Государство как субъект управления общественными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявление проблем роли государства в процессах модернизации и управления обществом в настоящее время, что, несомненно, относится к числу наиболее актуальных для социо-гуманитарных наук. При рассмотрении выбранной темы ставим перед собой задачи:
1. Определение государства и его влияние на принятие решений;
2. Построение гражданского общества и правого государства;
3.Рассмотрение принцип разделения власти;
4.Рассмотрение основных форм осуществления функций государства;
5. Выявить примерное представление о деятельности Правительства РФ и основные признаки государственного аппарата.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство как субъект управления общественными процессами 4
1.1. Понятие государство 4
1.2. Понятие и необходимость государственного управления 6
Глава 2. Государственное образование 9
Глава 3. Государственная власть, виды государственной власти 11
Глава 4. Формы государства 18
Глава 5. Структура государственного аппарата Российской Федерации 21
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное муниципальное управление.docx

— 63.45 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит  из Председателя Правительства и  заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров. Деятельность его регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997г. 11

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

 б) обеспечивает проведение  в Российской Федерации единой  финансовой, кредитной и денежной  политики;

в) обеспечивает проведение единой государственной политики в  области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) проводит меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) проводит меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Деятельность Правительства  осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) федеральные министерства (по атомной энергии, внешних  экономических связей, внутренних  дел, иностранных дел, культуры. общего и профессионального образования, природных ресурсов и путей сообщения, связи, сельского хозяйства и продовольствия, финансов, экономики и др.);

2) государственные комитеты  РФ (по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических  структур, управлению государственным  имуществом Высший аттестационный  комитет, по делам молодежи, по  физической культуре и туризму,  земельным ресурсам и землеустройству,  кинематографии, по печати.);

3) иные федеральные органы  исполнительной власти (Федеральная  авиационная служба, Федеральная  архивная служба, Государственная  налоговая служба, Федеральная служба  лесного хозяйства, Федеральный  надзор по ядерной и радиационной  безопасности и др.).

В Конституции РФ 1993г. нет достаточно полного системно-структурного определения исполнительной власти. Основной Закон относит к федеральной исполнительной власти только Правительство РФ, а вся нижестоящая часть этой пирамиды оказалась вне конституционного поля.

Структура российского Правительства  не похожа ни на одну из существующих в  мире систем. Не похожа она на англосаксонскую  систему (Правительство все же собирается иногда в полном составе). Не похожа данная структура и на структуру  правительства в полупрезидентской  республике Франции, где официальными заседаниями Совета министров руководит  только президент. Положение Правительства  в Российской Федерации, когда ключевые министры подчинены непосредственно  Президенту, а Председатель Правительства  в отношении них не имеет руководящих  полномочий, уникально и неизвестно другим правительствам мира.

Понятием системы исполнительных органов власти или органов государственного управления как составной структурной  части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и  другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации. Кроме того, особую разновидность  органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке для непосредственного  обеспечения функционирования государственных  органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация  Президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  Федерации.

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной  и исполнительной властей.

Судебная власть имеет  следующие особенности: она осуществляется исключительно судом; объектом ее воздействия  является система общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для  государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора; равноправие сторон в судебном процессе. Организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи по морально-этическим параметрам, психофизиологическим критериям и тщательной их проверки на предмет наличия компрометирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать судья.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности  органов судебной власти: Конституционный  Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие  суды обшей юрисдикции; Высший Арбитражный  Суд и поднадзорные ему нижестоящие  арбитражные суды.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового  государства, способного обеспечить действенную  защиту прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции  РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Федерации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 "Судебная власть", является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 12 Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности, в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопределяют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами.

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры  в системе органов государственной  власти, поставила точку под попытками  ликвидировать прокуратуру как  орган общего надзора за исполнением  законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также  такая новая функция, как координация  деятельности органов внутренних дел  РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой  полиции, таможенных органов РФ и  других правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, механизм современного Российского государства - это закрепленная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми  актами Российской Федерации система  государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные процессы, а также способами реализации задач и функций государства. Принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и  требования, лежащие в основе его  построения и функционирования. Они  раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма.

К общим конституционным  принципам организации и деятельности механизма современного Российскою государства относятся: народовластие. гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в  России - это обособленная и специфическая  форма власти президентской. Президентская  власть, поглощая частично функции  собственно исполнительной власти, стоит  над этой властью, подчиняет и  контролирует ее. Тем не менее, президентская  власть не тождественна исполнительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установленной Конституцией РФ и федеральными законами, Правительство  РФ самостоятельно решает вопросы и  несет полную ответственность за свои действия. Таким образом, в России создается "полицентричная" система  исполнительной власти. Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно завышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдерживание, согласованность  и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.

Государство в современном  мире  является необходимым субъектом  процессов модернизации и управления обществом; более того – в настоящее  время осуществление перманентной модернизации является одной из важнейших  функций государства, жизненно необходимых  для социума.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации. М.: Юрист, 1999

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994г., N 13, ст. 1447

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997г., N 51, ст. 5712

4. Федеральный закон от 10 февраля 1999г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный

 закон "О прокуратуре  Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999г., N 7, ст. 878

5. Федеральный закон от 31 июля 1995г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995г., N 31, ст. 2990

6. Дмитриев Ю.А., Измайлова  Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности  в деятельности органов государственной  власти // Государство и право. 1996. № 4

7. Комаров С.А. Общая  теория государства и права:  Учебник. - 3-е изд., переработанное  и дополненное. - М.:Юрайт, 1997.

8. Комментарий к Конституции  Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

9. Конституционное законодательство  России / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 1999

10. Скуратов Ю., "Полномочия  прокуратуры во взаимоотношениях  с судебной системой".// "Российская  юстиция", 1999, N 3

11. Спиридонов Л. И. Теория  государства и права. - М.: "Фирма Гардарика" 1996.

12. Теория государства  и права: Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юрист, 1999.

13. Теория государства  и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1999.

14. Хесин Б.Л. Механизм  государства: понятие, принципы  организации и деятельности: Лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия  МВД России, 2001.- 50с.

15. Хесин Б.Л. История  формирования общетеоретического  понятия "механизм государства"  в отечественной юридической  литературе //Проблемы юридической  науки и практики в исследованиях  адъюнктов и соискателей: Сб. научных  трудов. - Н. Новгород, 2001. - Вып. 7. - С. 162.

16. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992

 

1 Конституция РФ// Российская газета. 1993. № 237

2 Марченко М.Н. - Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Проспект, 2009. С 123.

 

 

3Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- С. 29..

4 См: Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. Государство и право. 1994. №7. С.34.9

5 См: Российская газета. 1997. 6 янв.

6 Философская энциклопедия М.1970 . Т.5. С.418

2 Каск Л.И. Функции  и структура. Л.1969. С. 4.

7 Ракитская И.Ф.Теория государства СПб, 1999г

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами