Институт брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака.

Цель работы обуславливает ее задачи:

-изучить генезис условий и порядка заключения брака в России,

- охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака,

- определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака,

- сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

институт брака.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

     Государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа загса в  присутствии лиц, вступающих в брак.

     Однако  в случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться  в орган загса вследствие тяжелой  болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация  заключения брака, как установлено  п. 6 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния, может быть произведена  в другом месте (на дому, в медицинской  или иной организации), но при условии  обязательного присутствия обоих  лиц, вступающих в брак.

     За  государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства  о браке, взимается государственная  пошлина в размере 200 рублей: «Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами

     1. За государственную регистрацию  актов гражданского состояния  и другие юридически значимые  действия, совершаемые органами  записи актов гражданского состояния  и иными уполномоченными органами, государственная пошлина уплачивается  в следующих размерах:

     1) за государственную регистрацию  заключения брака, включая выдачу  свидетельства, - 200 рублей». [4]

     В документах, удостоверяющих личность лиц, вступивших в брак (паспортах, удостоверениях личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, военных билетах военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов), производится отметка  о государственной регистрации  заключения брака с указанием  фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени  регистрации брака. [7]

     Отказ органа загса в государственной  регистрации заключения брака может  быть обжалован в суд лицами, желающими  вступить в брак или одним из них, что предусмотрено пунктом 3 ст. 11 Семейного Кодекса РФ: «3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них)». [3]

     Возможность заключения брака предполагает отсутствие обстоятельств, указанных в ст. 14 Семейного Кодекса РФ.

     В исчерпывающий перечень сформулированных законодателем запретов входит пребывание лиц, намеревающихся вступить в брак (или одного из них), в другом зарегистрированном браке.

     Установление  этого правила отвечает, прежде всего, интересам потенциального супруга  в новом браке. В то же время  следует заметить некоторое несоответствие норм семейного законодательства, регулирующих рассматриваемые отношения.

     Согласно  п. 1 ст. 25 СК РФ брак, расторгаемый в  органах ЗАГСа, прекращается со дня  внесения сведений об этом в книгу  регистрации, а брак, расторгаемый в  суде, - со дня вступления решения  суда в законную силу. Как правило, если брак расторгается в органах  ЗАГСа, супруги в этот же день получают и свидетельство.

     Если  же брак был расторгнут в суде и  бывшие супруги (или один из них) получили вступившее в законную силу решение  суда, то юридически брак уже прекращен  и нет препятствия в виде нерасторгнутого  брака для заключения последующего!

     В данном случае государство путем  установления прямого запрета возлагает  на бывших супругов обязанность по получению свидетельства о расторжении  брака. Такой порядок, безусловно, соответствует  четкой регламентации процедуры  государственной регистрации с  целью обеспечения личных и общественных интересов.

     Близкое родство мужчины и женщины  также исключает возможность  вступления их в брак между собой. Наличие данного препятствия  проверить невозможно, поэтому вся  ответственность ложится на лиц, вступающих в брак.

     Брак  между двоюродными братьями и  сестрами не может быть заключен в 30 западных государствах. А вот в  странах Ближнего Востока, Азии и  Африки, наоборот, такие браки считаются  предпочтительными.

     Ситуация  может быть осложнена и внебрачным родством, наличие которого подтвердить  тоже не всегда возможно. Показания  сторон, свидетелей не могут быть, по нашему мнению, исключительными доказательствами наличия близкой степени родства. В разных странах определен различный  круг родственников, между которыми не допускаются браки. Помимо родства  препятствовать заключению брака в  ряде зарубежных стран могут и  отношения свойства. [48]

     Следует отметить, что, в силу п. 9 ст. 27 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" руководитель органа ЗАГСа может  отказать в государственной регистрации  заключения брака только в том  случае, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

     Данный  вопрос нуждается в особом рассмотрении с позиции обеспечения интересов  лиц, вступающих в брак, а именно: кто и в какой момент может  сделать заявление о наличии  обстоятельств, препятствующих заключению брака? Дело в том, что на практике сотрудник органа ЗАГСа достаточно часто обращается с предложением сделать подобные заявления к  лицам, присутствующим при регистрации  заключения брака. Предположим, что  родители одного или обоих из будущих  супругов или любые третьи лица, возражающие против предстоящего бракосочетания, делают соответствующее заявление. Действия сотрудника органа ЗАГСа в  такой ситуации не регламентированы, в связи, с чем правовые последствия  прозвучавшего заявления совершенно не ясны.

     Поскольку все обстоятельства, названные в  ст. 14 СК препятствиями к заключению брака, могут быть подтверждены письменными  доказательствами (решение суда об установлении усыновления, о признании  лица недееспособным, свидетельства  о рождении жениха и невесты, свидетельство  о заключении брака одним из них), возможно, необходимо внести дополнение в п. 9 ст. 27 Закона "Об актах гражданского состояния", указав на вид доказательств. Также с целью обеспечения  интересов будущих супругов, возможно, следует дополнить названный  пункт правилом, согласно которому письменные доказательства, подтверждающие наличие препятствий к вступлению в брак, могут быть представлены в орган ЗАГСа до назначенной  даты государственной регистрации  заключения брака.

     Первый  российский Кодекс, устанавливающий  процедуру регистрации гражданского (светского) брака, содержал указание на соблюдение при этом принципа публичности. Согласно ст. 52 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве браки  заключались публично в специально предназначенном для этого помещении  в определенные заранее дни и  часы, что подлежало обнародованию.

     В соответствии с ныне действующим  законодательством приоритет имеют  частные интересы лиц, вступающих в  брак, публичное извещение о предстоящей  регистрации не предусматривается.

     В большинстве европейских государств публикация извещения о предстоящем  заключении брака является одним  из условий официальной регистрации. Такая публикация производится с  целью осведомления неопределенного  круга лиц о намерении жениха и невесты вступить в брак для  того, чтобы лица, знающие о наличии  препятствий к этому браку, имели  возможность предупредить должностное  лицо, ведущее акты гражданского состояния. Например, в Швейцарии для такого предупреждения установлен 10-дневный  срок с момента опубликования. [46]

     Процедура государственной регистрации заключения брака имеет важное значение еще  и потому, что на этом этапе лица, вступающие в брак, подтверждают свое добровольное согласие на вступление в брак, выраженное предварительно в заявлении о регистрации заключения брака. Возможно, следует считать, что именно в этот момент согласие на вступление в брак приобретает правовой характер и должно рассматриваться как условие заключения брака. Ведь в течение месяца намерения мужчины и женщины могли измениться, в связи с чем их волеизъявление при подаче заявления о регистрации брака не имеет правового значения.

     Законодательство  отдельных зарубежных государств (Италии, Швейцарии и др.) содержит и такой  правовой институт, как помолвка - обещание вступить в брак, данное друг другу  мужчиной и женщиной в форме официального документа или извещения о  намерении вступить в брак.

     Разрыв  помолвки без серьезного на то основания, возникшего по вине другого помолвленного, порождает у лица, разорвавшего помолвку, обязательство возместить другому  лицу убытки, понесенные им в результате помолвки, а именно: произведенные  расходы и вытекающие из заключенных  во исполнение помолвки обязательств. Также бывшие помолвленные обязаны  возвратить друг другу подарки. [46]

     Тяга  к заимствованию зарубежного  опыта выражается и в предложениях о внесении соответствующих изменений  в Семейный Кодекс РФ. Так, Л.Е. Чичерова считает необходимым дополнить  ст. 10 СК РФ п. 3 следующего содержания: "Лицо, отказавшееся от заключения брака, обязано возместить другой стороне  расходы, понесенные последней после  подачи заявления о регистрации  брака в связи с приготовлением к бракосочетанию. Лицо освобождается  от возмещения таких расходов, если докажет, что отказ от брака был  вызван противоправным поведением другого  лица, сокрытием им обстоятельств, имеющих  для отказавшегося от брака существенное значение (наличие ребенка, судимость, тяжелая болезнь, бесплодие и  т.п.), о наличии которых данное лицо не знало и не должно было знать". [51]

     Такая позиция вызывает принципиальные возражения. Отношения, складывающиеся между мужчиной и женщиной после подачи заявления  о регистрации брака, не являются правовыми и не входят в предмет семейно-правового регулирования. В связи с чем принятые ими на себя обязательства имеют морально-нравственное, а не правовое значение. Поэтому принуждение к исполнению обязательств такого рода с точки зрения закона невозможно. Более того, как было отмечено ранее, установление срока между подачей заявления и непосредственно регистрацией заключения брака не случайно: именно в момент регистрации и выражается добровольное взаимное согласие на вступление в брак.

     Как уже отмечалось, в последнее время  в отдельных зарубежных государствах и в России растет число незарегистрированных браков - так называемых фактических  брачных отношений. В большей  степени эти отношения соответствуют  понятию "гражданский брак", который  предполагает совместное проживание и  субъективное отношение к нему как  к стабильному союзу.

     Способы решения проблемы распространения  фактических брачных отношений, предложенные в зарубежном законодательстве, внимательно проанализировала А.Д. Толстая в своей статье "Фактический  брак: перспективы правового развития". [33]

     На  первый взгляд, названные и другие авторы, поддерживающие такую позицию, пытаются как бы "реабилитировать" в общественном сознании изменение  представлений о браке. Учитывая, ныне действующее российское законодательство не обеспечивает в полном объеме охрану и защиту прав и интересов фактических  супругов. Но, возможно, это и не нужно.

     Общество  может быть признано нормально существующим при наличии баланса интересов  публичных (государства и самого общества) и частных (отдельных членов общества). Брачно-семейные отношения, занимающие значительное место среди  иных общественных отношений, приобретают  характер правовых отношений лишь при  соблюдении установленных государством правил.

     Иначе говоря, интересы мужчины и женщины  будут подлежать правовой защите со стороны государства только при  выполнении встречного условия государственной  регистрации заключения брака. Именно такой вариант предполагает оптимальное  соотношение частных и публичных  интересов.

     Следует обратиться теперь к характеристике иных признаков брака, упоминаемых  представителями науки семейного  права. Речь идет о браке как равноправном союзе мужчины и женщины, о  пожизненном характере такого союза, о наличии у супругов взаимных прав и обязанностей, о рождении и воспитании детей как цели брака  и т.п.

     Безусловно, названные и другие признаки брака  имеют место быть и в ряде случаев  находят свое выражение в нормах семейного законодательства. Однако, по - моему мнению, это производные  признаки брака.

     Иначе говоря, союз мужчины и женщины  может быть признан браком и при  отсутствии данных признаков. Лишь после  государственного признания союза  браком возникают взаимные права  и обязанности супругов, все вопросы  жизни семьи решаются супругами, совместно исходя из принципа равенства  супругов (п. 2 ст. 31 СК РФ) и т.д.

Информация о работе Институт брака