Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:40, лекция
Инженеры вместе с техниками, экономистами и некоторыми другими
категориями специалистов образуют определенную социальную общность или
группу, являющуюся составной частью обществ. Для того чтобы дать
социологическую характеристику этой группы, необходимо определить ее
место в социальной структуре общества
Под социальной структурой подразумевается совокупность относительно
устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок
их связи и взаимодействия. Это понятие может употребляться в двух смыслах -
широком и узком.
Лекция 7. Инженерно-техническая интеллигенция в социальной
структуре общества.
Инженеры вместе с техниками, экономистами и некоторыми другими
категориями специалистов образуют определенную социальную общность или
группу, являющуюся составной частью обществ. Для того чтобы дать
социологическую характеристику этой группы, необходимо определить ее
место в социальной структуре общества
Под социальной структурой подразумевается совокупность относительно
устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок
их связи и взаимодействия. Это понятие может употребляться в двух смыслах -
широком и узком. В первом значении оно обозначает строение общества в
целом и объединяют таким образом все разновидности социальных общностей
(классовые, демографические, этнические и др.). Во втором случае
имеются в виду только социально-классовые и социально-групповые общности.
Эти общности, в свою очередь, могут иметь сложную структуру (например,
рабочий класс как элемент социально-классовой структуры включает
различные профессиональные, квалификационные__________, образовательные и другие
группы)
Основой образования различных социально-классовых групп является
общественное разделение труда как наиболее важная предпосылка
возникновения социальных различий между людьми. В зависимости от харак-
тера и содержания этих различий происходит дифференциация социальной
структуры на обособившиеся группы и другие социальные общности со своими
специфическими потребностями, образом жизни и пр. К крупным социальным
группам относятся классы, которые объединяют людей по таким признакам,
как отношение к собственности, определенные права и обязанности (статус),
51
роль, выполняемая в различных сферах жизнедеятельности общества, общность
коренных социальных интересов. Классы характеризуются сходными
социально-психологическими чертами, ценностными ориентациями входящих в
них людей. Социальные группы состоят из слоев. Эти слои образуются в
результате «перекрещивания» различных социальных общностей. Например,
«наложение» демографической структуры на социально-классовую структуру
позволяет выделить в составе соответствующего класса мужчин, женщин,
молодежь, пенсионеров и другие слои, «наложение» на социально-классовую
структуру группы социалъно-территориальных общностей дает возможность
выделения в составе, скажем, рабочего класса рабочих города, деревни,
определенных районов, регионов и др. К слоям также принадлежат различные
квалификационные отряды работников внутри социальной группы.
Принадлежность к тому или иному социальному слою наиболее адекватно
отражается в поведении и социально-психологическом облике человека.
К крупным социальным группам относятся классы, которые объединяют
людей по таким признакам, как отношение к собственности, определенные
права и обязанности (статус), роль, выполняемых в различных сферах
жизнедеятельности общества, общность коренных социальных интересов.
Классы характеризуются сходными социально-психологическими чертами,
ценностными ориентациями входящих в них людей.
Важным структурным элементом современного общества являются
социально-профессиональные отряды.
До недавнего времени в условиях советского общества традиционно
выделялись в социальной структуре рабочий класс, колхозное крестьянство и
слой (прослойка) интеллигенция. Самым многочисленным был рабочий класс
(61%).
Второй по численности социальной группой была интеллигенция.
Общепринятое определение интеллигенции характеризует ее как большую
группу работников высококвалифицированного умственного труда,
требующего для своего выполнения наличия высшего или среднего
специального образования.
Численность интеллигенции
начиная с 60-х годов ХХ века, опережающими темпами. Так, за 20 лет между
Всесоюзными переписями населения в 1959 и 1979 гг. она увеличилась вдвое, в
то время как работники физического труда (рабочие, крестьяне) лишь на 19%. В
1985 г. из 42 млн. работников, занятых умственным трудом, 32 млн., т.е. 79,9 %
являлись дипломированными специалистами.
Интеллигенция неоднородна, она включает различные слои, группы,
социально-профессиональные группы и пр. В квалифицированном отношении
интеллигенция делится на:
1) работников со средним специальным образованием;
2) работников с высшим образованием;
3) специалистов наиболее высокой квалификации (работники с ученым
степенями, выдающиеся писатели, деятели искусств, культуры, политики и др.).
52
В зависимости от места жительства в структуре интеллигенции выделяют
городскую и сельскую интеллигенцию.
В состав интеллигенции входят следующие социально-профессио-
нальные отряды: а) производственная интеллигенция; б) медицинская ин-
теллигенция; в) педагогическая интеллигенция; г) культурно-просветительная
интеллигенция; д) художественная интеллигенция; е) административная
интеллигенция; ж) научная интеллигенция; з) военная интеллигенция. Между
этими отрядами образуются и промежуточные звенья, а некоторые отряды
«пересекаются». Скажем, те же инженеры и техники заняты не только в сфере
материального производства, но и во многих других сферах; инженеры в
органах управления, принадлежат одновременно к административной и
инженерно-технической
Инженерно-техническая
отрядом производственной интеллигенции, т.е. работников, занятых пре-
имущественно в промышленности, строительстве, транспорте и связи. К начaлy
80-х годов около половины
дипломированных инженеров
промышленности и
сферы около четверти инженеров было занято в области науки и научного
обслуживания, культуры, просвещения, искусства.
Всего в народном хозяйстве Советского Союза в 1985 г. трудились 15,2
млн. дипломированных технических специалистов, из них 5,1 млн. инженеров и
10,1 млн. техников (это составляло 48% всех специалистов, занятых в народном
хозяйстве)
Инженерно-техническая
экономической интеллигенции (экономисты, специалисты в области ор-
ганизации труда, материально-технического снабжения и др.) Другая большая
группа производственной интеллигенции - специалисты сельского хозяйства. В
современных условиях наблюдается формирование нового подотряда
производственной
производственно-гуманитарным. Обычно понятия «инженерно-техническая
интеллигенция» и «инженерно-
учебно-научной литературе как однозначные. Однако необходимо иметь в
виду, что их содержание совпадает не полностью. В статистических документах
ИТР рассматривались как
категория промышленно-
персонала. Но, во-первых, как уже говорилось, эти специалисты широко
представлены и в непроизводственной сфере. И здесь (скажем, в
здравоохранении, просвещении) следует говорить не об ИТР, а об инженерах и
техниках. Во-вторых, интеллигенция это не просто определенный слой
работников, а особая социальная группа, функции которой выходят за пределы
собственно трудовой сферы и реализуются в масштабах всего общества.
Каждый из отрядов интеллигенции имеет свою довольно сложную
структуру, поскольку включает работников, различающихся по целому ряду
53
социальных параметров, и каждый из них имеет свою историю. Это относится и
к инженерно-технической интеллигенции
Когда и в силу, каких обстоятельств возникла эта социально-
профессиональная группа, которая ныне является составным элементом со-
циальной структуры современных обществ?
Слово «инженер» происходит от французского «ingeniere», в свою
очередь происходящего от латинского корня «ingeniare», что значит «творить»,
«создавать», «внедрять». Ссылаясь на энциклопедический словарь Ф.А.
Брокгауза и И.А. Ефрона, И.С. Мангутов пишет, что инженером
«первоначально называли человека, который управлял военными машинами,
позже - гражданских лиц, занятых в основном в строительстве. В этом качестве
оно впервые появилось в Голландии, где с XVI века стали отделять постройку
мостов, дорог и прочих сооружений от архитектуры. В Англии инженерами
стали называть специалистов,
занятых гидротехническими
затем и железнодорожных строителей. Как звание ученого-строителя
утвердилось понятие «инженер» и во Франции».
Инженерная деятельность, как вид труда, направленный на применение
научных знаний для создания технических объектов - сооружений, механизмов,
машин, агрегатов, приборов и регулирования процесса их производства,
очерчена определенными историческими рамками, вытекающими из основных
этапов развития общества.
Появлению инженерной деятельности предшествовал длительный период
существования технической деятельности. В самые древние времена она
заключалась в изготовлении простейших орудий. Решение технических задач
достаточно высокого уровня уже было под силу людям в период
рабовладельческого общества. Возведение храмов и других крупных обще-
ственных зданий, строительство дорог, создание военных машин - все это
свидетельствовало о таком уровне технической деятельности, который включал
умение проектировать сооружения, организовывать совместный груд людей по
выполнению проекта и т.д.
Важнейшим периодом в становлении инженерной деятельности стала
промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Она способствовала
процессу формирования материально-технической базы капиталистического
общества. Создание новых, более сложных машин, механизмов, других
технических средств приводит к углублению разделения труда, а вместе с этим
порождает потребность в работниках, которые могли бы решать новые, более
сложные конструкторские и технологические задачи, организовывать
производство. В этих условиях уже оказывались недостаточными как объем
знаний у работников, так и их численность.
Крупные качественные сдвиги в промышленности при одновременном
ускоренном развитии науки, становящейся непосредственной произво-
дительной силой общества, явились объективными предпосылками пре-
вращения инженерной деятельности в особый вид профессионального труда.
54
Складывается область технического знания, состоящая из различных научных
отраслей и целенаправленная на решение задач повышения эффективности
производства.
Все это делает необходимым специальную подготовку работников,
обладающих инженерными знаниями. Учебные заведения, которые должны
были давать такие знания, возникают на Западе в начале XIX в. Это были
Информация о работе Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества