Институт брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака.

Цель работы обуславливает ее задачи:

-изучить генезис условий и порядка заключения брака в России,

- охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака,

- определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака,

- сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

институт брака.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

     Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов  Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или  поселение находилось во власти многоголового  змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в  жены молодых девушек, пока не появлялся  герой, не освобождал девицу и город. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов (добрых и злых), вызвать  плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в  охоте или спасти племя от какой-либо беды.

     В отличие от древних форм покупного  брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его  формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного  дарообмена.

     Господствующий  пол, т. е. мужчина, преподносил невесте  более дорогие подарки, чем получал  от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и  политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в  точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли - продажи.

     Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры  прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских  арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

     С тех пор можно говорить о новой  форме покупного брака - выкупном браке. Церемония бракосочетания намного  усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей  или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались  свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично.

     Сначала в эпоху племенных объединений  во главе с вождем, а затем в  период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых  базировался выкупной брак, приобретали  институциональную окраску. Структуры  власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:

     1. принятие решения о необходимости  либо желательности вступления  в брак,

     2. выбор брачного партнера, заключение  брачного контракта, исполнение  брачного обряда и ритуальной  трапезы.

     Покупной  брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных  мероприятий. На мусульманском Востоке  возникла новая форма покупного  брака - калымный брак. Калым - выкуп  за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр - брачный подарок жениха, который  принадлежит только невесте. В отличие  от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей  как их собственность, а меньшая  передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона  невесты указывает, что именно и  в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

     Размер  калыма - величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем  ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты.

     Согласно  традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная  часть рыночной экономики и таким  образом формирует новое явление - брачный рынок.

     Закономерности  брачного рынка таковы: цены на самом  маленьком рынке (внутриплеменном) - самые высокие, а цены на самом  большом (конфессиональном) - самые  низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

     Одним из предшественников брачного рынка  надо считать существовавший в древнем  Вавилоне обычай, именуемый на современном  языке брачным аукционом. В отличие  от калыма здесь имело место перераспределение  денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались  замужними.

     Брак  по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали  браки, чтобы обеспечить союзы между  племенами или с другими полезными  целями. В дальнейшем правители древних  стран отдавали своих дочерей  и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака  менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала  эмоциональная составляющая, чувство  взаимной любви.

     В дореволюционной России высокий  уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в  деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали  покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и “мира” - сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным.

     Именно  это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак - хозяйственная  сделка, а не взаимная склонность.

     Характерным было стремление женить детей как  можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких  как Курская, Орловская, Рязанская  и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и  даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить  вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или  хозяйку.

     Другая  причина брака по расчету - желание  избежать службы в армии. Земские  врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8-10 новобранцев  ежегодно получали отсрочку по этим причинам.

     “Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья - это группа людей, которая “отдельно  ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется  вокруг одной женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает “приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для  менталитета этого народа, понятие  домохозяйство” более точно отражает реальность, нежели термин “семья”. [32]

 

      1.2 Эволюция института  брака в правовой  науке 

     Как устойчивое объединение семья возникает  в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась  отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы  семьи к новой, появившейся в  классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные  формы. Примером является семья, состоящая  по вертикали не из родителей и  детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства - обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример - обычаи травестизма и кувады. Травестизм - практика ”перемены пола”: мужчина  отрекался от своего пола, надевал  женское платье и выполнял женские  обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские  права. Кувада - демонстрация отцом  тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к  нему, например жалоб на слабость или  соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины  за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.

     Первой  формой отдельной семьи была большая  семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья.

     Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех  поколений женатых и неженатых  родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими  женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

     В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками.

     Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья  достигала 200-300 человек, образуя население  целого поселка.

     Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью  возглавляли “старший” мужчина  и “старшая” женщина. Важнейшие  дела семьи, например, женитьба или  выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и  женщин. Это была ячейка, обособившаяся  внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным  составом.

     Большая семья постепенно уступило место  исторически новой форме - малой  нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей  в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с  коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные

     ячейки  с частной собственностью. На третьем  этапе эти ячейки превратились в  малые или нуклеарные семьи с  развитой частной собственностью.

     Неравенство мужа и жены, старших и младших  в семье - это не исходная точка  истории, а скорее ее довольно позднее  приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина - купившей ее семье.

     Развод  стал односторонней привилегией  мужчин. Если женщина хотела вернуться  в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что  у многих народов ее собственность  свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. [32]

     Возникновение городской цивилизации, развитие навыков  письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся  в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической  сделкой: будущий муж должен был  выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

     В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые  семьей государственные посты.

     Первая  историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а  также домашних рабов.

     История знает и эпоху матриархата, когда  в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался 

     род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был  положен принцип родства по материнской  линии. Ввиду того, что мужья и  жены были общими, отцовскую линию  проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род. [23]

     В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных  соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи  с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

     Так Клеопатра (69 - 30 гг. до н. э.) сначала  была женой своего старшего брата, затем  после его смерти, - супругой младшего брата.

     Каждый  этот брак давал им право владеть  Египтом.

     Первые  законы римского права приписываются  Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее  распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью  приспосабливаться к характеру  своих супругов, а мужей - управлять  женами как необходимым своим  имуществом. Законы Рима гласили, что  брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое  по-прежнему закрепляло за мужьями  большие права.

Информация о работе Институт брака