы на вопрос «Курите ли Вы?»

Вариант ответа МГПТК электроники

%

МГМУ №1

%

Постоянно 18,75 28,75
Периодически 16,25 11,25
Редко 11,25 6,25
Раньше  курил, но бросил 7,5 15
Никогда не курил 46,25 38,75

      Курение и молодежь – очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.

      Если  рассматривать эту проблему в  свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет  эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым надо больше наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

      Курение является одной из наиболее распространенных и массовой в мировом масштабе привычкой, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. В курение вовлечены практически все слои населения и что наиболее опасно женщины и юношество. Это социальная проблема общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.

      Что касается курения среди подростков‚  то в данной ситуации притягательным фактором является желание выглядеть взрослым‚ т.е. имеет место подражание‚ лишь затем привычка укореняется, и вступают в действие факторы зависимости. Таким образом‚ за счет вышеперечисленных мер, снизив привлекательность курения среди взрослого населения‚ можно устранить тягу к этому у подростков.

      Для сокращения курения можно применять много разных мер: строгое ограничение мест для курения, штрафы, создание сети медицинских учреждений, специализирующихся на лечении этого вида проблемы и т.д. Говоря о помощи некурящим, можно предложить бесплатное лечение и санаторный отдых страдающим от аллергии на табак и от заражённости организма продуктами дыма сигарет. Но всё это требует пересмотра, как экономической, так и социальной политики государства, в котором мы живём[17].

      Еще один остро стоящий вопрос, вопрос наркомании. Отношение к наркотикам у опрошенных учащихся неоднозначное. На вопрос о вашем отношении к наркотикам 75% респондентов из МГПТК электроники и 58,75% из МГМУ №1 ответили, что их это не касается.(табл. 2.4) Друзей наркоманов имеет 12,5% учащихся медучилища и 7,5% учащихся из МГПТК электроники. И, наконец: «Смотря, что считать наркотиком» выбрало 12,5% учащихся в обеих группах.

      Таблица 2.4 – Ответы на вопрос «Ваше отношение к наркотикам»

Вариант ответа МГПТК электроники

%

МГМУ №1

%

Меня  это не касается 75 58,75
Имею  друзей наркоманов 7,5 12,5
употребляю - -
Смотря  что считать наркотиком 12,5 12,5

      Число молодых людей, осуждающих наркоманию, снизилось. Сегодня четкое осмысление трагических последствий наркомании присуще лишь двум из каждых трёх студентов, учащихся. И уже это - сигнал тревоги, хотя применительно к любому другому феномену или процессу такое большинство могло бы оцениваться как «подавляющее».

 

      Заключение

      В процессе работы над представленным проектом решались такие задачи, как.

      На  основании проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

      Средства  массовой информации оказывают большое  влияние на формирование здорового образа жизни молодежи. Это влияние распространяется как непосредственно через СМИ на личность молодого человека, так и опосредованное – через родителей, учителей, сверстников, на которых СМИ, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы СМИ.

      Средства  массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодого человека: с одной стороны, они выступают как фактор стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой – провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр.

      Существует  мнение, о том, что не следует преувеличивать роль СМИ в формировании образа жизни  молодежи, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет комерционализации радио, телевидения и прессы. В советские времена, когда в СМИ не было абсолютно никакой рекламы, а цензура не пропускала ничего, что могло бы отрицательно сказаться на личности или образе жизни молодого человека, в Беларуси имели место такие явления как курение, пьянство, и беспорядочные половые связи, не говоря уже о неправильном питании и отсутствии физической активности. То есть не только СМИ сегодня ведут к тому, что значительная часть населения ведет нездоровый образ жизни.

      В тоже время роль СМИ в формировании здорового образа жизни нельзя недооценивать. Однако нельзя не отметить, что именно в последнее десятилетие огромные средства, вкладываемые международными и белорусскими корпорациями в рекламу сигарет и алкогольных напитков, не идут ни в какое сравнение с финансированием программ, статей, передач, посвященных формированию здорового образа жизни.

      Главной проблемой негативного влияния  СМИ на образ жизни молодого человека является то, что сегодня телевидение, радио, пресса не только и не столько продвигают какой-либо продукт, сколько формируют образ жизни, в котором курить, пить, иметь случайные сексуальные контакты – это престижно. Причем это завораживающе действует не только на молодежь, но и на взрослую часть населения, которая, не слишком преломляя такое поведение на свой образ жизни, мирится в ним относительно своих детей и учеников. Возникает молчаливое согласие взрослых с пропагандируемым, чуждым здоровому, образу жизни.

      Так как подростки и молодежь не озабочены проблемой собственного здоровья, так как считают себя достаточно здоровыми и на самом деле, в основном, такими являются. Проблема здоровья в Беларуси – это интерес более взрослой части населения. Для молодежи целесообразно интегрировать идею формирования здорового образа жизни в уже существующее направления, будь то туризм, танцы или коллекционирование марок. Важно, что в деятельности общественных организаций, внешкольных учреждений информация о здоровом образе жизни не противоречит никакой специализации.

      Деятельность  СМИ в целом должна рассматриваться  как отдельное направление в формировании здорового образа жизни. Причем радио, телевидение, пресса должны не только публиковать необходимую для формирования здорового образа жизни информацию, но и нести ответственность за ту продукцию, которая противоречит этому.

 

      Список использованных источников

  1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие / В.А. Ананьев – СПб.: Питер, 1998. – 312 с.
  2. Бовина, И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде/ И.Б. Бовина // Вопросы психологии. – 2005. – №3 – С.90-96.
  3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
  4. Вайнер, Э. Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер - М.:  Наука,2002.- 310 с.
  5. Волков, Ю.Г. Социология: Учеб. Пособие / Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
  6. В помощь начинающему физкультурнику: методические рекомендации / Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Витебский областной учебно-методический центр физвоспитания населения; [составит: Е.Н. Толочко и др.]. – Витебск: ВГТУ, 2006. – 98 с.
  7. Гигиена и экология человека. / [Трушкина Л.Ю. и др.] – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 528 с.
  8. Журавлева, И.В. Социальное здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлёва – М.: ИС РАН, 2002. – С. 21-24.
  9. Здоровый образ жизни как молодёжная проблема: региональные аспекты/ Г.М. Грибов, С.Т. Кавецкий, В.В. Коклюхин и др. – Мн.: ИСПИ, 2002. – 140 с.
  10. Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Л.С. Аверин [и др.]; Мн.: Изд-во Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 387 с.
  11. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. / Под ред. М.А. Вуса. – СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 1999. – 212 с.
  12. Кочеткова, А.В. Теория и практика связей с общественностью / А.В. Кочеткова, В.Н. Филлипов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов – СПб.: Питер, 2006. – 240с.
  13. Кузнецов В.Н., Соломатина Е.Н. Социальная безопасность молодежи. Учебно-методический комплекс / В.Н. Кузнецов, Е.Н. Соломатина. – М.: КДУ, 2009. – 44 с.
  14. Лобыкина, Е.Н. Научно-организационные подходы в области пропаганды знаний о рациональном питании / Е.Н. Лобыкина, О.И. Хвостова, В.З. Колтун, Ю.В. Рузаев // Здравоохранение Российской Федерации. – 2007. – № 1. – С. 32-36.
  15. Медико-педагогические аспекты здорового образа жизни учащейся молодёжи: тезисы юбилейной конференции, посвящённой 10-летию медицинского факультета БГПУ / Под ред. М.П. Дорошкевича. – Мн.: БГПУ, 2003. – 55 с.
  16. Проблема формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в деятельности Минского дворца детей и молодёжи: материалы социологического исследования/ И.А. Яковлева, С.М. Остроумова, Т.В. Мартысюк; - Мн.: МДДиМ, 2001. – 61 с.
  17. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учебное пособие / Лисовский А.Г., Анисимова Н.И., Захарова Е.Н. и др. – М.: Спб.–Березники, 1998. – 216 с.
  18. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика (методики и тесты) / Д.Я. Райгородский – Самара: Бахрах, – С. 465-469.
  19. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О.А. Раковская – М.: Наука, 1999. – 192с.
  20. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство / А.В. Решетников – М.: Медицина, 2002. – С.455.
  21. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. Ред. Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА*М, 1999. – 672 с.
  22. Сиберт Ф. С. Четыре теории прессы / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон – М.: ВАГРИУС, 1998. – 224 с.
  23. Социология журналистики. / Под ред. Е. П. Прохорова. – М.: Изд-во Московского Университета, 1981. – 232 с.
  24. Тарасов, А. Молодежь как объект классового эксперимента / А. Тарасов// Свободная мысль. – 1999. – № 10. – С. 29-35
  25. Формирование здорового образа жизни: курс консультирования подростков и молодёжи: пособие для учителей и преподавателей / [О.А. Пересада и др.]; под общ. ред. Е.М. Русаковой; Мин-во образования Республики Беларусь, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси. – Минск: Современная школа, 2007. – 195 с.
  26. Шаповалолва О.А. Роль каналов неличной коммуникации в формировании ценностного отношения к здоровью //Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.И. Андреев. Том 3. — М.: Издательский центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – 528 с.
  27. Шикун, А.И. Образ жизни и здоровье молодёжи: социологический анализ / А.И. Шикун; УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», Брест: Изд-во БрГУ, 2003. – 159 с.
  28. Яскевич, Я.С. Идеология белорусского государства и молодёжная политика: стратегические приоритеты и ценности: учебно-методические и информационные материалы для организации работы постоянно действующих семинаров и кафедр и педагогических работников общежитий/ Я.С. Яскевич; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. – Минск: БГЭУ, 2006. – 75 с.

Информация о работе Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи