Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:40, лекция

Описание работы

Инженеры вместе с техниками, экономистами и некоторыми другими
категориями специалистов образуют определенную социальную общность или
группу, являющуюся составной частью обществ. Для того чтобы дать
социологическую характеристику этой группы, необходимо определить ее
место в социальной структуре общества
Под социальной структурой подразумевается совокупность относительно
устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок
их связи и взаимодействия. Это понятие может употребляться в двух смыслах -
широком и узком.

Работа содержит 1 файл

Интелегенция.docx

— 81.04 Кб (Скачать)

мужество были удостоены  высокого звания Героя Советского Союза  – Мусса

58

Баймуханов, Максим Герасимович Губанов, Владимир Алексеевич Засядко.

Николай Данилович Маркелов, Алексей Георгиевич Торопкин, Николай

Иванович Ященко.

В августе и ноябре 1941 года в Алма-Ату прибыли 2 эшелона,

доставившие в КазГМИ студентов, профессоров и преподавателей, а также

лабораторное оборудование Московского института цветных  металлов и золота

(МИЦМИЗ). Произошло слияние  двух втузов. Было зачислено 250

эвакуированных студентов  и 100 студентов, самостоятельно приехавших из

родственных технических  вузов западных районов страны.

С прибытием МИЦМИЗа произошло существенное изменение во

внутренней структуре  КазГМИ.

В конце 1941 года был образован  четвертый факультет –

технологический, готовивший кадры по специальности «Технология  цветных

металлов и сплавов» и  «Экономика производства цветных металлов».

В 1942-1943 учебном году был  создан пятый (нефтяной) факультет со

специальностями «Нефтепромысловое  дело» и «Геология нефтяных

месторождений».

В 1942 году институт произвел первый выпуск инженеров –

маркшейдеров. В 1942 и 1943 гг. было подготовлено 55 инженеров

обогатителей, экономистов  и технологов по производству цветных  металлов и

сплавов.

Громадная помощь была оказана  эвакуированными учеными в

подготовке научно-педагогических кадров и их росте.

В течение первого послевоенного  учебного года из армии вернулись 50

студентов и четыре преподавателя. А всего в институте было принято 133

фронтовика. Это была довольно весомая сила, влившая в коллектив свежую

струю.

Министерство высшего  образования СССР и его управление, ведавшее

горно-металлургическими  и строительными вузами, постоянно  направляли

коллектив института на решение  главных, ключевых проблем для обеспечения

подготовки инженерных кадров и организации научно-исследовательских

работ, сохранения и дальнейшего  совершенствования связи с производством.

За время с сентября 1945 года по июнь 1949 года произошли

качественные сдвиги в  учебной и научной работе института, как свидетельство

плодотворной деятельности всего коллектива.

КазГМИ в 1949 году отмечал свое пятнадцатилетие. За это время в его

стенах было подготовлено более 1000 горных инженеров и инженеров  по

металлургии цветных, редких и благородных металлов.

КазНТУ им. К.И.Сатпаева – кузница инженерных кадров.

Интенсивное развитие промышленности – технические перевооружение,

реконструкция действующих  и строительство новых рудников,

обогатительных фабрик и  металлургических заводов, создание новых  отраслей

промышленности, таких, как приборостроение, бурное развитие нефтедобычи и

59

энергетики республики, все  это вызвало необходимость расширения

многопрофильности инженерных специальностей и увеличения подготовки

инженерных кадров. Исходя из требований времени, Правительство  республики

приняло необходимые меры по дальнейшему развитию высшего  инженерно-

технического образования.

В создавшейся ситуации Казахский  горно-металлургический институт не

был в состоянии обеспечить инженерными кадрами все действующие

промышленные и строящиеся предприятия по количеству и профилю

специальностей, тем более  на перспективу. Исходя из постоянно

возрастающих требований к первому головному инженерному  вузу – КазГМИ,

в конце пятидесятых годов  прошлого столетия на уровне правительства

республики не раз широко обсуждалась перспектива института. Самыми

неотложными проблемами для  дальнейшего укрепления и развития института

виделись резкое расширение номенклатуры, подготовка инженеров  по новым,

современным – востребованным специальностям.

Все решения директивных  органов в основном касались резкого

расширения профиля вуза, что позволило бы реорганизовать в

Политехнический институт.

Постановлением Совета министров  СССР от 8 июля 1960 года КазГМИ

преобразован в Казахский  политехнический институт.

Первым ректором института  был назначен крупный ученый академик АН

КазССР Байконуров О.А., внесший значительный вклад в развитие

материально-технической  базы, расширения специальностей, улучшение

качественного уровня профессоров  и преподавателей в период руководства

институтом.

Он развернул целеустремленную работу по привлечению крупных

ученых педагогов из ведущих  втузов центра и регионов России –  Москвы,

Ленинграда, Свердловска, Томска, Омска, Уфы и академии наук КазССР.

Исходя из конкретных задач, реорганизации вуза, в те годы на

геологоразведочном факультете началась подготовка по специальностям

«Техника разведки месторождений  полезных ископаемых» и «Геологические

поиски и съемка месторождений  полезных ископаемых». Была создана  кафедра

«Техника и методика разведки месторождений».

За участие вместе с  группой ученых под руководством академика

К.И.Сатпаева в создании новой отрасли геологии металлогении и прогнозных

металлогенических карт сотрудники КазГМИ профессора И.И.Бок и Г.Ц.

Медоев были удостоены Ленинской премии.

Со дня преобразования КазГМИ в КазПТИ (08.07.1960г.) широкий размах

получило дальнейшее развитие института, как в материально-техническом

плане, так и расширением специализации: была открыта подготовка

специалистов на инженерно-строительном, энергетическом факультетах и

факультете автоматики и вычислительной техники. В связи с преобразованием

в институте был создан энергетический факультет, из состава  которого в 1962

60

году выделился факультет  автоматики и вычислительной техники. В

институте возник целый ряд новых специальностей: геология и разведка

нефтяных и газовых  месторождений, физико-химические исследования

металлургических процессов, обогащение полезных ископаемых

(металлургический факультет), электроснабжение промышленных  предприятий

и городов, электрические  станции, электрические сети и системы,

автоматизация производства и распределение электроэнергии (энергетический

факультет), математические и счетно-решающие приборы и устройства,

автоматика и телемеханика (факультет автоматики и вычислительной техники),

архитектура, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и  канализация.

Открытие в институте  новых факультетов и специальностей было

вызвано острой потребностью промышленности республики. Возникшая

необходимость открытия в  институте нефтяных специальностей связана с

бурным развитием в  те годы нефтяной и газовой промышленности.

КазПТИ с конца 60-х годов достиг немалых высот в совершенствовании

учебной, научной и воспитательной работы. Контингент студентов достиг 18

тысяч, число аспирантов – до 300 человек. В эти годы институт вошел в число

8 ведущих технических  вузов Союза и по праву стал  кузницей инженерных

кадров крупнейших промышленных предприятий страны и флагманом

технических вузов республики.

Выпускники Казахского политехнического института тех лет в период

становления суверенного  Казахстана возглавляли крупные  нефтегазовые

компании, горно-металлургические комплексы, стали общественно-

политическими деятелями, министрами, зам. министрами, дипломатами

различных рангов, деятелями  науки и культуры, ректорами университетов  т.д.

В 1975 году на базе энергетического  факультета был организован

Алматинский институт энергетики и связи.

В 1979 году на базе архитектурного и инженерно-строительного

факультета был организован  архитектурно-строительный институт.

В 1994 году Постановлением кабинета министров Республики Казахстан

КазПТИ преобразован в Казахский национальный технический университет.

Открыт новый этап в  деятельности первого технического вуза

Республики Казахстан  – подготовка специалистов по многоуровневой

структуре, принятой в мировой  практике с особенностями университетского

образования. Это событие  совпало с 60-летием со дня организации  вуза,

которое вместе с ним отмечали все его выпускники, вся общественность

республики.

Начата подготовка инженерных кадров по специальности

полиграфические машины и  автоматизированные комплексы с  присвоением

квалификации инженер-механик.

В период 1920-1928 гг. происходило  возрождение экономики Казахстана,

в основном было завершено  восстановление большей части промышленности

республики. Вместе с этим начали создаваться техникумы для  подготовки

61

специалистов промышленности (до этого не было ни одного техникума  такого

профиля) Одновременно предпринимаются  и другие меры по подготовке

инженерно-технических кадров, особенно из казахского населения.

Каковы были основные направления  подготовки инженерно-технических

кадров в Казахстане?

1. Обучение за пределами  республики, главным образом в  вузах Рос-

сийской Федерации. Так в 1923/24 учебном году здесь обучалось около 1250

казахстанцев из них более половины - в Москве и Ленинграде. В 1926 г

студенты-казахи обучались  в Горной академии, в Московском высшем тех-

ническом училище им. Баумана, Ленинградском политехническом и Томском

технологическом институтах и других вузах. В 1932 г. количество студентов-

казахстанцев в общесоюзных вузах составляло 4330 человек (они обучались в

Москве, Ленинграде, Омске, Астрахани, Казани, Ташкенте).

За представителями национальных республик не только закреплялось

определенное число мест в российских и других вузах, но и  предусматривался

ряд льгот для того, чтобы  лица нерусского происхождения, несмотря на

недостаточную общеобразовательную  подготовку и слабое знание русского

языка, могли поступать  в учебные заведения и окончить их Студенты-казахи,

обучавшиеся в центральных вузах, систематически получали материальную

поддержку от государства. Эта  была большая культурная помощь, сыгравшая

значительную роль в формировании инженерно-технической интеллигенции, в

первую очередь национальных кадров в Казахстане.

2. Создание рабочих факультетов  (рабфаков), где осуществлялась

предвузовская подготовка учащихся для поступления в высшие учебные за-

ведения. Первый рабфак с  казахским отделением был организован  в 1921г. и

Оренбурге - тогдашней столице Казахстана, и позже в городах Кзыл-Орде,

Алма-Ате, Семипалатинске. Немало казахстанцев обучалось и на рабфаках в

российских городах.

3. В связи с острой нехваткой инженерных кадров (показательна такая

цифра: в 1931 г. в Карагандинском угольном бассейне на 2425 рабочих

приходилось 4 инженера и 3 техника) широко практиковалось выдвижение

опытных, квалифицированных  рабочих, обладающих организаторскими

способностями, на инженерные и руководящие должности.

4. В пропаганде технических  знаний среди населения, подготовке  и

воспитании национальных инженерно-технических кадров важную роль играла

Информация о работе Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества