Институциональная система как основное направление социально-культурной политики развития коренных малочисленных народов Севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

ИВзаимодействие нефтяных компаний и коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе развивается как конфликтное. Но уже более 10 лет предпринимаются попытки установить социальное партнерство между государством, бизнесом и общественными организациями коренных народов. В идеале оно может рассматри-иаться как «конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, "выгодное" каждой из сторон и в отдельности, и населению территории, где оно реализуется, в целом» (Никовская, Якимец 2003: 98). Аборигенам в их отношениях с нефтяными компаниями пока не удалось достичь паритета интересов.

Содержание

Введение 3
1. Взаимодействие с нефтяными компаниями 5
2. Система взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера с органами власти 18
2.1. Взаимодействие с федеральными органами власти 18
2.2. Взаимодействие с региональными органами власти 21
2.3. Взаимодействие местными органами власти 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Глоссарий 35
Приложение 37

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Взаимодействие местными органами власти

Закон Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 12.10.2007 № 129-оз «О наделении оганов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным гомударственным полномочиям по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008 – 2009» годы установил, что участие органов местного самоуправления в реализации Программы осуществляется посредством оказания материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам (семьям) из числа коренных малочисленных народов Севера; оказания мер поддержки по обустройству быта молодых специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, выезжающих на работу в места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера; приобретения медицинских наборов (аптечек) первой доврачебной помощи для граждан (семей), проживающих на участках территорий традиционного природопользования.

Установлен перечень муниципальных образований, органам  местного самоуправления которых передается отдельное государственное полномочие; определена методика расчета общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа для осуществления отдельного государственного полномочия.

Определены права и  обязанности органов государственной  власти автономного округа и органов  местного самоуправления при осуществлении отдельного государственного полномочия, порядок контроля за осуществлением отдельного государственного полномочия, порядок прекращения осуществления отдельного государственного полномочия7.

 

 
Заключение

Существенную роль в процессе регулирования отношений между нефтяниками и аборигенами играют международные нормы, правда, это касается лишь иностранных (чаще всего международных) компаний, а также тех российских компаний, которые работают на займы международных банков. В политике Всемирного Банка принципы взаимодействия с коренными народами зафиксированы четко. В последнее время аналогичные документы вырабатываются и в Европейском банке реконструкции и развития. Необходимо отметить, что согласно этим принципам требуется информированное участие коренных народов в процессе промышленного освоения. Одно из требований Всемирного Банка - составление плана содействия коренным малочисленным народам и выполнение определенных программ.

К процессу действительного  соучастия в работе компаний аборигены чаще всего не готовы, не хватает нужного образования, а что более важно - самоорганизации, осознания общих целей и воли к их достижению. Российские аборигены сегодня находятся в процессе становления в качестве активной политической силы.

Сегодня основное внимание уделяется тому, чтобы воздействовать на нефтяников штрафными санкциями, т.е. процесс развития идет параллельно  штрафам за нарушения; в политике и в общественном мнении утверждается представление о том, что развитие нефтяной отрасли может быть только аварийным. Экспертами наиболее влиятельных экологических организаций России были разработаны "Совместные экологические требования общественных природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям", в которых подчеркивается "презумпция потенциальной экологической опасности деятельности компаний". В этом документе также отмечается, что в "местах традиционного проживания, хозяйственной деятельности, расположения объектов историко-культурного и духовного наследия коренных малочисленных народов компания осуществляет свою деятельность при условии обязательного согласования мест реализации проекта с вышеперечисленными группами, проведения этнологической экспертизы намечаемой деятельности и учета ее результатов, соблюдения особого режима ведения деятельности, обеспечивающего сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов и приравненных к ним этнических общностей". К процессу действительного соучастия в работе компаний аборигены чаще всего не готовы, не хватает нужного образования, а что более важно - самоорганизации, осознания общих целей и воли к их достижению. Российские аборигены сегодня находятся в процессе становления в качестве активной политической силы.

В настоящее время  многие видят причину проблем, вызванных нефтяным освоением, в несовершенстве законодательства и, как следствие, в недостаточных поступлениях в бюджет. Этот вопрос имеет несколько аспектов.

На федеральном  уровне права и интересы коренных народов в области природопользования, охраны окружающей среды и традиционного природопользования частично нашли свое закрепление в ряде специальных законов. Но это не означает, что по отношению к правам КМН реализуется системный подход. Часто не обращается внимания на нормы действующих законов. В результате этого из действующих законов «вымываются» нормы, закрепляющие дополнительные права и гарантии коренных народов. Например, в ранних (действовавших на практике) редакциях Закона РФ «О недрах» (ст. 42) говорилось, что «при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, используется для социально-экономического развития этих народов и групп». В современной версии данного закона это положение отсутствует. Опыт ХМАО в области законодательной деятельности является уникальным потому, что впервые в России были разработаны и закре-. плены важнейшие правовые нормы.

- Определен  и закреплен статус коренных малочисленных народов Севера, как коренного населения в центральном правовом акте автономного округа — Уставе (Основном законе) ХМАО.

- Определен и реализован институт представительства интересов народов Севера в органах государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы ХМАО).

- Определена и закреплена форма осуществления местного самоуправления коренными малочисленными народами Севера в местах компактного проживания — Закон автономного округа «Об общих принципах организации местного самоуправления в ХМАО» субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях традиционного проживания и ведения традиционного хозяйствования, и коренных малочисленных народов Севера.

Таким образом, на территории ХМАО реализуется региональная политика, направленная на формирование и развитие законодательства, позволяющего решать важнейшие вопросы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера как представителей уникальных этносов.

 

 

Список использованной литературы

1. Закон Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры от 12.10.2007 № 129-оз "О наделении оганов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным гомударственным полномочиям по участию в реализации программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008 – 2009 годы;

2. Закон Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры от 30.10.2007 № 151-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008-2012 годы";

3. Крюков В.А., Токарев А.Н. Учет интересов коренных малочисленных народов при принятии решений в сфере недропользования; — [М.], 2005. — 172 с.;

4. Новикова Н.И. Право  нефти и право аборигенов // Этнографическое  обозрение. – 2008. - №3. – с. 28-36.;

5. Официальный сайт  Ассоциации Коренных Малочисленных  Народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока Российской федерации: режим доступа: http://www.raipon.org/VIСЪЕЗДКМНССиДВРФ/tabid/522/Default.aspx

6. Официальный сайт  Думы Ханты-Мансийского Автономного  Округа – Югры: режим доступа: http://www.dumahmao.ru/top/tmc/assemblyoftherepresentativesofthenorth/;

7. Официальный сайт  Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры: режим доступа: http://www.admhmao.ru/people/zakon07.htm;

8. Пуртова В.Г. Участие  коренных малочисленных народов  Севера в России в политическом  процессе // Наука и инновации  в ХХI в: Научное издание. – 2006. – с.309-310;

9. Уилсон Э. Горнодобывающая  промышленность и коренные малочисленные народы в России: регулирование, участие и роль антропологов // Этнографическое обозрение. – 2008. - №3. – с. 17-28;

10. Хакназаров С.Х. Коренные малочисленные народы в условиях интенсивной эксплуатации энергетических ресурсов ХМАО: состояние и перспективы. – Томск: Издательство Томского университета, 2003. – 172 с.

 

 

 

 

Глоссарий

Фактория – это торгово-снабженческий и заготовительный пункт в отдаленных промысловых районах

 

Ассимиля́ция - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

 

Аборигены - исконное население территории, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство исключается), имеющее отдельных представителей, исповедующих древние религии. Часто представители этих народов живут в труднодоступных местах, или в горной местности.

 

Месторождение нефти и газа — скопление углеводородов (нефти, газа и газоконденсата) в одной или нескольких залежах, связанных территориально, общностью геологического строения и нефтегазоностности. Под территориальной связаностью нескольких залежей понимается общность их внешнего контура, то есть полное или частичное перекрытие их контуров в проекции на земную поверхность. Площадь месторождений нефти и газа обычно составляет первые десятки сотен км², известны и гигантские по площади месторождения, площадь которых более 1000 км². Для добычи используются нефтяные и газовые скважины. Газоносный горизонт обычно располагается выше нефтяного.

 

Особо охраняемые природные территории  — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

 

Не́дра — часть земного шара расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.

 

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

 

Приложение

Рекомендации

VI Съезда коренных малочисленных народов Севера,

Сибири и  Дальнего Востока Российской Федерации

 

24 апреля 2009 г.                г. Москва

 

VI Съезд коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее Съезд), полномочно представляющий 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее коренные малочисленные народы), заслушав выступления делегатов и участников Съезда о сложившемся социально-экономическом положении коренных малочисленных народов, обращается к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным межправительственным и неправительственным организациям, промышленным компаниям и организациям коренных малочисленных народов с призывом принять необходимые меры для реализации следующих рекомендаций:

Президенту  Российской Федерации

  • Поручить федеральным органам исполнительной власти:
  • внести изменения в земельное законодательство Российской Федерации в части реализации права коренных малочисленных народов на безвозмездное пользование землями различных категорий, а также природными ресурсами в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  • внести изменения в законодательство о недрах и недропользовании в Российской Федерации в части обеспечения реализации прав коренных малочисленных народов на сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни при разработке полезных ископаемых в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности с соблюдением принципа свободного, предварительного и осознанного согласия этих народов, а также на возмещение ущерба, причиненного исконной среде обитания коренных малочисленных народов, делающего невозможным занятие традиционной хозяйственной деятельностью;
  • провести комплексную оценку экологического, экономического и социального воздействия реализации государственных программ по разработке нефтегазовых месторождений и развитию гидроэнергетического комплекса на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока и прилегающем шельфе на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов;
  • обеспечить применение положений Декларации ООН о правах коренных народов в дальнейшем процессе совершенствование законодательства Российской Федерации.
  • Рекомендовать Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах проводить совместно с организациями коренных малочисленных народов ежегодный мониторинг нарушения прав коренных малочисленных народов;
  • Рекомендовать Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе создать консультативно-экспертный совет по проблемам малочисленных народов, в состав которых включить полномочных представителей малочисленных народов;
  • Внести в Федеральное Собрание Российской Федерации на ратификацию Конвенцию Международной Организации Труда № 169 от 1989 года «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»;

Информация о работе Институциональная система как основное направление социально-культурной политики развития коренных малочисленных народов Севера