Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа
Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака.
Цель работы обуславливает ее задачи:
-изучить генезис условий и порядка заключения брака в России,
- охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака,
- определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака,
- сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА
1.1 Понятие брака в правовой науке
1.2 Эволюция института брака в правовой науке
1.3 Юридическая природа брака в правовой науке
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа
2.2 Процедура заключения брака
2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ
3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА
3.1 Условия заключения брака
3.2 Препятствия к заключению брака
3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:
1)
жрицы - служительницы различных
культов, «мистические»
2)
матроны - респектабельные, замужние
женщины, матери детей (мужа
называли на «вы», за измену
могла поплатиться жизнью или
продавалась в рабство); 3) рабыни,
являвшиеся наложницами
Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.
Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения». [52,с.60]
С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.
По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота. [29]
На
протяжении IV и V веков Европа постоянно
подвергалась нашествию северных племен
варваров, которые приносили свои
представления о браке, свои брачные
обряды. Например, в соответствии с
традициями германских племен брак был
моногамным, а супружеская неверность,
как мужа, так и жены строго каралась
моралью и законом. Французские
племена, напротив, одобряли полигамию
и разрешали куплю-продажу
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.
Представления
о серенадах требуют уточнения
в том плане, что их, как правило,
распевали под окном чужих
жен. Но в то время как женатый
мужчина пел под окном чужой
жены, под окном его собственной
жены мог находиться другой. Представление
о трубадурах средневековья неплохо
совмещается с образом
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс,
по существу своему революционная эпоха,
стал «совершенно исключительным веком
пламенной чувственности». Вместе с
идеалом физической красоты, и как
его следствие, в идеал была возведена
производительность, плодовитость. Другими
словами «Высшими добродетелями
считались вулканические
Исследователи
древнееврейской семьи
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести.
«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества.
Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам.
Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств - гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина». [37]
Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII - XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи». Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке.
Ограничивалась
не только власть отца, но и власть мужа.
Женщина имела возможность
Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.
В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.
Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во
времена первых христиан концепция
семьи мало отличалась от иудейской.
Мужчина оставался главной
Жена должна была ему подчиняться.
Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.
Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений.
Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу Небесному. Триада - Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь - ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец.
Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.
В
католицизме особое значение имеет
культ Богородицы, Девы Марии и
напротив, почти все протестантские
вероучения игнорируют какую бы то
ни было ее роль. Семья протестантов
- это отношение мужчины к
Некоторые
ограничительные традиции в брачных
отношениях принятые в Европе были
перенесены в Новый Свет первыми
поселенцами. Что интересно, например,
догматическое осуждение
По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение. [50]
В
христианском писании большее внимание
уделяется взаимоотношениям супругов,
нежели родителей и детей и
тем более сексуальным
В
российском религиозном мировоззрении
корни язычества, «двоеверия» достаточно
сильны. Возможно, поэтому православное
христианство встало в борьбе между
двумя языческими началами - женским
и мужским - на сторону мужского,
приводя семью к «