Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:40, лекция
Инженеры вместе с техниками, экономистами и некоторыми другими
категориями специалистов образуют определенную социальную общность или
группу, являющуюся составной частью обществ. Для того чтобы дать
социологическую характеристику этой группы, необходимо определить ее
место в социальной структуре общества
Под социальной структурой подразумевается совокупность относительно
устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок
их связи и взаимодействия. Это понятие может употребляться в двух смыслах -
широком и узком.
мужество были удостоены высокого звания Героя Советского Союза – Мусса
58
Баймуханов, Максим Герасимович Губанов, Владимир Алексеевич Засядко.
Николай Данилович Маркелов, Алексей Георгиевич Торопкин, Николай
Иванович Ященко.
В августе и ноябре 1941 года в Алма-Ату прибыли 2 эшелона,
доставившие в КазГМИ студентов, профессоров и преподавателей, а также
лабораторное оборудование Московского института цветных металлов и золота
(МИЦМИЗ). Произошло слияние двух втузов. Было зачислено 250
эвакуированных студентов и 100 студентов, самостоятельно приехавших из
родственных технических вузов западных районов страны.
С прибытием МИЦМИЗа произошло существенное изменение во
внутренней структуре КазГМИ.
В конце 1941 года был образован четвертый факультет –
технологический, готовивший кадры по специальности «Технология цветных
металлов и сплавов» и «Экономика производства цветных металлов».
В 1942-1943 учебном году был создан пятый (нефтяной) факультет со
специальностями «Нефтепромысловое дело» и «Геология нефтяных
месторождений».
В 1942 году институт произвел первый выпуск инженеров –
маркшейдеров. В 1942 и 1943 гг. было подготовлено 55 инженеров
обогатителей, экономистов и технологов по производству цветных металлов и
сплавов.
Громадная помощь была оказана эвакуированными учеными в
подготовке научно-
В течение первого послевоенного учебного года из армии вернулись 50
студентов и четыре преподавателя. А всего в институте было принято 133
фронтовика. Это была довольно весомая сила, влившая в коллектив свежую
струю.
Министерство высшего образования СССР и его управление, ведавшее
горно-металлургическими и строительными вузами, постоянно направляли
коллектив института на решение главных, ключевых проблем для обеспечения
подготовки инженерных кадров
и организации научно-
работ, сохранения и дальнейшего
совершенствования связи с
За время с сентября 1945 года по июнь 1949 года произошли
качественные сдвиги в учебной и научной работе института, как свидетельство
плодотворной деятельности всего коллектива.
КазГМИ в 1949 году отмечал свое пятнадцатилетие. За это время в его
стенах было подготовлено более 1000 горных инженеров и инженеров по
металлургии цветных, редких и благородных металлов.
КазНТУ им. К.И.Сатпаева – кузница инженерных кадров.
Интенсивное развитие промышленности – технические перевооружение,
реконструкция действующих
и строительство новых
обогатительных фабрик и металлургических заводов, создание новых отраслей
промышленности, таких, как приборостроение, бурное развитие нефтедобычи и
59
энергетики республики, все
это вызвало необходимость
многопрофильности инженерных специальностей и увеличения подготовки
инженерных кадров. Исходя из требований времени, Правительство республики
приняло необходимые меры по дальнейшему развитию высшего инженерно-
технического образования.
В создавшейся ситуации Казахский горно-металлургический институт не
был в состоянии обеспечить
инженерными кадрами все
промышленные и строящиеся предприятия по количеству и профилю
специальностей, тем более на перспективу. Исходя из постоянно
возрастающих требований
к первому головному
в конце пятидесятых годов прошлого столетия на уровне правительства
республики не раз широко
обсуждалась перспектива
неотложными проблемами для дальнейшего укрепления и развития института
виделись резкое расширение номенклатуры, подготовка инженеров по новым,
современным – востребованным специальностям.
Все решения директивных органов в основном касались резкого
расширения профиля вуза, что позволило бы реорганизовать в
Политехнический институт.
Постановлением Совета министров СССР от 8 июля 1960 года КазГМИ
преобразован в Казахский политехнический институт.
Первым ректором института был назначен крупный ученый академик АН
КазССР Байконуров О.А., внесший значительный вклад в развитие
материально-технической базы, расширения специальностей, улучшение
качественного уровня профессоров и преподавателей в период руководства
институтом.
Он развернул целеустремленную работу по привлечению крупных
ученых педагогов из ведущих втузов центра и регионов России – Москвы,
Ленинграда, Свердловска, Томска, Омска, Уфы и академии наук КазССР.
Исходя из конкретных задач, реорганизации вуза, в те годы на
геологоразведочном факультете началась подготовка по специальностям
«Техника разведки месторождений полезных ископаемых» и «Геологические
поиски и съемка месторождений полезных ископаемых». Была создана кафедра
«Техника и методика разведки месторождений».
За участие вместе с группой ученых под руководством академика
К.И.Сатпаева в создании новой отрасли геологии металлогении и прогнозных
металлогенических карт сотрудники КазГМИ профессора И.И.Бок и Г.Ц.
Медоев были удостоены Ленинской премии.
Со дня преобразования КазГМИ в КазПТИ (08.07.1960г.) широкий размах
получило дальнейшее развитие института, как в материально-техническом
плане, так и расширением специализации: была открыта подготовка
специалистов на инженерно-строительном, энергетическом факультетах и
факультете автоматики и вычислительной техники. В связи с преобразованием
в институте был создан энергетический факультет, из состава которого в 1962
60
году выделился факультет автоматики и вычислительной техники. В
институте возник целый ряд новых специальностей: геология и разведка
нефтяных и газовых месторождений, физико-химические исследования
металлургических процессов, обогащение полезных ископаемых
(металлургический факультет), электроснабжение промышленных предприятий
и городов, электрические станции, электрические сети и системы,
автоматизация производства и распределение электроэнергии (энергетический
факультет), математические и счетно-решающие приборы и устройства,
автоматика и телемеханика (факультет автоматики и вычислительной техники),
архитектура, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и канализация.
Открытие в институте
новых факультетов и
вызвано острой потребностью промышленности республики. Возникшая
необходимость открытия в институте нефтяных специальностей связана с
бурным развитием в те годы нефтяной и газовой промышленности.
КазПТИ с конца 60-х годов достиг немалых высот в совершенствовании
учебной, научной и воспитательной работы. Контингент студентов достиг 18
тысяч, число аспирантов – до 300 человек. В эти годы институт вошел в число
8 ведущих технических вузов Союза и по праву стал кузницей инженерных
кадров крупнейших промышленных предприятий страны и флагманом
технических вузов республики.
Выпускники Казахского политехнического института тех лет в период
становления суверенного Казахстана возглавляли крупные нефтегазовые
компании, горно-металлургические комплексы, стали общественно-
политическими деятелями, министрами, зам. министрами, дипломатами
различных рангов, деятелями науки и культуры, ректорами университетов т.д.
В 1975 году на базе энергетического факультета был организован
Алматинский институт энергетики и связи.
В 1979 году на базе архитектурного и инженерно-строительного
факультета был организован архитектурно-строительный институт.
В 1994 году Постановлением кабинета министров Республики Казахстан
КазПТИ преобразован в Казахский национальный технический университет.
Открыт новый этап в деятельности первого технического вуза
Республики Казахстан – подготовка специалистов по многоуровневой
структуре, принятой в мировой
практике с особенностями
образования. Это событие совпало с 60-летием со дня организации вуза,
которое вместе с ним отмечали все его выпускники, вся общественность
республики.
Начата подготовка инженерных кадров по специальности
полиграфические машины и автоматизированные комплексы с присвоением
квалификации инженер-механик.
В период 1920-1928 гг. происходило
возрождение экономики
в основном было завершено восстановление большей части промышленности
республики. Вместе с этим начали создаваться техникумы для подготовки
61
специалистов промышленности (до этого не было ни одного техникума такого
профиля) Одновременно предпринимаются и другие меры по подготовке
инженерно-технических кадров, особенно из казахского населения.
Каковы были основные направления подготовки инженерно-технических
кадров в Казахстане?
1. Обучение за пределами республики, главным образом в вузах Рос-
сийской Федерации. Так в 1923/24 учебном году здесь обучалось около 1250
казахстанцев из них более половины - в Москве и Ленинграде. В 1926 г
студенты-казахи обучались в Горной академии, в Московском высшем тех-
ническом училище им. Баумана, Ленинградском политехническом и Томском
технологическом институтах и других вузах. В 1932 г. количество студентов-
казахстанцев в общесоюзных вузах составляло 4330 человек (они обучались в
Москве, Ленинграде, Омске, Астрахани, Казани, Ташкенте).
За представителями
определенное число мест в российских и других вузах, но и предусматривался
ряд льгот для того, чтобы лица нерусского происхождения, несмотря на
недостаточную общеобразовательную подготовку и слабое знание русского
языка, могли поступать в учебные заведения и окончить их Студенты-казахи,
обучавшиеся в центральных вузах, систематически получали материальную
поддержку от государства. Эта была большая культурная помощь, сыгравшая
значительную роль в формировании
инженерно-технической
первую очередь национальных кадров в Казахстане.
2. Создание рабочих факультетов (рабфаков), где осуществлялась
предвузовская подготовка учащихся для поступления в высшие учебные за-
ведения. Первый рабфак с казахским отделением был организован в 1921г. и
Оренбурге - тогдашней столице Казахстана, и позже в городах Кзыл-Орде,
Алма-Ате, Семипалатинске. Немало казахстанцев обучалось и на рабфаках в
российских городах.
3. В связи с острой нехваткой инженерных кадров (показательна такая
цифра: в 1931 г. в Карагандинском угольном бассейне на 2425 рабочих
приходилось 4 инженера и 3 техника) широко практиковалось выдвижение
опытных, квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими
способностями, на инженерные и руководящие должности.
4. В пропаганде технических
знаний среди населения,
воспитании национальных инженерно-технических кадров важную роль играла
Информация о работе Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества