Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака.
Цель работы обуславливает ее задачи:
-изучить генезис условий и порядка заключения брака в России,
- охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака,
- определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака,
- сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Священный
брак являлся столь
В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена.
Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли - продажи.
Утверждение
частной собственности
С
тех пор можно говорить о новой
форме покупного брака - выкупном
браке. Церемония бракосочетания намного
усложнилась, она стала формализованной.
Устной договоренности молодых людей
или их родителей было уже недостаточно.
В формализованном браке
Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:
1.
принятие решения о
2.
выбор брачного партнера, заключение
брачного контракта,
Покупной
брак перестал быть делом только брачующихся,
превратившись в часть
Размер калыма - величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты.
Согласно
традиции, калым считается знаком
уважения к невесте и ее родне.
Но он воспринимается и как составная
часть рыночной экономики и таким
образом формирует новое
Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) - самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) - самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.
Одним
из предшественников брачного рынка
надо считать существовавший в древнем
Вавилоне обычай, именуемый на современном
языке брачным аукционом. В отличие
от калыма здесь имело место
Брак
по расчету зародился еще на заре
человечества, когда люди заключали
браки, чтобы обеспечить союзы между
племенами или с другими
В
дореволюционной России высокий
уровень брачности среди
Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак - хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.
Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку.
Другая причина брака по расчету - желание избежать службы в армии. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8-10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам.
“Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья - это группа людей, которая “отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает “приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие домохозяйство” более точно отражает реальность, нежели термин “семья”. [32]
1.2 Эволюция института
брака в правовой
науке
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства - обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример - обычаи травестизма и кувады. Травестизм - практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада - демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.
Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья.
Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.
В
реальной жизни многие семьи вертикально-
Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.
Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.
Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные
ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье - это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина - купившей ее семье.
Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. [32]
Возникновение
городской цивилизации, развитие навыков
письма и чтения привели к первым
письменным законам о браке, появившемся
в Древнем Вавилоне. Брак в те
времена являлся и
В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.
История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался
род,
как новая форма семьи, в основу
которой как уже отмечалось, был
положен принцип родства по материнской
линии. Ввиду того, что мужья и
жены были общими, отцовскую линию
проследить было фактически невозможно,
и поэтому действительно
В
период матриархата наследование всегда
шло по женской линии, а в брачных
соглашениях собственность
Так Клеопатра (69 - 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, - супругой младшего брата.
Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
Первые
законы римского права приписываются
Ромулу, легендарному основателю Рима.
В соответствии с этими законами
женщина, соединенная с мужчиной
священными узами брака, должна была
стать частью его имущества, на нее
распространялись все права мужа.
Закон предписывал женам