Институт брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака.

Цель работы обуславливает ее задачи:

-изучить генезис условий и порядка заключения брака в России,

- охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака,

- определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака,

- сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

институт брака.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

     А.М. Нечаева, также давая традиционное понятие брака как союза мужчины  и женщины, влекущего за собой  правовые последствия, вместе с тем  одновременно расценивает его как  форму отношений между лицами разного пола и как своеобразный символ для вступающих в брак и  для государства. [18]

     Многообразные точки зрения на правовую природу  брака существуют не только в отечественной  теории семейного права, но и в  семейном праве зарубежных государств. В частности, Е.А. Васильев выделяет из числа существующих за рубежом  три основные точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство. [14]

     Характерно, что, как и в России, конституционное  законодательство большинства зарубежных стран устанавливает необходимость  государственной защиты брака как  основы семьи.

     Например, Конституцией Ирландии (ст. 41 (3.1) закреплено, что «государство берет на себя обязательство  с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок». [14]

     В некоторых государствах посчитали  необходимым дать нормативное определение  брака, причем именно в конституции. Так, ст. 46 Конституции Республики Болгария 1991 г. провозглашает, что «брак представляет собой добровольный союз мужчины  и женщины». [13]

     Таким образом, вышесказанное делает возможным  дать следующее понятие брака: брак — это важнейший юридический  факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный  и добровольный союз мужчины и  женщины, заключаемый в установленном  порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.

     Семья является одним из фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. На протяжении своей жизни  человек входит в состав множества  самых разных групп - в группу сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую  он никогда не покидает.

     Поэтому когда мы говорим о важнейших  социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи  включает множество более частных  институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства  и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства  и опеки и другие.

     Брак - институт, регулирующий отношения  между полами. В обществе сексуальные  отношения регулируются комплексом культурных норм.

     Конечно, половые отношения могут происходить  вне брака, а сам брак может  существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается  единственно приемлемой, социально  одобренной и закрепленным законом  формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов.

     В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных  отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем  и женой. С возникновением моногамии  это изменение в большей степени  носило качественный характер.

     Для современной России характерны деформации семьи и брака как общественных институтов. Если в советские времена  представление о семье как  о ячейке общества, вне которой  человек является социально ущербным, было преобладающим, то теперь отношение  прямо противоположно.

     Как следствие вышеизложенных обстоятельств  многие наши сограждане перестали воспринимать семью и брак как важные ценности и жизненный приоритет. Если в 50-е  и 70-е гг. прошлого века на 100 браков приходилось соответственно 7 и 15 разводов [19], то в 2007 г. на каждые четыре зарегистрированных брака приходилось три развода.

     Брак  уже не представляет собой для  мужчины и женщины ни социальную, ни правовую значимость. Опять-таки по данным социологических исследований, все большее число мужчин и  женщин предпочитают не регистрировать свои отношения, выбирая новые формы  сожительства: "гостевой брак", "партнерский  брак" и др. По данным последней  переписи населения, 50% российских женщин не замужем, причем из каждой тысячи 175 никогда не состояли в браке. Из 34 млн. супружеских пар в России у 3,4 млн. (9,8%) брак не был зарегистрирован. [19]

     С точки зрения государственно-правового  регулирования брачно-семейных отношений  современная ситуация может быть охарактеризована как противоречие публичных и частных интересов.

     С одной стороны, отдельные индивидуумы  выражают свой интерес, совместно проживая с лицами того же пола, называя это  сожительство браком; признают такое  явление, как многоженство (многомужество); предпочитают проживать в незарегистрированном браке и т.п. С другой стороны, государство и общество не признают подобные социальные изменения имеющими право на существование как не соответствующие установленному законодателем "стандарту" брачно-семейных отношений.

     Такая ситуация характерна не только для  нашего государства. Отдельные страны восприняли подобные элементы "модернизации" семьи и брака: признаются однополые  браки и даже разрешается усыновление  такими супругами детей; применяется  процедура регистрации заключения и расторжения брака по Интернету  и т.п.

     Российское  законодательство, продолжая следовать  установленным традициям, императивно  регламентирует отношения, связанные  с оформлением брачно-семейных связей. Необходимо выяснить в связи с  этим, насколько возможно и целесообразно  установление государством формы брачно-семейных отношений, как при этом соотносятся  интересы публичного содержания с частными интересами мужчины и женщины.

     Значительное  внимание публичному интересу в регулировании  отношений между супругами уделял дореволюционный русский цивилист И.А. Покровский. Он писал: "Государство  взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов как частных лиц, как некоторых "самоценностей" стоят при юридической  нормировке брака на первом месте, а  интересы чего-то, вне их находящегося. Если церковь охраняла брак как религиозное  таинство во имя высших трансцендентных  благ, то теперь государство охраняет его как некоторое социальное учреждение во имя таких или иных земных интересов общественности... Брак... есть некоторый от воли супругов независимый нравственный и юридический  порядок... Замена церкви государством ничего не изменила по существу: ныне святость брака провозглашается в интересах государства". [20]

     Взаимодействие  интересов супругов и интересов  государства, по мнению И.А. Покровского, проявляется в выполнении мужчиной и женщиной особого социального  предназначения. "От воли частных  лиц зависит вступить или не вступить в брак, но раз они вступили, они  уже не принадлежат себе, так как  должны выполнять теперь некоторую  социальную функцию". [20]

     Необходимо  отметить, что Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, установлено в п.1 ст. 7, что «Российское  государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека». Важнейшим критерием социального  государства является защита материнства, детства, отцовства, а также и  защита семьи. В пункте 2 этой же статьи Конституции сказано, « В российской Федерации …….. обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства,……. Развивается система  социальных служб, устанавливаются  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты». [1]

     Статьей 72 Конституции предусмотрено, что  семейное законодательство находится  «в совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации».

     Семейное  законодательство состоит из Кодекса  и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов  Российской Федерации. В статье 2 Семейного  Кодекса говорится о том, что  семейное законодательство устанавливает  условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признание  брака недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные  отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями  и усыновленными), между другими  родственниками и иными лицами, также  определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель установил, что к названным в ст. 2 Семейного Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, урегулированным семенным законодательством (ст. 3 Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семенных отношений.

     В случае если отношения между членами  семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением  сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные  отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются  нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

     Чтобы охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака, определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие  в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака, необходимо проследить исторические типы браков.

     В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

     - групповой брак - брачный союз  нескольких мужчин и женщин (повсеместно  был распространен в первобытном  обществе);

     - полигиния - один мужчина и  несколько женщин (этот тип особенно  присущ скотоводам-кочевникам) - полиандрия - одна женщина и несколько  мужчин (крайне редкий случай, существовавший  у одного из народов Индокитая);

     - моногамия - один мужчина и  одна женщина (преобладающая форма  брака у земледельческих народов).

     - Моногамия встречается в двух  формах: пожизненная и допускающая  развод, или легко разводимая. Неполная  семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [32]

     Согласно  обычаю заключения браков они делятся  на эндогамные и экзогамные. При  эндогамии выбирается только из той  группы, к которой относится сам  вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой  группе.

     Одним из критериев типологии семьи  выступает неравенство супругов.

     Неравный  брак подразумевает, что супруги  различаются по какому-либо значимому  признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный  брак предполагает преимущество выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный  брак”. В кастовом, сословном и  отчасти классовом обществах  неравные браки запрещались в  тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать  союзы только в пределах своей  группы - рода, племени, сословия, касты.

     Другим  критерием классификации выступает  плата за брак. Институт покупного  брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда  женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две  группы обменивались “подарками”, которым  могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам  мужчины его будущую супругу  в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались  вторые первым. Раннюю форму покупного  брака можно назвать дарообменной.

     Практика  покупного брака повлекла за собой  оживление таких обычаев, как  похищение невест, нередко чисто  символическое. При похищении невесты  у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних  галлов этим занимались женщины - родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно  оставляли в доме похищенной знак - одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после  умыкания обычно сводилось к выплате  выкупа и чисто символическому бою  за честь похищенной невесты и  ее родителей.

     Особой  разновидностью платного брака считается  священный брак. В своей книге  “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что  обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж  за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые  оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось  речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку  выдавали замуж за бога-змея.

Информация о работе Институт брака