Институциональная система как основное направление социально-культурной политики развития коренных малочисленных народов Севера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

ИВзаимодействие нефтяных компаний и коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе развивается как конфликтное. Но уже более 10 лет предпринимаются попытки установить социальное партнерство между государством, бизнесом и общественными организациями коренных народов. В идеале оно может рассматри-иаться как «конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, "выгодное" каждой из сторон и в отдельности, и населению территории, где оно реализуется, в целом» (Никовская, Якимец 2003: 98). Аборигенам в их отношениях с нефтяными компаниями пока не удалось достичь паритета интересов.

Содержание

Введение 3
1. Взаимодействие с нефтяными компаниями 5
2. Система взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера с органами власти 18
2.1. Взаимодействие с федеральными органами власти 18
2.2. Взаимодействие с региональными органами власти 21
2.3. Взаимодействие местными органами власти 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Глоссарий 35
Приложение 37

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

 Главной задачей  Съезда является сохранение и  развитие данных народов, их  традиционных культур и традиционного образа жизни как неотъемлемой составляющей этнокультурного многообразия народов России. Съезд отмечает, что в последнее время федеральными органами государственной власти ведется законотворческая деятельность, направленная на обеспечение устойчивого социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Съезд обращает внимание, что  до настоящего времени  остаются   нерешенные проблемы, препятствующие устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их успешной адаптации к современным условиям, в том числе:

- недостаточно эффективное  управление в области комплексного  решения задач устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

- отсутствие эффективных  механизмов вовлечения коренных  малочисленных народов Севера, Сибири  и Дальнего Востока Российской  Федерации в процесс выработки и принятия органами власти решений в целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов с учетом принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов, провозглашенного Декларацией ООН о правах коренных народов;

- несовершенство законодательства  в связи изъятием ряда норм, гарантировавших коренным малочисленным  народам Севера, Сибири и Дальнего  Востока особые права в соответствии  с Конституцией Российской Федерации;

- невозможность реализации  права пользования землями различных  категорий и иными природными  ресурсами, необходимыми для ведения  и сохранения традиционного образа  жизни, хозяйствования и промыслов  коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в связи с их распределением на основе конкурсов и аукционов.

Съезд, обращается к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству  Российской Федерации, органам законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным правительственным и неправительственным организациям с призывом принять необходимые меры по выполнению поставленных задач4.

Выработаны рекомендации Президенту Российской федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству  Российской Федерации, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным межправительственным и неправительственным организациям, промышленным компаниям и организациям коренных малочисленных народов.5

2.2. Взаимодействие с региональными органами власти

Многие территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов были заняты нефтяным освоением до принятия законов, защищающих права этих народов. Значительная их часть оказалась занятой промышленными объектами, что, закрепляя приоритет прав на определенные участки этих территорий нефтяников, уже препятствует установлению равных отношений. В то же время, в такого рода ситуациях, согласно нормам и принципам международного и национального права, гарантируются права именно коренных малочисленных народов. Возможно, более конструктивным было бы все же рассмотрение этих вопросов с точки зрения прав человека. Ведь закрепление коллективных прав в российском законодательстве является не самоцелью. Речь, однако, идет о том, что индивидуальные права аборигенов часто могут быть защищены только через их коллективные права, в первую очередь на территории традиционного природопользования. Использование же этих территорий другими природопользователями ни в коем случае не должно ущемлять конституционные права коренных малочисленных народов.

Изучение ситуации в  ХМАО демонстрирует определенный прогресс в этой сфере, хотя и показывает существование  проблем и конфликтных ситуаций. Здесь сложилась такая ситуация, что именно благодаря нефтяникам был закреплен особый правовой статус аборигенов. Принятие законов, регламентирующих отношения в сфере недро- и природопользования, было продиктовано необходимостью защитить интересы недропользователей, а уже потом - коренных народов. В конце 1990-х годов, когда в Сургутском районе была приостановлена выдача документов на родовые угодья (государственно-правовое закрепление прав аборигенов), единственным юридическим документом, подтверждающим существование аборигенов на их землях, стали экономические соглашения с нефтяниками. Аборигены говорят: "Раз они заключили с нами соглашение, значит, они нас признают". "Признание" со стороны нефтяников воспринимается ими кик более важное, чем государственно-правовое. Заслуживающим внимания экспериментом стал особый режим недропользования на некоторых месторождениях, где нефтяники и аборигены взаимодействуют особенно тесно. Сами аборигены часто предлагают в качестве правового механизма разрешения конфликта проведение экологической и этнологической экспертизы, как, например, жители пос. Нумто, которые написали об атом в письме губернатору округа летом 2007 г.

Конечно, огромную роль сыграло  движение коренных народов в защиту своих прав, начавшееся в конце 1980-х  годов. На волне перестройки удалось  принять "Положение о статусе родовых угодий" (1992 г.), которое закрепило права аборигенов на землю.

В ХМАО сложилась уже  определенная правовая база взаимоотношений  между нефтедобывающими корпорациями и представителями коренных народов, причем можно отметить, что в этом смысле округ опередил другие субъекты федерации, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера. Представители ХМАО еще 10 лет назад предлагали российскому правительству придать крупнейшему нефтедобывающему региону статус экспериментального "полигона", предназначенного для выработки нормативных документов по недропользованию, до появления федерального законодательства по этому вопросу.

Вопросы правового регулирования  недропользования остаются для аборигенов наиболее острыми и болезненными. В принятом в 1996 г. законе ХМАО "О недропользовании" было провозглашено: "Пользование недрами должно осуществляться в интересах всех народов Российской Федерации, населения автономного округа с учетом обеспечения экологической безопасности, сохранения окружающей природной среды и традиционного уклада жизни малочисленных народов Севера" (Статус 2005: 300, ст. 3).

Изучение опыта ХМАО в этой сфере показывает, что принцип  совместного ведения, провозглашенный  в Конституции, является очень важным. Органы власти субъекта федерации оказываются в большей степени знакомыми с проблемами коренных народов, но они же бывают заинтересованы в работе нефтяных компаний на своей территории, и и атом вопросе коренные народы могут апеллировать к центру как гаранту прав человека. Кроме того, излишняя централизация, о которой свидетельствует эволюция законодательства после 2004 г., может лишить власть "знания жизни".

В законе "Об изъятии  и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа" предусматривается согласование условий технических проектов промышленной разработки месторождений с владельцем родового угодья, причем в случае, если согласие не будет достигнуто, окончательное решение принимается правительством округа; за владельцем родового угодья остается право обжаловать такое решение в суде. Этим законом предусматривается также заключение договора недропользователя с владельцем родовых угодий.

Практика договорных отношений в округе увязана с  вектором развития отношений между  представителями коренных народов и нефтяными компаниями. За годы промышленного развития в ХМАО накопилось много претензий, в первую очередь связанных с невыполнением соглашений нефтяными компаниями, а для многих хантов и ненцев последние представляются важным источником пополнения семейного бюджета. Именно экономическая составляющая данных отношений является сегодня определяющей. Эти отношения могут измениться в связи с принятием в декабре 2006 г. нового закона "О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Здесь не место давать полную характеристику этого закона, остановлюсь лишь на одном его положении - содержании ст. 12 "Осуществление деятельности в границах территорий традиционного природопользования лицами, не являющимися субъектами права традиционного природопользования".

Ханты-Мансийский автономный округ стал первым субъектом Российской Федерации, где был определен  и реализован институт представительства  коренных малочисленных народов  в законодательном (представительном) органе государственной власти – в структуре Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет деятельность Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера.

Правовой основой для  создания Ассамблеи явился Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа, принятый 26 апреля 1995 года. Уставом закреплено, что депутаты Думы автономного округа, избранные по единому национально-территориальному избирательному округу, составляют Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера, ее председатель является заместителем Председателя Думы.

Ассамблея была впервые  сформирована в составе Думы второго  созыва (1996- 2000 гг.).

При проведении выборов  депутатов Думы второго созыва впервые  помимо обычных избирательных округов был образован многомандатный национально-территориальный округ, который охватывал всю территорию автономного округа и по которому баллотировались представители коренных малочисленных народов Севера.

 В соответствии с нормами статьи 37 и статьи 41 Устава Ханты-Мансийского автономного округа (в редакции от 26 апреля 1995 года № 4-оз) шесть депутатов Думы автономного округа, избранные по единому национально-территориальному округу, сформировали Ассамблею представителей коренных малочисленных народов Севера: Гоголева Т.С., Гребенбков В.И., Занкиев М.Я., Огульчанский Д.П., Пясецкий А.Д., Сондыков В.С.

Председателем Ассамблеи  был избран Сондыков Василий Семенович, ставший по должности заместителем Председателя Думы.

Первым составом Ассамблеи начата работа по созданию регионального законодательства по вопросам коренных малочисленных народов. За период работы Думы второго созыва в такие основополагающие нормативно-правовые акты, как Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа, законы автономного округа "О земле", "О недропользовании", "О разработке месторождений углеводородного сырья" и др. были внесены нормы, регулирующие основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Приняты программы Ханты-Мансийского автономного округа: программа "Жилье - аборигенам" на 1996-2000 годы и Программа обеспечения занятости населения из числа коренных малочисленных народов Севера на 1997-2000 годы.

12 марта 2006 года состоялись  выборы депутатов Думы четвертого  созыва (2006-2011 годы). В состав Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа в настоящее время входят: Айпин Е.Д., Андреева А.В., Гоголева Т.С.

Заместителем Председателя Думы – председателем Ассамблеи  является Айпин Еремей Данилович, заместитель председателя Ассамблеи - Гоголева Татьяна Степановна.

В развитии регионального  законодательства по защите прав коренных малочисленных народов Ханты-Мансийский автономный округ занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные этносы. Ассамблея сегодня продолжает эффективно работать над широким спектром требующих законодательного решения вопросов в области социально-экономического и культурного развития, защиты среды обитания, традиционного образа жизни и традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов автономного округа.

В соответствии с планом законопроектных работ за отчетный период Ассамблеей был разработан и  находится на стадии согласования проект закона "Об основах государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре".

В течение года депутаты Думы, входящие в состав Ассамблеи, принимали участие в плановых заседаниях Думы и работе постоянных комиссий Думы автономного округа.

Председатель Ассамблеи  Е.Д. Айпин в составе Рабочей  группы, созданной совместным распоряжением  Думы и Губернатора автономного  округа, принял участие в доработке  проектов законов "О внесении изменений  в Закон автономного округа "О  недропользовании" и "О внесении изменений в Закон автономного округа "О пользовании недрами на территории Ханты–Мансийского автономного округа – Югры для целей геологического изучения, разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых" (Проекты законов приняты в первом чтении на 30-м заседании Думы 20 февраля 2009 года, на 32-м заседании 29 апреля 2009 года приняты законы о внесении изменений).

В целях обеспечения  исполнения действующего законодательства и деятельности Департамента по вопросам малочисленных народов Севера автономного  округа в 2007 г. в отношении коренных малочисленных народов Севера в  округе принят 21 нормативный правовой акт, из них6:

- Законы автономного округа - 3;

- постановления Правительства автономного округа - 4;

- распоряжения Правительства автономного округа - 10;

- распоряжения Губернатора автономного округа – 4.

Полный перечень законодательных  актов приводится в Приложении 3.

Информация о работе Институциональная система как основное направление социально-культурной политики развития коренных малочисленных народов Севера