Институт брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака.

Цель работы обуславливает ее задачи:

-изучить генезис условий и порядка заключения брака в России,

- охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака,

- определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака,

- сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

институт брака.docx

— 105.39 Кб (Скачать)

     В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:

     1) жрицы - служительницы различных  культов, «мистические» женщины. 

     2) матроны - респектабельные, замужние  женщины, матери детей (мужа  называли на «вы», за измену  могла поплатиться жизнью или  продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные  женщины (так называемые «женщины  для наслаждения»);

     Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой любому мужчине, который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

     Приведем  слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение  материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а  жена была лишена своего почетного  положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения». [52,с.60]

     С появлением частной собственности  женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными  хозяйственными обязанностями, она  не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

     По  свидетельствам историков, женщина  могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов  рогатого скота. [29]

     На  протяжении IV и V веков Европа постоянно  подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные  обряды. Например, в соответствии с  традициями германских племен брак был  моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские  племена, напротив, одобряли полигамию  и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

     С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской  власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в  том числе и право, принимать  решение о браках своих вассалов и смердов.

     Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела  следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической  сделкой: с одной стороны девушка  «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства  содержать и обеспечивать ее и  будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние  и могущество. То же самое отношение  к браку существовало и среди  цеховых мастеров средневековых  городов и среди купечества.

     Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих  жен. Но в то время как женатый  мужчина пел под окном чужой  жены, под окном его собственной  жены мог находиться другой. Представление  о трубадурах средневековья неплохо  совмещается с образом рогоносца.

     К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала  распространяться и более либеральная  точка зрения на брак, появились  новые духовные и сексуальные  веяния.

     Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком  пламенной чувственности». Вместе с  идеалом физической красоты, и как  его следствие, в идеал была возведена  производительность, плодовитость. Другими  словами «Высшими добродетелями  считались вулканические страсти  у обоих полов. Иметь много  детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось  наказанием за какой-нибудь грех и встречалось  сравнительно редко».

     Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда  главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской  семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она  рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. [37]

     Семья не была замкнутой: в нее входили  все кровные родственники, а так  же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все  они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько  серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести.

     «Брачный  сговор» совершался членами семьи  или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты  мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти  чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

     В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе  происходил обмен дарами.

     И мужчины и женщины вступали в  брак молодыми. Смешанные браки имели  место, но не поощрялись. Целью брака  было укрепление семьи, предпочтительно  состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

     Существовало  четкое различение значимости мужчины  и женщины. Мужчина обладал большей  свободой и ценностью в глазах общества.

     Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять  его сексуальные потребности  и во всем следовать его приказам.

     Социально статуса у женщины практически  не было, и все решения принимались  мужчинами. «Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины обладали большей  властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины  было множество средств - гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина». [37]

     Примером  семьи, характерной для языческой  культуры, является русская семья XII - XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на  изначальной конфликтности», как  подчеркивает В. Н. Дружинин в своей  работе «Психология семьи». Женщина  обладала свободой как добрачной, так  и в браке.

     Ограничивалась  не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода  и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.

     Аналогичную картину можно увидеть, как считает  В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в  древнегреческой. В античной мифологии  соблюдается паритет полов: мужские  и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

     В отношениях же родителей и детей  дети занимали подчиненное положение.

     Победа  христианской модели семьи над языческой  характеризуется сменой типов отношений  между отцом, матерью и ребенком.

     В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий  брата умершего жениться на его вдове.

     Во  времена первых христиан концепция  семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью.

     Жена  должна была ему подчиняться.

     Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет  и функции вождя.

     Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной  чертой патриархальной культуры.

     В примитивном, дописьменном обществе, где  нет сильной государственной  власти, отец может быть (а может  и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений.

     Члены семьи повинуются отцу, как подданные  монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу Небесному. Триада - Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С  одной стороны, на отца (реального  отца семьи) возлагаются функции  монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются  отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

     Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит  столь важное место семье в  системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть  модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и  реальную, земную.

     Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет  отца-воспитателя, несущего ответственность  за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь - ребенка), и отца генетического, духовного, функцию  которого реализует Бог-отец.

     Земная  модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.

     В католицизме особое значение имеет  культ Богородицы, Девы Марии и  напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 - 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь  супругов во взаимной верности. Отношение  к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии  стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

     Некоторые ограничительные традиции в брачных  отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми  поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином  интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

     По  мере того как в США женщины  получали все больше прав, отношение  к браку радикально менялось. Этому  способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение. [50]

     В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и  тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Не уклоняйтесь друг от друга, разве  по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом  опять будьте вместе, чтобы не искушал  вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» И по возможности  лучше избегать и брака, так как  «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый  заботится о мирском, как угодить  жене».

     В российском религиозном мировоззрении  корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между  двумя языческими началами - женским  и мужским - на сторону мужского, приводя семью к «нравственному»  доминированию мужа над женой  и детьми. В домострое много  внимания отдано распределению ролей  в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Информация о работе Институт брака