Государство как субъект управления общественными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявление проблем роли государства в процессах модернизации и управления обществом в настоящее время, что, несомненно, относится к числу наиболее актуальных для социо-гуманитарных наук. При рассмотрении выбранной темы ставим перед собой задачи:
1. Определение государства и его влияние на принятие решений;
2. Построение гражданского общества и правого государства;
3.Рассмотрение принцип разделения власти;
4.Рассмотрение основных форм осуществления функций государства;
5. Выявить примерное представление о деятельности Правительства РФ и основные признаки государственного аппарата.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство как субъект управления общественными процессами 4
1.1. Понятие государство 4
1.2. Понятие и необходимость государственного управления 6
Глава 2. Государственное образование 9
Глава 3. Государственная власть, виды государственной власти 11
Глава 4. Формы государства 18
Глава 5. Структура государственного аппарата Российской Федерации 21
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное муниципальное управление.docx

— 63.45 Кб (Скачать)

Хотелось бы отметить, что  правовое государство - это такое  государство, в котором создаются  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с  помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений2.

Гражданское общество - это спутник  правового государства, т.е. правовое государство, появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.

 «Взаимоотношения государства  и гражданского общества являются  наиболее серьезным фактором  развития социального организма  в целом. Понимание комплекса  отношений этих контрагентов  означает обнаружение возможностей  трансформации общественной системы,  ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов»3

Процесс становления государства  лучше всего прослеживается на примере  превращения "военно-демократической" формы управления обществом в  политическую. Грабительские войны, приводя к обогащению родоплеменной  аристократии, одновременно укрепляли  ее социальные позиции. Исподволь создавался аппарат насилия, в первую очередь  в лице дружины - профессиональных воинов, потерявших связь со своими родами и общинами. Органы управления обособлялись от остального общества. Там, где народное собрание еще функционировало, оно  превращалось в фикцию или в военную  сходку. Военно-демократические системы  управления перерастали в военно-иерархические  или военно-олигархические.

В настоящее время большинство  исследователей согласно, что военно-демократические  структуры не переходили непосредственно  в государственные, а сменялись  иными, еще догосударственными, но основанными  уже на отстранении большинства  населения от управления обществом. В обществах с подобными предгосударственными структурами процесс классообразования  не завершился и противоречия в нем  еще не приняли антагонистического характера. Рядовое свободное население  по-прежнему составляло большинство  и владело средствами производства, эксплуатация его носила преимущественно  скрытый и косвенный характер, однако оно уже было отстранено от управления общественными делами.

К числу подобных обществ, возможно, относятся "варварские государства" Западной Европы 5-7 веков, Гана 7-11 веков, государственные образования Восточной  Африки, общество чибча-муисков в  середине 16-го века, "номовые государства" древнего Шумера.

Именно в подобных предгосударственных  структурах происходит дальнейшее формирование аппарата принуждения и развитие тех институтов и учреждений, которые  являются определяющими для государства: территориального деления общества, публичной власти, не совпадающей  непосредственно с народонаселением, налогов.

Замена родоплеменного деления  общества территориальным облегчалась  перемешанностью родов и племен, особенно усилившейся в эпоху  классообразования. Важность этой замены заключалась не только в ликвидации основы влияния родоплеменной аристократии, но главным образом в том, что  территориальное деление подрывало  традиции родоплеменной солидарности. Поэтому введение территориального принципа деления общества в некоторых случаях может рассматриваться как условный рубеж, знаменующий возникновение государства.

Правда, во многих ранних государствах Африки, а также в государственных  образованиях кочевников долго сохранялось  деление общества по родоплеменному принципу, однако именно в них общественное развитие происходило замедленными темпами.

По мере углубления процессов  общественной дифференциации происходит формирование органов публичной  власти: постоянного войска, судов, тюрем, бюрократии, и их обособление  от остального общества. Очень часто  этот аппарат вырастает исподволь  из дружины военного вождя, а условия  завоевания могут способствовать его  сравнительно раннему появлению.

Что касается налогов, то они  возникают из добровольных затрат на отправление вождем и его приближенными  общественно-полезной функции и  вводятся обычно по мере становления  аппарата принуждения. Другим их источником является данничество. Поэтому введение регулярных налогов в некоторых  обществах можно считать одним  из важнейших признаков того, что  государство уже возникло. Не случайно также введение налогов встречало  сопротивление, и их нередко приходилось  собирать с помощью военной силы.

Развитие всех этих учреждений и институтов облегчает эксплуатацию соплеменников, которая в большинстве  случаев постепенно становится теперь главной и ведущей формой эксплуатации, и способствует отчуждению у них прибавочного продукта в пользу формирующегося класса эксплуататоров. Таким образом, различные предгосударственные структуры являются своеобразным катализатором, ускоряющим процесс классообразования и способствующим его завершению. А с расколом общества на совершенно противоположные и разные классы они сменяются настоящими политическими структурами, главной задачей которых отныне становится подавление угнетенных слоев и классов общества.

И эта сила, родившаяся из самого общества, но жестко ставящая себя выше его, все сильнее и дальше отчуждающая себя от общества, и  есть государство.

 

  1. ГОСУДАРТСВЕННАЯ ВЛАСТЬ, ВИДЫ ГОСУДАРТСВЕННОЙ ВЛАСТИ

Власть не единственный вид  общественной власти. Власть присуща  любой организации, более или  менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна  как для классового, так и бесклассового  общества, как для общества в целом, так и различных сословных  его образований. Соответственно принято  различать виды власти: власть рода, племени, общины, политическую (государственную), экономическую, различных общественных объединений, родительскую, церковную.

     «Государственная  власть в Российской федерации  осуществляется на основе разделения: Законодательную, Исполнительную и Судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция РФ ст.10

   Принцип разделения  властей становится одним из  эпицентров решения вопроса о  демократическом обустройстве общества  Российского государства. В этих  условиях чрезвычайно знать, в  чем значимость его для сегодняшней  Росси, как он реализуется и  почему его сохранение и реализация  — одна из важнейших предпосылок  продвижения Росси по пути  демократии.

   Идеальных демократических  форм государственного режима  в реальной действительности  не существует. В том или ином  конкретном государстве присутствуют  различные по своему содержанию  методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить  наиболее общие черты, присущие  той или другой разновидности  государственного режима.

   Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность  на принципах, составляющих основы  конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека  — обязанность государства. Для  исключения противоправной узурпации  власти и попрания прав и  свобод, устанавливается принцип  разделения властей.

  Ю.А.Дмитриевым, который  в последнее время пришел, по  сути, к противопоставлению государственной  и политической власти. Утверждая,  что «полем действия» первой  «является собственно государство  и его органы», «полем реализации» второй, «наоборот, выступает преимущественно гражданское общество»4

    В Российской  Федерации носителем законодательной  власти и представительным органом  является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено  Правительство РФ. Правосудие осуществляют  суды, а судебная власть реализуется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного  судопроизводства. Вроде бы все  ветви власти имеют своих представителей.

 Законодательная  власть:

    Парламент Российской  Федерации — Федеральное собрание  — состоит из двух палат.  Это Государственная Дума, депутаты  которой избираются населением  страны путем всеобщих, равных  и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который  выбирается путем косвенных выборов  и включает представителей субъектов  Федерации (по два от каждого  субъекта). Поскольку органом общенародного  представительства является Государственная  Дума, то именно на эту палату возложен контроль над деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

   Государственная  Дума единственный законодательный  орган страны. Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной  основе. Депутаты Федерального Собрания  обладают неприкосновенностью в  течение всего депутатского срока.  Федеральное Собрание постоянно  действующий орган.

    В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные  направления деятельности Федерального  Собрания. В этих статьях проявляется  принцип сдержек и противовесов  президенту и правительству. Так,  например, без согласия Федерального  Собрания не могут быть назначены  на свои должности судьи высшего  звена, Председатель Правительства  и т.д.

   Федеральное Собрание  рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет;  федеральный сбор налогов и т.д.

   Все эти полномочия  Федерального Собрания направлены  на недопущение чрезмерного усиления  исполнительной власти и Президента.

Исполнительная власть:

  «Исполнительную власть  Российской Федерации осуществляет  Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции  РФ.

  Председатель Правительства  РФ назначается Президентом России  с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления  принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

   Правительство Российской  Федерации обладает широкими  полномочиями по осуществлению  внутренней и внешней политики  государства. Статья 114 Конституции  перечисляет полномочия Правительства.

   Правительством Российской  Федерации осуществляется разработка  государственного бюджета, проведение  финансовой, социальной и экономической  политики. Осуществляет меры по  обороне страны и защите прав  населения.

   Механизм парламентской  ответственности Правительства  описан в российской Конституции  в общих чертах. Необходима его  детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт  ответственности — обоюдоострое  оружие. Его может использовать  как Дума, отказывая в доверии  правительству, так и исполнительная  власть, угрожая прибегнуть к  досрочным выборам.

   Сильная исполнительная  власть в России нужна. Но  также нужен и механизм взаимных  сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть  доминирующей в системе государственных  органов. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается  достаточно ясно. Также это отвечает  общим тенденциям усиления исполнительной  власти во всем мире.

 

 

Судебная власть:

    Согласно Конституции  и Федеральному конституционному  закону «О судебной системе  Российской Федерации»5, правосудие в Российской  Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону

      К сожалению,  все еще традиционно слабым  местом остается в России судебная  власть. Прокламированные Конституцией  принципы судоустройства и судопроизводства  реализуются с трудом. И в данном  случае ощущается противодействие  и давление со стороны других  ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии  судьи, как то несменяемость,  неприкосновенность, независимость  и т.д., они очень часто не  могут полностью обеспечиваться  из-за отсутствия технической  и материальной базы. (Так закон  о статусе судей, в котором  говорится, о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

   По Конституции  РФ судебная власть является  трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный  суд РФ, Высший Арбитражный Суд,  Конституционный Суд.

   Верховный суд  является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным  и иным делам (ст. 126).

   Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным  органом по разрешению экономических  споров (ст. 127).

   Конституционный  Суд призван осуществлять контроль над всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами