Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть роль средств массовой информации в формировании установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Сделать теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Разработать анкету и провести опрос, исследующий отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни 5
1.1 Научные подходы к изучению здорового образа жизни 5
1.2 Социально-психологическое здоровье молодежи 10
Глава 2. Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи 14
2.1 Роль средств массовой информации в распространении информации о здоровье 14
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов опроса об отношении к вредным привычкам 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

КП_5011_СМИ как агент формирования установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

      Введение

      Актуальность  исследования. Неуклонное поступательное развитие мировой цивилизации особенно во второй половине минувшего и начале нынешнего столетия выдвинуло в ряду наиболее острых проблему здоровья человека. Специфичность социально-экономического развития нашей страны обусловила особую актуальность данной проблемы для Беларуси. Затянувшиеся трудности в развитии экономики, политике, этнические и экологические проблемы, происходящее разрушение старой системы ценностей, неуверенность в будущем, потеря (неопределенность) смысла жизни и другие стрессовые факторы обрушиваются на нервную систему человека, подрывая его здоровье. Современные структурные изменения на макроуровне социальной системы, а также переориентации индивидуальных жизненных стратегий белорусов формируют картину социального здоровья общества.

      Крайне  напряженной остается также и  демографическая ситуация. В составе населения заметно сократилась и продолжает уменьшаться численность молодежи, что ведет к значительному старению общества. Резко сократилась рождаемость. Абсолютное большинство детей и молодежи больны, многие от рождения. При этом каждое следующее поколение менее здорово, чем предыдущее. Более того, исходя из недостаточной организации системы отдыха и оздоровления детей и молодежи, профилактического осмотра и лечения, системы молодежного туризма, массового занятия физкультурой и спортом, прогнозируется дальнейшее снижение уровня здоровья молодежи, населения в целом. По совокупности этих показателей, молодежь сегодня является самой социально-уязвимой частью населения, не имеющей возможностей для своего полноценного развития. Причём большое влияние на формирование здорового образа жизни молодежи оказывают средства массовой информации.

      Цель  исследования – рассмотреть роль средств массовой информации в формировании установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.

      В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

      1. Сделать теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

      2. Разработать анкету и провести опрос, исследующий отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи.

      Объект  исследования – процесс формирования установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.

      Предмет исследования – СМИ как агент формирования установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.

      Методы  исследования. Выбор методов определялся  задачами отдельных этапов исследования. На теоретическом уровне используется анализ и обобщение философской, психологической, социологической, педагогической, методической литературы. На практическом уровне - анкетирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.

      База  исследования. Исследование проводилось  в феврале-марте 2011 г. на базе двух групп, взятых из разных средне-специальных образовательных учреждений г. Минска: Минского государственного медицинского училища № 1 (далее МГМУ №1) и Минского государственного профессионального колледжа электроники (далее МГПТК электроники). Возраст опрашиваемых колебался в рамках от 17 до 19 лет.

      Практическая  значимость исследования: содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации преподавателей средне-специальных учебных заведений; при разработке лекционного курса по теории здорового образа жизни для студентов училищ, колледжей и вузов.

      Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 28 источников. В тексте работы имеются 4 таблицы. Содержание работы изложено на 28 страницах.

 

       Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни

    1. Научные подходы к изучению здорового  образа жизни

      Забота  о собственном здоровье – серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Еще в древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

      В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны окружающей среды. Проблемы здоровья и здорового образа жизни изучают многие научные дисциплины. В первую очередь, это наука о здоровье – валеология. Валеология (от латинского здравствовать, быть здоровым) – наука о здоровье. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформился в фундаментальную науку. Здоровый образ жизни является стержнем данной науки, от него зависит здоровье и долголетие людей. [3, с. 15]

      Другая  дисциплина, имеющая большое значение для изучения проблем здоровья и здорового образа жизни – общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье и здоровье в контексте сообщества как социальной системы.

      Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.

      И новая дисциплина – психология здоровья, которая трактуется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

      Таким образом, здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

      Говоря  о формировании здорового образа жизни у населения, важно рассмотреть понятие «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно – характеристика одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно – составное общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. С таких позиций говорят об общественном здоровье как богатстве общества, то есть факторе, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей.

      Если  рассматривать общественное здоровье лишь с позитивной стороны – здоровья, а не низкого уровня заболеваемости, смертности, даже отсутствия болезней, то оно – состояние, формируемое здоровым образом жизни. Наиболее подходящим критерием для определения общественного здоровья может выступать определение через понятие образа жизни, здорового образа жизни. [1, С 16-17].

      Чумаков Б. Н. выделяет следующие факторы, влияющие на общественное здоровье:

    • Биологические, генетические, факторы;
    • Природные (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна) факторы;
    • Состояние окружающей среды;
    • Социально-экономические, политические факторы (влияние на общественное здоровье господствующих в обществе социальных институтов – власти, политики, идеологии, религии, морали, культуры, этнических традиций, экономики);
    • Состояние здравоохранения, уровень медицинской науки;
    • Образ жизни – как сфера непосредственного воздействия на здоровье населения. [12, С. 69].

      Определена  различная степень влияния групп  факторов риска на общественное здоровье. По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения. [4, С. 23]. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованны.

      При анализе образа жизни обычно рассматриваются  особенности профессиональной, общественной и социально-культурной деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека – то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Образ жизни, обусловленный в значительной степени социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

      Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

      Таким образом, здоровый образ жизни можно  определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.

      В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

      Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

      Другой  подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

      Таким образом, при выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью.

      Можно выделить следующие основные направления  в деятельности по формированию здорового  образа жизни:

      1. Создание информационно-пропагандистской  системы повышения уровня знаний  всех категорий населения о  негативном влиянии факторов  риска на здоровье, возможностях его снижения.

Информация о работе Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи