Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:40, лекция

Описание работы

Инженеры вместе с техниками, экономистами и некоторыми другими
категориями специалистов образуют определенную социальную общность или
группу, являющуюся составной частью обществ. Для того чтобы дать
социологическую характеристику этой группы, необходимо определить ее
место в социальной структуре общества
Под социальной структурой подразумевается совокупность относительно
устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок
их связи и взаимодействия. Это понятие может употребляться в двух смыслах -
широком и узком.

Работа содержит 1 файл

Интелегенция.docx

— 81.04 Кб (Скачать)

различные политехнические, строительные, аграрные школы. Они готовили

инженеров и техников для  управления промышленными предприятиями,

фабриками, крупными цехами.

В связи с общественным характером производства, техническим  про-

грессом, усиливающимся разделением труда, как отмечал в середине прошлого

века К. Маркс, производственный процесс приобретает кооперативный

характер, при этом умственные, организаторские функции труда  в основном

отделяются от рабочего и  становятся «достоянием» особой группы про-

мышленного персонала - инженеров, технологов. Эти работники, не прилагая

непосредственно своих рук  к средствам труда, становятся полноправными

участниками «совокупного рабочего», т.е. коллектива работников, занятых

выпуском того или иного  вида продукции.

Каково же реальное место  инженерно-технической интеллигенции  в

социальной структуре  современного общества?

Инженерно-техническую интеллигенцию  можно охарактеризовать как

социально-профессиональную группу работников высококвалифицированного

умственного труда, занятую преимущественно в сфере материального

производства и осуществляющую функции по организации производства и

техническому руководству  им, проектированию и конструированию  техники,

орудий, средств и предметов  труда, по внедрению пауки в производство.

Специфической особенностью данного отряда интеллигенции является

прямое или косвенное (но достаточно явственное) отношение  его к

техническому прогрессу, к технике. Оно, как видно из данного  определения,

может выражаться: 1) в непосредственном участии в создании новой техники,

управлении ею (или техническими процессами); 2) в руководстве людьми,

обслуживающими машины; 3) в осуществлении различных функций - научных,

экономических, контрольных  и т д., связанных с наиболее рациональным

использованием техники  в целях повышения производительности труда,

улучшения качества выпускаемой  продукции, повышения эффективности

производства.

Инженерно-техническую интеллигенцию  можно охарактеризовать

как социально- профессиональную группу работников

высококвалифицированного  умственного труда, занятую преимущественно в

сфере материального производства и осуществляющую функцию по

организации производства и  техническому руководству им, проектированию и

конструированию техники, орудий, средств и предметов труда, по внедрению

науки в производство.

55

Важнейшей социальной задачей  инженерно-технической интеллигенции

и ученых как движущей силы НТР, принесшей не только величайшие блага

человечеству, но и опасения за свое будущее, является сейчас самое  активное

участие в решении уже  существующих глобальных проблем и  недопущения

возникновения новых.

Важной проблемой социального  развития инженерно-технической

интеллигенции (ИТИ) является определение путей формирование этой

социально-профессиональной группы, социальных источников, из которых  она

пополняется, а также ее взаимодействия с другими социальными  группами,

"обмена" с такими  своими представителями. Последнее  явление получило в

социологии название социальной мобильности. Этим понятием обозначается

перемещение индивида из одного социального слоя (страты) в другой, а в более

широком плане изменение  положения того или иного социального  субъекта в

социальной структуре  общества.

Социальная мобильность  подразделяется на горизонтальную, когда

перемещение происходит в  рамках одного и того же социального  уровня

(например, переход из  села в город или из одного  региона в другой без

изменения профессии, должности, зарплаты и т.д.) и вертикальную, которая

связана с понижением (нисходящая мобильность) или повышением

(восходящая мобильность)  социального статуса (например, понижение  или

повышение в должности, в  уровне квалификации, образования). Высокий

уровень социальной мобильности  – один из важных показателей открытости,

демократичности общества.

Казахская техническая интеллигенция  в социальной структуре общества.

До Октябрьской революции (1917 г.) у казахского народа отсутствовала

такая социально-профессиональная группа, как техническая интеллигенция.

Это объяснялось двумя  основными причинами: во-первых, общей

экономической и культурной отсталостью Казахстана в результате

колониальной политики царизма, проводимой им на национальных окраинах

Российской империи; во-вторых, это было связано с некоторыми чертами

исторического развития казахского народа, у которого долгое время  основной

отраслью хозяйства было экстенсивное скотоводство, и преобладающая  часть

населения вела кочевой и  полукочевой образ жизни. Отсутствие

промышленности не создавало  и необходимости в индустриальных кадрах.

Однако и это обстоятельство во многом было обусловлено тем, что  царизм,

русская буржуазия стремились превратить Казахстан исключительно  в

сырьевой регион, сделав его таким образом объектом эксплуатации

промышленно развитых центральных  районов.

Надо сказать, что и  при Советской власти такое отношение  к экономике

национальных республик  Востока в той или иной степени  сохранялось. Однако

необходимость ликвидации хозяйственной  разрухи, последовавшей после

гражданской войны, новые  приоритеты в национальной политике, выдвинутые

56

после Октябрьской революции, создавали предпосылки для начала социально-

экономических преобразований в Казахстане.

Этапы формирования казахской  технической интеллигенции.

В 30-х годах прошлого века в связи с намеченными задачами развития

народного хозяйства надо было срочно решать вопрос развития высшего

технического образования  в стране. Исходя их этих задач, сеть вузов,

готовящихся горных инженеров  и инженеров-металлургов, решением

правительства начала быстро расширяться. Московская горная академия была

реорганизована в шесть новых втузов. Были созданы горные и горно-

металлургические втузы  в национальных республиках Союза, в том числе и в

Казахстане.

К началу ХХ века на территории Казахстана не было ни одного высшего,

тем более высшего инженерно-технического учебного заведения.

В начале 30-х годов ХХ века в Советском Союзе, в том числе  и в

Казахстане широкий размах получило развитие производительных сил, в

частности массовые поисковые  работы сырьевых ресурсов, строительство  ряда

промышленных предприятий  в городах Ленинграда, Балхаша, Джезказгана,

Караганды, Гурьева, Чимкента.

Изначально инженерное обеспечение  этих работ в основном

перекладывалось на центр. Вузы промышленно развитых городов –  Москва,

Ленинграда, Свердловска  направляли своих выпускников в  Казахстан, но

высокие темпы строительства  промышленных предприятий вызвали

стремительный рост потребности  в инженерных кадрах и диктовали  создания

в республике средних и  высших инженерно-технических учебных  заведений.

20 сентября 1933 года Совет  Народных Комиссаров СССР принимает

Постановление об организации  в столице Казахстана Алма-Ате  Казахского

горно-металлургического  института (КазГМИ__________), подведомственного главному

управлению учебных заведений  Народного комиссариата тяжелой

промышленности (ГУУЗ НКТП) СССР. Одновременно союзным

правительством было принято  решение о передаче Семипалатинского

геологоразведочного института  из системы «Союзгеологоразведки» в ведение

ГУУЗНКТП СССР в целях  слияния его с казахским горнометаллургическим

институтом. Исполнение этого  решения было проведено на основании  приказа

НКТП от 28 августа 1933 года и совместного решения ГУУЗ НКТП и

«Союзгеологоразведки» от 8 сентября 1933 года.

Студенты всех курсов (121 человек) Семипалатинского

геологоразведочного института  и имеющаяся скудная материально-техническая

база, лабораторное оборудование, приборы и небольшая библиотека были

переданы КазГМИ. Вместе со студентами трех курсов перевелись из

Семипалатинска в КазГМИ 2 профессора, 4 доцента и 10 преподавателей.

Таким образом, Семипалатинский  геологоразведочный институт (директор

П.С.Хлебников) влился в КазГМИ как один из факультетов. Через год были

открыты горный и металлургический факультеты. Так образовался Казахский

57

горно-металлургический институт – колыбель инженерного образования

Казахстана.

19 сентября 1934 года в КазГМИ прозвенел первый звонок и начался

первый учебный год  – знаменательное событие в истории  института.

Активная и заинтересованная поддержка оказывалась молодому

учебному заведению союзным  правительством.

Благодаря этому КазГМИ постепенно превратился во второй по значению

втуз среди горно-металлургических институтов СССР после Московского

института цветных металлов и золота. К 1937 году по уровню материально-

технической и учебной  базы КазГМИ стал стабильным учебно-

образовательным звеном системы  союзного образования.

Для формирования контингента  студентов были организованы 10-ти

месячные подготовленные курсы с отрывом от производства с контингентом

120 человек.

Многие из числа окончивших подготовительные курсы и поступившие в

институт в последующие  годы стали крупными учеными, руководителями

промышленных предприятий, видными государственными и партийными

деятелями. Это – И.А.Онаев, М.Г. Мильграм, О.А.Байконуров, Б.Исмагулов,

М.Е.Медведев, В.Штифанов, А.Машанов, Н.Тукенов, Р.М.Мухамеджанова,

С.А. Карамуллин, К.Махмутов, А.Каюпов и др.

Первым директором КазГМИ был Ашир Джаналиевич Буркитбаев,

выпускник Урало-казахстанской  промышленной академии, которую окончил  с

отличием.

А.Д.Буркитбаеву пришлось работать в самое трудное время, когда

грамотность населения в  республике составляла только 65 %, среди казахского

населения – 40 %. Приходилось  вопреки всем трудностям развивать  первый

инженерно-технический вуз, формировать контингент студентов,

профессорско-преподавательский  состав, материально-техническую базу,

налаживать связь с  промышленными предприятиями, научно-

исследовательскую работу и  т.д. К тому же, это было время, когда  волны

репрессий тоталитарного  режима безжалостно уничтожали многих

представителей казахской  интеллигенции.

К сожалению, эта участь не миновала и директора КазГМИ. В 1938 году

А.Д.Буркитбаев был объявлен «врагом народа», арестован и расстрелян. Доброе

имя Ашира Джаналиевича было восстановлено в 1958 году, он был полностью

реабилитирован.

В предвоенные годы в институте  выросла плеяда молодых

преподавателей казахов: М.Х.Мамыров – выпускник Московского горного

института, Ж.Т.Бектасов – выпускник МВТУ им. Баумана, М.Н. Азербаев, Р.М.

Маскеев, К.Суйенгалиев и др. Тем не менее, квалифицированных

преподавателей не хватало.

Шестеро студентов и выпускников  КазГМИ за проявленный героизм и

Информация о работе Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества