Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 09:41, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть роль средств массовой информации в формировании установок на здоровый образ жизни в молодежной среде.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Сделать теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать анкету и провести опрос, исследующий отношение и привлеченность к вредным привычкам молодежи.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни 5
1.1 Научные подходы к изучению здорового образа жизни 5
1.2 Социально-психологическое здоровье молодежи 10
Глава 2. Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи 14
2.1 Роль средств массовой информации в распространении информации о здоровье 14
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов опроса об отношении к вредным привычкам 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
1. Информация носит образный, целостный характер и поэтому весьма доступна;
2.
Телепередачи просты для
3. Создается эффект личного присутствия, участия;
4. Значительную часть информации человек получает с помощью зрения (это основной канал получения информации об окружающем мире) [11].
Примером телепрограмм, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью могут служить следующие: «Здоровье с Еленой Малышевой» и «Малахов +» на первом канале, «Наше все» и «Без рецепта» на НТВ, «Здоровье» на канале Россия, «Медицинское обозрение» - ТВ3 и др.
Для того чтобы выявить какую роль в распространении информации о здоровье должны играть СМИ необходимо определить назначение и функции средств массовой информации в Белорусском обществе.
Американские теоретики и историки печати [22], выделяют четыре теории, характеризующие средства массовой информации, каждая из которых имеет свою определенную цель. Во-первых, это авторитарная теория, цель которой заключается в поддержании и проведение политики действующего правительства, а также в обслуживании государства. Во-вторых – либертарианская теория. Ее цель – информировать, развлекать и продавать, но в основном помогать находить истину и контролировать правительство. В-третьих это теория социальной ответственности, цель которой - информировать, развлекать и продавать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения. И четвертая теория – советская социалистическая. Ее цель – способствовать успеху и поддержанию советской социалистической системы, в частности диктатуры партии.
В современной Белоруссии сформировался другой подход к средствам массовой информации, близкий к либертарианской теории. Его также называют концепцией свободной воли. Теоретики этой доктрины четко определили функции общества и государства. Человек в этой концепции является самоцелью, а счастье и благосостояние личности - целью общества. Основной функцией общества является продвижение интересов его индивидуальных членов. Исходя из этого, главной целью СМИ является удовлетворение потребностей общества в информации. Потребность в информации – это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития. Функционирование и жизнеспособность общества в целом зависит в первую очередь от здоровья составляющих его индивидов.
Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе. Именно на это в свое время обратил внимание К. Маркс [20], представив болезнь как стесненную в своей свободе жизнь. Недостаточный уровень здоровья (при прочих равных условиях) оказывает негативное влияние на социальную, трудовую и экономическую активность людей, на производительность и интенсивность их труда; отрицательно сказывается на ряде показателей естественного движения населения, а также на здоровье и физическом развитии потомства. В связи с этим, информация о здоровье должна занимать ведущее место в системе информационного пространства телевидения, радио, прессы и Интернет.
Особую актуальность это приобретает на фоне общего ухудшения здоровья белорусов. Ежегодно медицинская статистика фиксирует рост заболеваемости и увеличение числа инвалидов, что в свою очередь пагубно отражается на демографической ситуации в целом. Для сохранения здоровья актуальной является задача формирования у всего населения новой культуры здоровья, которая снижает не только вероятность появления болезней, но и позволяет постепенно укреплять жизненные силы человека на основе использования традиционных и нетрадиционных методов профилактики и лечения заболеваний.
Изменить отношение людей к своему здоровью невозможно без помощи мощнейшего инструмента формирования общественного мнения – средств массовой информации. Роль СМИ в формировании мировоззрения, ценностей, норм, идеалов и образцов поведения как отдельного человека, так и всего общества, неоценима. Телевидение, радио и пресса, выполняя просветительские, образовательные, информационные, культурно-духовные функции, способны повысить интерес населения к проблемам поддержания высокого уровня своего здоровья.
В настоящее время актуальной проблематикой исследований является изучение информационного поля СМИ, в частности того, какую социальную окраску имеет распространяемая информация о здоровье.
Нужно отметить, что современные средства массовой информации могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект в распространении информации о здоровье.
Положительную роль может играть социальная реклама. В частности реклама зубных паст, шампуней, гигиенических средств и др. способствует закреплению в сознании людей необходимости соблюдения правил личной гигиены.
К сожалению, в отечественных СМИ нередко встречается реклама продукции, способной нанести вред здоровью. Например, в рекламе продуктов питания ресторана «Мак Доналдс» акцентируется внимание на том, что предлагаемое питание является полноценным и здоровым. Однако, по мнению медицинских специалистов, продукция «фаст фуд» лишь отрицательно сказывается на здоровье, приводя к таким нежелательным последствиям, как ожирение.
В
настоящее время реклама
В целом можно отметить, что в Беларуси недостаточно специализированных изданий и программ, посвященных формированию ценностного отношения к здоровью. Современные издания и программы пропагандируют те образцы поведения, которые не способствуют укреплению здоровья, а наоборот, приводят к ослаблению жизнеспособности организма [26].
Политика по регулированию деятельности средств массовой информации может и должна оградить население от вредного влияния материалов, связанных с насилием, рискованным поведением, недоброкачественной рекламой.
Нужно помнить, что главная роль СМИ в социальном государстве заключается в предоставлении позитивной информации, которая будет востребована населением. Для формирования ценностных ориентаций и мотиваций к поддержанию и укреплению собственного здоровья, необходимо чтобы позитивная медицинская информация транслировалась регулярно, а также с учетом особенностей аудитории (интересы, возраст, пол). От того, насколько грамотно, профессионально, доступно будет предложена информация о возможностях и методах сохранения здоровья, зависит эффективность деятельности средств массовой информации.
Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения. Комплексные программы укрепления здоровья и усиления профилактики не должны сводится к отдельным мероприятиям по организации медицинской помощи, необходимо чтобы они включали в себя меры гигиенического воспитания, по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением и другими факторами риска, активизацию физической культуры, меры по формированию здорового образа жизни [20].
Следующий блок нашего исследования посвящен здоровью молодых граждан, а так же их отношению к вредным привычкам.
Анкетирование проводилось на базе двух групп, взятых из разных средне-специальных образовательных учреждений г. Минска: Минского государственного медицинского училища № 1 (далее МГМУ №1) и Минского государственного профессионального колледжа электроники (далее МГПТК электроники). Возраст опрашиваемых колебался в рамках от 17 до 19 лет.
На вопрос: «Считаете ли вы, что вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье?» – большинство опрошенных двух групп ответили: «Да» (табл. 2.1). Отрицательный ответ дали около 10% молодежи и затруднились ответить на поставленный вопрос около 3%. Причём видно, что большее количество учащихся медицинского училища высказывают мнение о вредном влиянии на здоровье вредных привычек.
Несомненно, молодое поколение опрошенной выборки, как и всей страны, мы полагаем, отрицательно относится к таким насущным проблемам как алкоголизм, наркомания и табакокурение. Средствами массовой информации, образовательными учреждениями активно ведется пропаганда здорового образа жизни среди молодежи. Все действительно осознают, что злоупотребление вышеуказанными веществами может привести к катастрофе не только локального, но и глобального масштаба. Что же заставляет молодое поколение поступиться принципами здорового общества, отойти от общечеловеческих моральных устоев? Проблема, видимо, кроется в неустойчивости данной социальной группы граждан и скорее приобретает психологическую окраску. Вопрос здоровья нации должен волновать власти страны, области и города. Ведь эта проблема, касающаяся будущего страны.
Таблица 2.1 – Ответы на вопрос «Считаете ли вы, что вредные привычки оказывают вредное влияние на ваше здоровье?»
Вариант ответа | МГПТК электроники
% |
МГМУ №1
% |
Да | 81,25 | 92,5 |
Нет | 12,5 | 6,25 |
Затрудняюсь ответить | 6,25 | 1,25 |
Рассмотрим, как обстоит ситуация с употреблением алкогольных, наркотических веществ и табакокурением среди молодежи опрашиваемых групп.
На вопрос: «как часто Вы употребляете алкогольные напитки?» молодежь МГМУ в большинстве своем ответила: «2-3 раза в месяц» (36,25%), тогда как в МГПТК электроники самый популярный ответ: «редко, и то по праздникам», так ответило 40% анкетируемых (табл.2.2). 1-2 раза в неделю алкоголь употребляют около 20% опрошенных обеих гупп. Количество ответивших, что употребляют спиртные напитки каждый день около 3%. Вообще не пьют 16,25% учащихся опрошенной группы из МГПТК электроники и 55% учащихся опрошенной группы из МГМУ №1.
Таблица 2.2 – Ответы на вопрос «Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?»
Вариант ответа | МГПТК электроники
% |
МГМУ №1
% |
Редко и то по праздником | 40 | 30 |
2-3 раза в месяц | 22,5 | 36,25 |
1-2 раза в неделю | 18,75 | 22,5 |
Каждый день | 2,5 | 3,75 |
Вообще не пью | 16,25 | 5 |
19
век породил, а 20 век усугубил
весьма сложную проблему для
человеческой цивилизации – проблему
алкоголизма. Фактически алкоголь вошел
в жизнь человека, став элементом социальных
ритуалов, обязательным условием официальных
церемоний, праздников, некоторых способов
время препровождения, решения личных
проблем. Однако это социокультурная ситуация
дорого обходится обществу. Как свидетельствует
статистика,
90% случаев хулиганства, почти 40% других
преступлений связано с опьянением. Убийство,
грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений
в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом
состоянии; около 50% всех разводов тесно
связано с пьянством.
Ранняя алкоголизация опасна по ряду причин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжким последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослого человека); увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями; повышается вероятность криминального поведения. Алкоголизм как болезнь развивается постепенно и поражает в основном лиц достигших 30-40 лет и старше.
Информация о работе Исследование отношения и привлеченности к вредным привычкам молодежи