Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:40, лекция
Инженеры вместе с техниками, экономистами и некоторыми другими
категориями специалистов образуют определенную социальную общность или
группу, являющуюся составной частью обществ. Для того чтобы дать
социологическую характеристику этой группы, необходимо определить ее
место в социальной структуре общества
Под социальной структурой подразумевается совокупность относительно
устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок
их связи и взаимодействия. Это понятие может употребляться в двух смыслах -
широком и узком.
различные политехнические, строительные, аграрные школы. Они готовили
инженеров и техников для управления промышленными предприятиями,
фабриками, крупными цехами.
В связи с общественным характером производства, техническим про-
грессом, усиливающимся разделением труда, как отмечал в середине прошлого
века К. Маркс, производственный
процесс приобретает
характер, при этом умственные, организаторские функции труда в основном
отделяются от рабочего и становятся «достоянием» особой группы про-
мышленного персонала - инженеров, технологов. Эти работники, не прилагая
непосредственно своих рук к средствам труда, становятся полноправными
участниками «совокупного рабочего», т.е. коллектива работников, занятых
выпуском того или иного вида продукции.
Каково же реальное место
инженерно-технической
социальной структуре современного общества?
Инженерно-техническую
социально-профессиональную группу работников высококвалифицированного
умственного труда, занятую преимущественно в сфере материального
производства и осуществляющую функции по организации производства и
техническому руководству им, проектированию и конструированию техники,
орудий, средств и предметов
труда, по внедрению пауки в
Специфической особенностью данного отряда интеллигенции является
прямое или косвенное (но достаточно явственное) отношение его к
техническому прогрессу, к технике. Оно, как видно из данного определения,
может выражаться: 1) в непосредственном участии в создании новой техники,
управлении ею (или техническими процессами); 2) в руководстве людьми,
обслуживающими машины; 3) в осуществлении различных функций - научных,
экономических, контрольных и т д., связанных с наиболее рациональным
использованием техники
в целях повышения
улучшения качества выпускаемой продукции, повышения эффективности
производства.
Инженерно-техническую
как социально- профессиональную группу работников
высококвалифицированного умственного труда, занятую преимущественно в
сфере материального производства и осуществляющую функцию по
организации производства и техническому руководству им, проектированию и
конструированию техники, орудий, средств и предметов труда, по внедрению
науки в производство.
55
Важнейшей социальной задачей
инженерно-технической
и ученых как движущей силы НТР, принесшей не только величайшие блага
человечеству, но и опасения за свое будущее, является сейчас самое активное
участие в решении уже существующих глобальных проблем и недопущения
возникновения новых.
Важной проблемой социального развития инженерно-технической
интеллигенции (ИТИ) является определение путей формирование этой
социально-профессиональной группы, социальных источников, из которых она
пополняется, а также ее взаимодействия с другими социальными группами,
"обмена" с такими
своими представителями.
социологии название социальной мобильности. Этим понятием обозначается
перемещение индивида из одного социального слоя (страты) в другой, а в более
широком плане изменение положения того или иного социального субъекта в
социальной структуре общества.
Социальная мобильность подразделяется на горизонтальную, когда
перемещение происходит в рамках одного и того же социального уровня
(например, переход из села в город или из одного региона в другой без
изменения профессии, должности, зарплаты и т.д.) и вертикальную, которая
связана с понижением (нисходящая мобильность) или повышением
(восходящая мобильность) социального статуса (например, понижение или
повышение в должности, в уровне квалификации, образования). Высокий
уровень социальной мобильности – один из важных показателей открытости,
демократичности общества.
Казахская техническая интеллигенция в социальной структуре общества.
До Октябрьской революции (1917 г.) у казахского народа отсутствовала
такая социально-профессиональная группа, как техническая интеллигенция.
Это объяснялось двумя основными причинами: во-первых, общей
экономической и культурной отсталостью Казахстана в результате
колониальной политики царизма, проводимой им на национальных окраинах
Российской империи; во-вторых, это было связано с некоторыми чертами
исторического развития казахского народа, у которого долгое время основной
отраслью хозяйства было экстенсивное скотоводство, и преобладающая часть
населения вела кочевой и полукочевой образ жизни. Отсутствие
промышленности не создавало
и необходимости в
Однако и это обстоятельство во многом было обусловлено тем, что царизм,
русская буржуазия стремились превратить Казахстан исключительно в
сырьевой регион, сделав его таким образом объектом эксплуатации
промышленно развитых центральных районов.
Надо сказать, что и при Советской власти такое отношение к экономике
национальных республик Востока в той или иной степени сохранялось. Однако
необходимость ликвидации хозяйственной разрухи, последовавшей после
гражданской войны, новые приоритеты в национальной политике, выдвинутые
56
после Октябрьской революции,
создавали предпосылки для
экономических преобразований в Казахстане.
Этапы формирования казахской технической интеллигенции.
В 30-х годах прошлого века в связи с намеченными задачами развития
народного хозяйства надо было срочно решать вопрос развития высшего
технического образования в стране. Исходя их этих задач, сеть вузов,
готовящихся горных инженеров и инженеров-металлургов, решением
правительства начала быстро расширяться. Московская горная академия была
реорганизована в шесть новых втузов. Были созданы горные и горно-
металлургические втузы в национальных республиках Союза, в том числе и в
Казахстане.
К началу ХХ века на территории Казахстана не было ни одного высшего,
тем более высшего инженерно-
В начале 30-х годов ХХ века в Советском Союзе, в том числе и в
Казахстане широкий размах получило развитие производительных сил, в
частности массовые поисковые работы сырьевых ресурсов, строительство ряда
промышленных предприятий в городах Ленинграда, Балхаша, Джезказгана,
Караганды, Гурьева, Чимкента.
Изначально инженерное обеспечение этих работ в основном
перекладывалось на центр. Вузы промышленно развитых городов – Москва,
Ленинграда, Свердловска направляли своих выпускников в Казахстан, но
высокие темпы строительства промышленных предприятий вызвали
стремительный рост потребности в инженерных кадрах и диктовали создания
в республике средних и высших инженерно-технических учебных заведений.
20 сентября 1933 года Совет
Народных Комиссаров СССР
Постановление об организации в столице Казахстана Алма-Ате Казахского
горно-металлургического института (КазГМИ__________), подведомственного главному
управлению учебных заведений Народного комиссариата тяжелой
промышленности (ГУУЗ НКТП) СССР. Одновременно союзным
правительством было принято решение о передаче Семипалатинского
геологоразведочного института из системы «Союзгеологоразведки» в ведение
ГУУЗНКТП СССР в целях слияния его с казахским горнометаллургическим
институтом. Исполнение этого решения было проведено на основании приказа
НКТП от 28 августа 1933 года и совместного решения ГУУЗ НКТП и
«Союзгеологоразведки» от 8 сентября 1933 года.
Студенты всех курсов (121 человек) Семипалатинского
геологоразведочного института и имеющаяся скудная материально-техническая
база, лабораторное оборудование, приборы и небольшая библиотека были
переданы КазГМИ. Вместе со студентами трех курсов перевелись из
Семипалатинска в КазГМИ 2 профессора, 4 доцента и 10 преподавателей.
Таким образом, Семипалатинский геологоразведочный институт (директор
П.С.Хлебников) влился в КазГМИ как один из факультетов. Через год были
открыты горный и металлургический факультеты. Так образовался Казахский
57
горно-металлургический институт – колыбель инженерного образования
Казахстана.
19 сентября 1934 года в КазГМИ прозвенел первый звонок и начался
первый учебный год – знаменательное событие в истории института.
Активная и заинтересованная поддержка оказывалась молодому
учебному заведению союзным правительством.
Благодаря этому КазГМИ постепенно превратился во второй по значению
втуз среди горно-
института цветных металлов и золота. К 1937 году по уровню материально-
технической и учебной базы КазГМИ стал стабильным учебно-
образовательным звеном системы союзного образования.
Для формирования контингента студентов были организованы 10-ти
месячные подготовленные курсы с отрывом от производства с контингентом
120 человек.
Многие из числа окончивших подготовительные курсы и поступившие в
институт в последующие годы стали крупными учеными, руководителями
промышленных предприятий, видными государственными и партийными
деятелями. Это – И.А.Онаев, М.Г. Мильграм, О.А.Байконуров, Б.Исмагулов,
М.Е.Медведев, В.Штифанов, А.Машанов, Н.Тукенов, Р.М.Мухамеджанова,
С.А. Карамуллин, К.Махмутов, А.Каюпов и др.
Первым директором КазГМИ был Ашир Джаналиевич Буркитбаев,
выпускник Урало-казахстанской промышленной академии, которую окончил с
отличием.
А.Д.Буркитбаеву пришлось работать в самое трудное время, когда
грамотность населения в республике составляла только 65 %, среди казахского
населения – 40 %. Приходилось вопреки всем трудностям развивать первый
инженерно-технический вуз, формировать контингент студентов,
профессорско-
налаживать связь с промышленными предприятиями, научно-
исследовательскую работу и т.д. К тому же, это было время, когда волны
репрессий тоталитарного режима безжалостно уничтожали многих
представителей казахской интеллигенции.
К сожалению, эта участь не миновала и директора КазГМИ. В 1938 году
А.Д.Буркитбаев был объявлен «врагом народа», арестован и расстрелян. Доброе
имя Ашира Джаналиевича было восстановлено в 1958 году, он был полностью
реабилитирован.
В предвоенные годы в институте выросла плеяда молодых
преподавателей казахов: М.Х.Мамыров – выпускник Московского горного
института, Ж.Т.Бектасов – выпускник МВТУ им. Баумана, М.Н. Азербаев, Р.М.
Маскеев, К.Суйенгалиев и др. Тем не менее, квалифицированных
преподавателей не хватало.
Шестеро студентов и выпускников КазГМИ за проявленный героизм и
Информация о работе Инженерно-техническая интеллигенция в социальной структуре общества