Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:22, реферат
ИВзаимодействие нефтяных компаний и коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе развивается как конфликтное. Но уже более 10 лет предпринимаются попытки установить социальное партнерство между государством, бизнесом и общественными организациями коренных народов. В идеале оно может рассматри-иаться как «конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, "выгодное" каждой из сторон и в отдельности, и населению территории, где оно реализуется, в целом» (Никовская, Якимец 2003: 98). Аборигенам в их отношениях с нефтяными компаниями пока не удалось достичь паритета интересов.
Введение 3
1. Взаимодействие с нефтяными компаниями 5
2. Система взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера с органами власти 18
2.1. Взаимодействие с федеральными органами власти 18
2.2. Взаимодействие с региональными органами власти 21
2.3. Взаимодействие местными органами власти 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Глоссарий 35
Приложение 37
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.10.2007 № 129-оз «О наделении оганов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным гомударственным полномочиям по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008 – 2009» годы установил, что участие органов местного самоуправления в реализации Программы осуществляется посредством оказания материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам (семьям) из числа коренных малочисленных народов Севера; оказания мер поддержки по обустройству быта молодых специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, выезжающих на работу в места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера; приобретения медицинских наборов (аптечек) первой доврачебной помощи для граждан (семей), проживающих на участках территорий традиционного природопользования.
Установлен перечень
муниципальных образований, органам
местного самоуправления которых передается
отдельное государственное
Определены права и
обязанности органов
Существенную роль в процессе регулирования отношений между нефтяниками и аборигенами играют международные нормы, правда, это касается лишь иностранных (чаще всего международных) компаний, а также тех российских компаний, которые работают на займы международных банков. В политике Всемирного Банка принципы взаимодействия с коренными народами зафиксированы четко. В последнее время аналогичные документы вырабатываются и в Европейском банке реконструкции и развития. Необходимо отметить, что согласно этим принципам требуется информированное участие коренных народов в процессе промышленного освоения. Одно из требований Всемирного Банка - составление плана содействия коренным малочисленным народам и выполнение определенных программ.
К процессу действительного соучастия в работе компаний аборигены чаще всего не готовы, не хватает нужного образования, а что более важно - самоорганизации, осознания общих целей и воли к их достижению. Российские аборигены сегодня находятся в процессе становления в качестве активной политической силы.
Сегодня основное внимание уделяется тому, чтобы воздействовать на нефтяников штрафными санкциями, т.е. процесс развития идет параллельно штрафам за нарушения; в политике и в общественном мнении утверждается представление о том, что развитие нефтяной отрасли может быть только аварийным. Экспертами наиболее влиятельных экологических организаций России были разработаны "Совместные экологические требования общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям", в которых подчеркивается "презумпция потенциальной экологической опасности деятельности компаний". В этом документе также отмечается, что в "местах традиционного проживания, хозяйственной деятельности, расположения объектов историко-культурного и духовного наследия коренных малочисленных народов компания осуществляет свою деятельность при условии обязательного согласования мест реализации проекта с вышеперечисленными группами, проведения этнологической экспертизы намечаемой деятельности и учета ее результатов, соблюдения особого режима ведения деятельности, обеспечивающего сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов и приравненных к ним этнических общностей". К процессу действительного соучастия в работе компаний аборигены чаще всего не готовы, не хватает нужного образования, а что более важно - самоорганизации, осознания общих целей и воли к их достижению. Российские аборигены сегодня находятся в процессе становления в качестве активной политической силы.
В настоящее время многие видят причину проблем, вызванных нефтяным освоением, в несовершенстве законодательства и, как следствие, в недостаточных поступлениях в бюджет. Этот вопрос имеет несколько аспектов.
На федеральном уровне права и интересы коренных народов в области природопользования, охраны окружающей среды и традиционного природопользования частично нашли свое закрепление в ряде специальных законов. Но это не означает, что по отношению к правам КМН реализуется системный подход. Часто не обращается внимания на нормы действующих законов. В результате этого из действующих законов «вымываются» нормы, закрепляющие дополнительные права и гарантии коренных народов. Например, в ранних (действовавших на практике) редакциях Закона РФ «О недрах» (ст. 42) говорилось, что «при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, используется для социально-экономического развития этих народов и групп». В современной версии данного закона это положение отсутствует. Опыт ХМАО в области законодательной деятельности является уникальным потому, что впервые в России были разработаны и закре-. плены важнейшие правовые нормы.
- Определен и закреплен статус коренных малочисленных народов Севера, как коренного населения в центральном правовом акте автономного округа — Уставе (Основном законе) ХМАО.
- Определен и реализован институт представительства интересов народов Севера в органах государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы ХМАО).
- Определена и закреплена форма осуществления местного самоуправления коренными малочисленными народами Севера в местах компактного проживания — Закон автономного округа «Об общих принципах организации местного самоуправления в ХМАО» субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях традиционного проживания и ведения традиционного хозяйствования, и коренных малочисленных народов Севера.
Таким образом, на территории ХМАО реализуется региональная политика, направленная на формирование и развитие законодательства, позволяющего решать важнейшие вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера как представителей уникальных этносов.
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.10.2007 № 129-оз "О наделении оганов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным гомударственным полномочиям по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008 – 2009 годы;
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.10.2007 № 151-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008-2012 годы";
3. Крюков В.А., Токарев А.Н. Учет интересов коренных малочисленных народов при принятии решений в сфере недропользования; — [М.], 2005. — 172 с.;
4. Новикова Н.И. Право нефти и право аборигенов // Этнографическое обозрение. – 2008. - №3. – с. 28-36.;
5. Официальный сайт
Ассоциации Коренных
6. Официальный сайт
Думы Ханты-Мансийского
7. Официальный сайт
Ханты-Мансийского автономного
8. Пуртова В.Г. Участие
коренных малочисленных
9. Уилсон Э. Горнодобывающая промышленность и коренные малочисленные народы в России: регулирование, участие и роль антропологов // Этнографическое обозрение. – 2008. - №3. – с. 17-28;
10. Хакназаров С.Х. Коренные малочисленные народы в условиях интенсивной эксплуатации энергетических ресурсов ХМАО: состояние и перспективы. – Томск: Издательство Томского университета, 2003. – 172 с.
Фактория – это торгово-снабженческий и заготовительный пункт в отдаленных промысловых районах
Ассимиля́ция - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.
Аборигены - исконное население территории, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство исключается), имеющее отдельных представителей, исповедующих древние религии. Часто представители этих народов живут в труднодоступных местах, или в горной местности.
Месторождение нефти и газа — скопление углеводородов (нефти, газа и газоконденсата) в одной или нескольких залежах, связанных территориально, общностью геологического строения и нефтегазоностности. Под территориальной связаностью нескольких залежей понимается общность их внешнего контура, то есть полное или частичное перекрытие их контуров в проекции на земную поверхность. Площадь месторождений нефти и газа обычно составляет первые десятки сотен км², известны и гигантские по площади месторождения, площадь которых более 1000 км². Для добычи используются нефтяные и газовые скважины. Газоносный горизонт обычно располагается выше нефтяного.
Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Не́дра — часть земного шара расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Рекомендации
VI Съезда коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
24 апреля 2009 г. г. Москва
VI Съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее Съезд), полномочно представляющий 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее коренные малочисленные народы), заслушав выступления делегатов и участников Съезда о сложившемся социально-экономическом положении коренных малочисленных народов, обращается к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным межправительственным и неправительственным организациям, промышленным компаниям и организациям коренных малочисленных народов с призывом принять необходимые меры для реализации следующих рекомендаций:
Президенту Российской Федерации