Государство как субъект управления общественными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявление проблем роли государства в процессах модернизации и управления обществом в настоящее время, что, несомненно, относится к числу наиболее актуальных для социо-гуманитарных наук. При рассмотрении выбранной темы ставим перед собой задачи:
1. Определение государства и его влияние на принятие решений;
2. Построение гражданского общества и правого государства;
3.Рассмотрение принцип разделения власти;
4.Рассмотрение основных форм осуществления функций государства;
5. Выявить примерное представление о деятельности Правительства РФ и основные признаки государственного аппарата.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство как субъект управления общественными процессами 4
1.1. Понятие государство 4
1.2. Понятие и необходимость государственного управления 6
Глава 2. Государственное образование 9
Глава 3. Государственная власть, виды государственной власти 11
Глава 4. Формы государства 18
Глава 5. Структура государственного аппарата Российской Федерации 21
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное муниципальное управление.docx

— 63.45 Кб (Скачать)

   В связи с принятием  России в Совет Европы теперь  юрисдикция Европейского Суда  распространяется и на территорию  России. Это теперь высший судебный  орган для России, и ее граждан.

   Принцип разделения  властей в сегодняшней России  признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере  применяется в построении и  функционировании государственных  институтов. Создание нормально  функционирующего механизма сдержек  и противовесов — одна из  важных задач России.

   По общему правилу,  вытекающему из разделения властей,  законодательная и исполнительная  власти не должны подменять  друг друга и не должны вторгаться  в осуществление функций, зарезервированных  за каждой из них. Однако  преобладающая в ряде стран  тенденция к укреплению исполнительной  власти в значительной мере  связанна с двумя факторами.  Во-первых, усложнение и ускорение  общественной жизни требует быстрых  и оперативных решений по жизненно  важным вопросам. Более приспособлена  для их принятия исполнительная  власть. Во-вторых, слабость исполнительной  власти, чрезмерное вмешательство  парламента в сферу правительственной  деятельности неизбежно влечет  за собой правительственную нестабильность  и чехарду, что может привести  к серьезным политическим осложнениям.  Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во  Франции (1946-1958 гг.).

   Принцип разделения  властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой  частью любого демократического  государства. Надо иметь в виду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

 

 

 

 

 

  1. ФОРМЫ ГОСУДАРТСВА

      На рубеже 60-70 –х. гг. под функцией понимался  «способ поведения, присущий какому  либо объекту и способствующий  сохранению существование этого  объекта или той системы, в  которой он входит»6. На этом основании Л. И. Каск писал; Функции какого-либо объекта – это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений.2

В правовой литературе под  формами осуществления функций  государства понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма  государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельности органов государства, посредством которой реализуется его функции.

  Согласно первому  критерию, основными формами осуществления  функций государства является; 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

  Законодательная деятельность  заключается в издании представительными  и законодательными органами  законов, обязательных для исполнения  всеми государственными органами, общественными объединениями, органами  местного самоуправления, должностными  лицами и гражданами.

 Согласно Конституции  РФ, правом издавать федеральные  законы наделено Федеральное  Собрание – парламент России.

 Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой   основанную на законах оперативную,  повседневную реализацию органами  исполнительной власти функций  государства в сферах  развития  экономики и культуры, социального  обеспечения и здравоохранения,  транспорта и связи, охраны  общественного порядка и обороны  страны и т.д.

   Судебная деятельность: охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

 Контрольно-надзорная  деятельность-это выполнение функций  государства посредством действия  всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью.

  Деление форм осуществления  функций государства на правовые  и организационные не означает  умаления или тем более отрицания  первостепенной организующей роли  права в общественной жизни.

Правовые нормы всегда являются организационными. Однако далеко на все организационные формы  – правовые.

 Под правовыми формами  осуществления функций государства  понимается однородная по своим  внешним признакам (характеру  и юридическим последствиям) деятельность  государственных органов, связанная  с изменением юридических актов.  Соответственно этому в правовым  формам реализации функций государства  относятся правотворческая деятельность  и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется  на оперативно – исполнительную  и правоохранительную.

 Правотворческая деятельность  – это форма осуществления  функций государства питьем изменения  нормативных актов, издания или  санкционировании, изменения или  отмены юридических норм. Важнейшая  сословная часть, ядро правотворчества  (нормотворчества) – законодательной  деятельность.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных  органов по выполнению законов и  подзаконных нормативных актов  путем изменения права. В правоприменительной  деятельности, как отмечалось, выделяется оперативно –  исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность – представляет собой  связанную с повседневным разрешением  разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов  по осуществлению функций государства.

 Правоохранительная деятельность  – это форма осуществления  функций государства посредством  властной оперативной работы  государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

Государство, в общем, и  современное государство в частности  представляет собой политическую организацию  общества. Политические параметры государства  глубоко раскрывает сущность государства, хотя и далеко не исчерпывается ее. Не менее важно для понимания  сущность государства знание его  иных принципиальных свойств7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА ГОСУДАРТСВЕННОГО АППАРАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

1.Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

2.Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

3.Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4.Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы, и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

 Тесная взаимосвязь  функций государства и его  механизма обусловливает необходимость  структурно-функционального подхода  к изучению государственного  механизма.

Структурно-функциональный подход - одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры  и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура  механизма государства должна рассматриваться  в неразрывной связи с его  деятельностью по выполнению государственных  функций.

Структурно-функциональный анализ механизма современного Российского  государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов - государственных органов и их системных образований, как они  закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей  структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые  составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функционального  анализа, можно классифицировать следующие  виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского  государства.

Президент Российской Федерации  приносит присягу на верность Конституции. При этом никакой политической ответственности  за ее нарушение не несет. Дело в  том, что, согласно ст. 93 Конституции  РФ, основаниями отрешения Президента от должности являются совершение им государственной измены или иного  тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конституции в  этом перечне отсутствует. Действующая  Конституция РФ устанавливает такие  основания для постановки вопроса  об отрешении, при которых оно  практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был  избран человек, способный совершить  государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее  преступление небольшой или средней  тяжести, не может быть отрешено от должности 8.

Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое  состоит из двух палат - Совета Федерации  и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: По одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит  из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Кроме того, к ведению  Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между  субъектами Федерации; утверждение  указов Президента Российской Федерации  о введении военного или чрезвычайного  положения; принятие решения о возможности  использования Вооруженных Сил  России за пределами ее территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной  Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации; решение вопроса  о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом; объявление амнистии и другие вопросы.

Система представительных и  законодательных органов государственной  власти как составная структурная  часть механизма Российского  государства, наряду с Федеральным  Собранием, включает в себя также  законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации 9.

Государственная Дума не реализует  до конца механизмы контроля над Президентом. Правительством и исполнением принятых ею федеральных законов. Такое мощное оружие во взаимодействии с Правительством, как ответственность Правительства перед парламентом и вынесение ему вотума недоверия может быть использовано Думой лишь с определенной степенью свободы, так как в этих условиях она постоянно находится под угрозой роспуска. Президент может намеренно распустить Думу, предлагая ей на пост Председателя Правительства три кандидатуры, которые заведомо не приемлемы для нее. Конституцией, при этом, не регламентировано, что это должны быть различные кандидатуры. Пределы и направления нормотворчества Президента законодательно не определены, и это положение толкуется расширительно, позволяя главе государства принимать решения по любым вопросам. По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на нынешний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и первичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утверждаются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписываются и обнародуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Процедура формирования Совета Федерации, который наполовину состоит из представителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Президенту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юридической литературе часто отмечается, что парламент является важнейшим институтом в триаде разделения властей, значение Государственной Думы постоянно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной власти 10.

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами