Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:22, реферат
ИВзаимодействие нефтяных компаний и коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе развивается как конфликтное. Но уже более 10 лет предпринимаются попытки установить социальное партнерство между государством, бизнесом и общественными организациями коренных народов. В идеале оно может рассматри-иаться как «конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, "выгодное" каждой из сторон и в отдельности, и населению территории, где оно реализуется, в целом» (Никовская, Якимец 2003: 98). Аборигенам в их отношениях с нефтяными компаниями пока не удалось достичь паритета интересов.
Введение 3
1. Взаимодействие с нефтяными компаниями 5
2. Система взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера с органами власти 18
2.1. Взаимодействие с федеральными органами власти 18
2.2. Взаимодействие с региональными органами власти 21
2.3. Взаимодействие местными органами власти 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Глоссарий 35
Приложение 37
Федеральное агентство по образованию
Юридический факультет
Кафедра менеджмента
Реферат по дисциплине «Управление развитием территории»
на тему: «Институциональная система как основное направление социально-культурной политики развития коренных малочисленных народов Севера»
Выполнил:
Содержание
Многие территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов были заняты нефтяным освоением до принятия законов, защищающих права этих народов. Значительная их часть оказалась занятой промышленными объектами, что, закрепляя приоритет прав на определенные участки этих территорий нефтяников, уже препятствует установлению равных отношений. В то же время, в такого рода ситуациях, согласно нормам и принципам международного и национального права, гарантируются права именно коренных малочисленных народов. Возможно, более конструктивным было бы все же рассмотрение этих вопросов с точки зрения прав человека. Ведь закрепление коллективных прав в российском законодательстве является не самоцелью. Речь, однако, идет о том, что индивидуальные права аборигенов часто могут быть защищены только через их коллективные права, в первую очередь на территории традиционного природопользования. Использование же этих территорий другими природопользователями ни в коем случае не должно ущемлять конституционные права коренных малочисленных народов.
Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, а вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов и этнических групп является предметом совместного ведения Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В развитие конституционных положений федеральных законов, посвященных регулированию отношений в области образования общин коренных малочисленных народов Севера, создания территорий традиционного природопользования (далее - ТТП) этих народов.
Существенную роль в
процессе регулирования отношений
между нефтяниками и
Взаимодействие нефтяных компаний и коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе развивается как конфликтное. Но уже более 10 лет предпринимаются попытки установить социальное партнерство между государством, бизнесом и общественными организациями коренных народов. В идеале оно может рассматри-иаться как «конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, "выгодное" каждой из сторон и в отдельности, и населению территории, где оно реализуется, в целом» (Никовская, Якимец 2003: 98). Аборигенам в их отношениях с нефтяными компаниями пока не удалось достичь паритета интересов.
Эволюция организационной
структуры нефтегазового
На первой стадии эволюции нефтегазовых провинций, т. е. до того, как сделаны первые коммерческие открытия, очень высок геологический риск, но также высока потенциальная отдача. Эта стадия обычно длится несколько лет. Для ее начальных этапов характерна множественность организационных форм. Среди компаний, желающих принять на себя риск в рамках процесса разведки, присутствуют все типы компаний: крупные транснациональные, независимые, небольшие вновь пришедшие, равно как и государственные, которые приходят в поисках гарантированных источников поставок углеводородов. Критической временной точкой является момент первого коммерческого открытия.
На второй стадии — после первого крупного коммерческого открытия и до наступления зрелости провинции — компании стабильно делают открытия, месторождения выявляются чаще и более крупного размера (по мере роста и накопления геологических знаний). Удельные издержки снижаются. Начинается развитие необходимой инфраструктуры. Эффект экономии от масштаба усиливается как при развитии инфраструктуры, так и при освоении месторождений. Это создает преимущества крупным вертикально интегрированным компаниям (транснациональным и государственным) — они усиливают свои позиции. Экономия от масштаба благоприятствует развитию координации как в рамках крупных компаний, так и между ними. Независимые и небольшие вновь пришедшие компании постепенно вытесняются. На этой стадии крупные компании не придают значения малым объектам, поскольку ожидают более крупных открытий и более низких удельных издержек. После того, как нефтяная провинция уже хорошо разведана, риск значительно сокращается. Критический момент времени наступает тогда, когда размер новых открытий достигает пика.
На третьей стадии темп открытий стабилизируется, но вместе с тем выявляются месторождения все меньших размеров. Удельные издержки стабилизируются ввиду того, что вся основная инфраструктура уже создана. При этом основная инфраструктура в значительной степени профинансирована за счет крупных месторождений. На этой стадии экономия от масштаба все еще весьма значительна за счет преобладания добычи на крупных месторождениях. Более мелкие месторождения вводятся в разработку в той степени, в какой они удачно размещены вблизи уже созданной инфраструктуры. В нефтяных провинциях, находящихся на стадии зрелости, крупные ВИНК занимают доминирующие позиции. Это могут быть как транснациональные компании, так и компании с государственным участием, включая национальные нефтяные компании принимающей страны.
В результате в нефтегазовом секторе сырьевой территории доминирует несколько компаний, которые координируют деятельность как внутри компаний, так и во внешних контактах с другими компаниями. Независимые нефтяные компании и малые вновь приходящие компании на стадии зрелости имеют достаточно слабые позиции. Критический момент времени наступает тогда, когда добыча нефти в первый раз достигает своего пика. Это обычно означает, что добыча начинает смещаться от ускоренной разработки крупных месторождений к разработке относительно небольших месторождений.
С ростом зрелости становится очевидной неприемлемость ранее установленной модели функционирования и развития нефтегазового сектора. В частности, высокие издержки из-за ограниченной конкуренции становятся острейшей проблемой на стадиях, когда запасы нефтяных месторождений уменьшаются в размерах.
На четвертой стадии
открываемые месторождения
Рассмотренная выше динамика освоения нефтегазовых провинций принципиально важна с точки зрения учета интересов коренных малочисленных народов по следующим причинам:
- общая политика (подход)
взаимоотношений НГС и
- уровни рентных доходов НГС, часть которых может быть направлена на финансирование социально-экономических программ развития и адаптации коренных народов, существенно различается на разных этапах освоения нефтегазовых провинций; данное обстоятельство определяет возможности удовлетворения претензий КМН на часть рентных доходов при добычи ресурсов на ТТП;
- на разных этапах
освоения нефтегазовых
- коренным народам
приходится вступать в
Стадии освоения недр являются важным фактором с точки зрения учета интересов КМН, выработки с их стороны наиболее адекватной политики. Основные факторы, условия и особенности учета интересов КМН на различных стадиях освоения недр представлены в табл. 1.
Таблица 12
Особенности учета интересов КМН на различных стадиях
освоения нефтегазовых провинций и месторождений
Параметр |
Стадии эволюции | ||||||
|
Поисково-разведочная |
Ранняя добыча |
Зрелость |
Падающая добыча | |||
Основное влияние НГС на экологию |
Формирование инфраструктуры с учетом интересов КМН |
Освоение недр (строительство) сжигание попутного газа (ПНГ) |
Потенциаль-ные аварии на объектах НГС, ПНГ |
Потенциальные аварии на объектах НГС, ликвидационные работы, ПНГ | |||
=> Экологические издержки для КМН |
Низкие |
Высокие |
Высокие |
Снижение | |||
Потенциальная занятость КМН |
Слабое влияние |
Потенциально высокая |
Снижение |
Низкая | |||
Спрос на продукцию и услуги КМН со стороны НГС |
Низкий |
Повышенный (инвестиции) |
Высокий |
Низкий | |||
Потенциальные выгоды для КМН |
Низкие |
Рост |
Потенциально высокие (рента) |
Снижение | |||
Потенциальные возможности: | |||||||
- Возможности получения части ренты |
Нет |
Слабые |
Потенциально высокие |
Слабые | |||
- Возможности участие в строительных программах |
Растущие |
Высокие |
Слабые |
Нет | |||
- Возможности для оказания «потреби-тель-ских» услуг |
низкие |
высокие |
высокие |
снижение | |||
Политика НГР |
Участие в контроле и мониторинге программ адаптации и развития, экономических соглашений |
Экологический мониторинг: обучение КМН, активное участие КМН |
Экологичес-кий мониторинг |
Экологический мониторинг | |||
Особенности государственного регулирования освоения недр |
Стандарты и регламенты для ГРР (с акцентом на экологию) |
Стандарты и регламенты для процессов разработки недр |
Стандарты и регламенты для процессов добычи |
Ликвидационные работы, рекультивация земель | |||
Приоритеты в политике КМН |
Переговоры, экологический мониторинг |
Мониторинг выполнения соглашений, участие в строительстве |
Претензии на часть ренты, услуги для НГС |
Экологический мониторинг | |||
Формирование партнерских отношений | |||||||
— КМН и государство |
Экологический мониторинг, программы развития и адаптации |
Экологический мониторинг |
Экологичес-кий мониторинг |
Экологический мониторинг | |||
-КМН и НГС |
Потребительские услуги, экономические соглашения |
Производ-ствен-ные услуги |
Производ-ствен-ные услуги |
Потребительские услуги |
Важнейший аспект реализации прав коренных народов, связан с организацией и функционированием общин КМН. Опыт ХМАО свидетельствует о том, что общины (как они определены в Федеральном законе) являются первой ступенью в организации и самоорганизации аборигенов. По мнению Председателя Департамента по вопросам малочисленных народов Севера Администрации ХМАО А. Райшева, общину необходимо организовать в корпорацию, экономическую структуру, где они могли бы сообща решать свои проблемы.28 Для успешной реализации такого подхода необходимо создать соответствующую инфраструктуру:
- необходимо создать основу для деятельности самих общих, то есть организовать приемные пункты, чтобы общины не могли зависеть от приемных рыбодобывающих заводов или перекупщиков.
- требуется организация цехов по переработке дикоросов и рыбы;
- при реализации продукции необходимо освободить коренные народы от поисков мест сбыта, чтобы они занимались традиционным природопользованием (рыболовство, охота, сбор дикоросов).
Например в ХМАО, Корпорация общин малочисленных народов Севера Югры была создана распоряжением Правительства в ноябре 2003 года. По состоянию на середину 2004 года в нее вошли 10 из 62 национальных общин Югры. Главной задачей организации стало создание приемных пунктов в местах компактного проживания аборигенов для сбора продукции их традиционной деятельности.29 Потенциальные потребители продукции найдены в Германии и странах Прибалтики. Но в первую очередь предполагается насыщение местного рынка.
Основу комплекса по переработке дикоросов в ХМАО составят два завода. Производственные мощности по переработке ягод, грибов и орехов будут созданы в поселке Междуречинский (Кондинский район) и городе Ханты-Мансийск. В столице Югры планируется разместить сразу три производственных комплекса: по переработке дикоросов, рыбы и оленьего мяса. Заводы будут работать при непосредственном участии Корпорации, занимающейся приемом, хранением, транспортировкой, переработкой и сбытом продукции, добытой жителями округа.
Развитие действующего законодательства в области ТТП должно быть направлено на:
- четкое определение правового статуса ТТП;
- разграничение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в формировании таких территорий;
- устранение
декларативности, пробельности
Первоочередные шаги по развитию законодательства о ТТП могут быть связаны со следующим: