Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть роль средств массовой информации в формировании установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Сделать теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Разработать анкету и провести опрос, исследующий отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни 5
1.1 Научные подходы к изучению здорового образа жизни 5
1.2 Социально-психологическое здоровье молодежи 10
Глава 2. Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи 14
2.1 Роль средств массовой информации в распространении информации о здоровье 14
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов опроса об отношении к вредным привычкам 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

КП_5011_СМИ как агент формирования установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью» - это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

      3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

      4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

      Формирование  здорового образа жизни, таким образом, - это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни.

      И эта программа должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. [7, С. 19].

    1. Социально-психологическое здоровье молодежи

      Понятие социального здоровья рассматривается  сейчас как состояние индивида, группы, общества, которые соответствуют норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Лишь устойчивость отдельных статусных характеристик дает интегрирующую, социализирующую функцию группы или отдельной личности, в результате действия которой можно говорить о ее социальной норме, социальном здоровье и благополучии. При этом важнейшие социальные ценности передаются от поколения к поколению посредством социальной памяти. Некоторые ценности могут навязываться извне, претендуя на роль внутренних идеалов. Существуют, к примеру, гендерные идеалы в общественной жизни, которые представляются на всеобщее обозрение средствами массовой информации. Тот образ, который является – это мужчина, которого с младенчества воспитывает женщина. Впоследствии эти представления переносятся и на жену, которой присуждена роль выступать в качестве «жены-матери». Если раньше существовало строгое разделение сфер и задач ответственности, то теперь мужчины и женщины окружены различными идеалами «сильных мужчин». Это наглядно репрезентируется в рекламе. В результате происходящих в обществе социокультурных процесов мужчины потеряли привычный образ «кормильца и главы семьи», возникла стратегия пассивности с их стороны. Как пишут Ч.Бенард и Э.Шлаффер, необычайная пассивность мужчин не обязательно бросается в глаза. Иногда мужская пассивность выражается в недвусмысленной агрессивности. Молодые люди оказались перед необходимостью выбора между предлагаемыми с экранов телевизоров установками и собственными идеалами, идеями, ценностями, представлениями о том, кто же такой мужчина.

      Существует  попытка навязать образ мужчины, имеющего достижения в общественной сфере, но совершенно беспомощного в  межличностных отношениях. Тогда женщине не оставляется возможность самореализации в сфере эмоциональности, межличностных отношений. Таким образом, многие сферы личности женщин остаются невостребованными, ущемленными, что отражается на их психическом здоровье, приводя к отрицательным последствия[18].

      Многие  сегодня осознают, что обеспечить безопасность и будущее Белорусии, призвана перспективная стратегия, в рамках которой выделяются первоочередные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. Медленный переход к этой стратегии приводит к тому, что кризисная ситуация будет сохраняться, а наличие реальных и потенциальных социальных угроз (расслоение общества на богатых и бедных, возрастание уровня безработицы среди молодежи, снижение уровня образования и грамотности, снижение уровня здоровья, возрастание потребления наркотических веществ, алкоголя, возможность возникновения эпидемий) не позволяет надеяться на быстрое преодоление проблем переходного периода.

      Социологи не без основания предупреждают, что те, кто сегодня работает с молодежью, должен проявлять реализм в понимании своих возможностей, так как специфика переходного периода такова, что многие из разрабатываемых сегодня молодежных программ не могут быть успешно реализованы на практике. Прежде всего, это связано с установкой, нацеливающей на решение сиюминутных проблем, которая позволяет в случае благополучного «исхода» говорить об эффективности работы, если же «успех» обходит стороной, происходит рокировка в сторону «объективных»причин и трудностей.

      Одним из показателей благополучия, устойчивости положения человека выступает социальное настроение. С ним связаны определенные ожидания, возможные притязания и оценки происходящего, которые могут стать решающим фактором того или иного поведения человека.[19]

      При всех издержках «шоковой терапии» молодежь пока не исчерпала ресурс оптимизма, свойственный возрасту. За романтиками идут прагматики-реалисты, те, кто больше полагается на себя и не строит иллюзий относительно «всесильности» государства. Достаточно много «пессимистов» – тех, кто испытывает разочарование и страх. Оснований для дискомфортного социального самочувствия у них более чем достаточно: это, прежде всего, вопросы материального благополучия, устройства на работу, оказания квалифицированной юридической и медицинской помощи.

      Стратегия обеспечения безопасности устойчивого развития Беларуси в XXI веке с неизбежностью ставит нас перед необходимостью изменить отношение к молодежной политике, по-новому взглянув на соотношение «молодежная политика и безопасность общества».

      Специалисты, и прежде всего социологи, определяют молодежную политику как систему мер по «завоёвыванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического, культурного и т.д.)статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказалась или может оказаться в перспективе в трудном (ущемленном) положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение. Эта система мер, способствуя социальному развитию молодежи, реализуется через деятельность государства, политических партий, общественных объединений, непосредственно определяет характер будущего состояния белорусского общества.

      В кризисных условиях больше всего  подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

      Для того чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу[24].

      Молодежь  – это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

      Молодежь  имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

      Нижняя  возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

      В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

      Социализация  – это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

      Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

      Стремление  уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению  алкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов причины роста в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения[5].

 

Глава 2. Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи

    1. Роль  средств массовой информации в распространении информации о здоровье

      Средства  массовой информации играют большую  роль в жизни каждого человека. Они «апеллируют к личности в  совокупности ее социальных ролей –  как к гражданину, и семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретного района. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность»[23, с.29].

      Под средствами массовой информации принято понимать социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой, обычно географически рассредоточенной аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредствованным, в известной степени стереотипизированным характером [21]. Передаваемая информация должна обязательно отвечать общественным интересам. Ее распространение – неотъемлемая часть массового духовного общения людей, которое возникло на определенной ступени развития человечества в дополнение к непосредственному межличностному общению.

      Среди основных средств массовой информации можно выделить телевидение, радио и прессу. В настоящее время к средствам массовой информации стал относиться Интернет. В Интернет размещают сотни разных газет, радио и телевизионных каналов, получивших таким образом доступ к глобальной аудитории.

      Каждый  из перечисленных СМИ имеет свои особенности, сильные и слабые стороны.

      Специфика печати, выражающей свое содержание через  письменное слово, заключена, прежде всего, в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Также, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.д [11]. Среди специализированных печатных изданий о здоровье можно отметить такие журналы, как «Здоровье», «Здоровье школьника», «Медицина и здоровье», «Планета здоровья», «Женское здоровье» и другие. Также данные издания размещены в сети Интернет (www.zdr.ru, www.za-bartoi.ru, www.medat.ru, www.ph.ru, www.wh-lady.ru).

      В Интернет число специализированных сайтов о здоровье достаточно велико.

      Основные  преимущества радио связаны с  его большей, по сравнению с телевидением, оперативностью и доступностью и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Однако, нужно отметить, что с развитием научно-технического прогресса различия, связанные с оперативностью и доступностью все более стираются. Выразительные средства радиожурналистики – живой голос, шумы, музыка – обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий. На сегодняшний день, радио слабо задействовано в распространении информации о здоровье. Среди специализированных радиопрограмм посвященным здоровью и здоровому образу жизни можно отметить «Планета здоровья» транслируемую на «Радио России» и «Домашняя аптечка» - на радио «Маяк».

      Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемых картин, обеспечивать совпадение по времени событий и зрительского наблюдения за ними. Выделяются следующие причины столь быстрого и массового распространения телевидения:

Информация о работе Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи