Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:05, реферат
В своей работе я наглядно продемонстрирую формы социальной поддержки безработных граждан, оказываемые государством через службу занятости населения. Основываясь на опыте работы в Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по Московской области, остановлюсь на спорных моментах, чаще всего возникающих в практике, попытаюсь выявить недостатки сложившейся законодательной системы, регулирующей социальную поддержку безработных граждан.
ГЛАВА 1 Правовой статус безработного.
1.1. Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными.
1.2. Права и обязанности безработного.
ГЛАВА 2. Гарантии социальной поддержки.
2.1. Пособие по безработице.
2.2. Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости.
2.3. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
2.4. Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах
2.5. Материальная и иная помощь безработным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Нормативные акты..
Список использованной литературы..
На тему: «Государственные
гарантии социальной поддержки
безработных граждан»
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Правовой статус
безработного.
1.1. Понятие безработного.
Порядок регистрации
1.2. Права и обязанности
безработного.
ГЛАВА 2. Гарантии социальной
поддержки.
2.1. Пособие
по безработице.
2.2. Выплата
стипендии безработным
2.3. Возмещение
затрат в связи с добровольным
переездом в другую местность для
трудоустройства по предложению органов
службы занятости.
2.4. Участие
безработных граждан в
2.5. Материальная
и иная помощь безработным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Нормативные акты..
Список использованной
литературы..
ВВЕДЕНИЕ
Экономические преобразования
в Российской Федерации последнего
десятилетия, связанные с переходом
к рыночной экономике, привели к
существенным изменениям в общественных
отношениях, в том числе в области
трудоустройства и занятости. Долгие
годы в нашей стране обеспечивалась полная
занятость населения. Конституция СССР
1977 года закрепляла не только право на
труд, но и обязанность трудиться. За уклонение
от работы в разные периоды устанавливалась
как административная, так и уголовная
ответственность. Возможность обеспечить
всех желающих рабочими местами основывалась
на плановом ведении хозяйства, расчетах
баланса наличных трудовых ресурсов и
рабочих мест с учетом планируемой производительности
труда.
Безусловно, такая
система имела свои положительные стороны,
но в силу ряда причин она не смогла, в
конечном счете, обеспечить достаточно
эффективное использование потенциала
трудовых ресурсов страны, привела к уравниловке
в распределении доходов, создала условия
для появления и роста скрытой безработицы,
снижения трудовой дисциплины, что резко
отрицательно повлияло на производительность
труда и жизненный уровень населения[1].
Изменения в экономике
вызвали процесс высвобождения
работников, что привело к появлению
больших групп длительное время
не работающего населения. В январе 1991
года “Основы законодательства СССР и
союзных республик о занятости населения”
признали как факт существование такой
категории лиц, как безработные, дали первое
определение занятости.
Всплеск безработицы
1990-1991 г. вызвал необходимость правового
регулирования данного явления, в связи
с чем в апреле 1991 года был принят Закон
РСФСР «О занятости населения в РСФСР».
Этот закон, обнаруживая
свои недостатки, и развиваясь в
динамике реформирования экономики и
изменений на рынке труда, претерпел семь
редакций. Настоящий Закон о занятости
определяет правовые, экономические и
организационные основы государственной
политики содействия занятости населения,
в том числе гарантии государства по реализации
конституционных прав граждан Российской
Федерации на труд и социальную защиту
от безработицы.
Тогда же, 4 июля 1991 года,
постановлением Совета Министров РСФСР
«Об утверждении временного положения
о Федеральной службе занятости
РСФСР и временного положения
о Государственном фонде занятости
населения РСФСР» была создана новая государственная
служба, призванная регулировать вопросы
занятости населения, обеспечивать социальную
поддержку безработных граждан.
Вопрос социальной
поддержки безработных на менее
актуален и в настоящее время. Многие
граждане, оставшиеся без работы, не могут
самостоятельно адаптироваться в условиях
современного рынка труда. Несмотря
на снижение уровня безработицы, эта проблема
существует до сих пор.
В своей работе я
наглядно продемонстрирую формы социальной
поддержки безработных граждан, оказываемые
государством через службу занятости
населения. Основываясь на опыте работы
в Департаменте федеральной государственной
службы занятости населения по Московской
области, остановлюсь на спорных моментах,
чаще всего возникающих в практике, попытаюсь
выявить недостатки сложившейся законодательной
системы, регулирующей социальную поддержку
безработных граждан.
В процессе подготовки данной дипломной работы мной было переработано большое количество литературы, в том числе периодических изданий. Работа построена в строгом соответствии с последними изменениями законодательства.
ГЛАВА 1 Правовой статус безработного
1.1. Понятие безработного.
Порядок регистрации
В первую очередь, прежде
чем говорить о социальных гарантиях
безработным, необходимо определить, что
подразумевается под понятием «безработный».
Дело в том, что для получения безработным
гражданином социальной поддержки государства,
необходимо наличие у него определенного
статуса. Если гражданин не занят какой-либо
деятельностью, то это еще не дает основания
называть его безработным. Опять же,
всегда существует категория граждан,
которые способны, могут, но не желают
трудиться. Это их право, принудительный
труд в нашей стране запрещен. По сути,
в общеупотребительном смысле они также
являются безработными, но социальная
поддержка государства направлена на
определенную группу незанятых граждан,
отвечающим определенным критериям. В
этой главе я попробую раскрыть понятие
безработного, каким его определяет законодатель,
показать, что необходимо для получения
статуса безработного, охарактеризовать
права и обязанности безработного.
В соответствии со ст.
3 Закона Российской Федерации от 19
апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2001)[2],
в дальнейшем – Закон о занятости,
безработными могут быть признаны только
трудоспособные граждане, которые не имеют
работы и заработка, зарегистрированы
в органах службы занятости населения
в целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого
определения можно выделить следующие
необходимые условия для
Разберем подробно
эти условия. Что же подразумевается
под трудоспособностью граждан?
Трудоспособность
граждан оценивается по двум критериям:
состояние здоровья и возраст. Так,
например, инвалид не может считаться
трудоспособным, если у него нет заключения
медико-социальной экспертной комиссии,
где конкретно указывается, какую работу
данный гражданин может выполнять, рекомендуемый
для него режим труда и отдыха. Граждане,
не достигшие трудоспособного возраста
(16 лет) или достигшие пенсионного возраста,
также не принадлежат к категории трудоспособных
граждан.
Под гражданами, не имеющими
работы и заработка, подразумеваются
граждане, не работающие и не имеющие
каких-либо форм доходов. Доходы могут
быть самыми разнообразными. Это не только
заработная плата, но и получение процентов
по ценным бумагам, получение дохода от
участия в хозяйственных товариществах
и обществах и т.д. На практике, при обращении
граждан в службу занятости, возникает
множество спорных вопросов по поводу
наличия у граждан доходов. Например, как
быть с акционерами обществ, являющихся
владельцами акций, по которым они получают
доход в виде дивидендов, и не имеющих
иных источников дохода. Ведь в действительности
эти дивиденды могут не обеспечивать и
минимального уровня жизни. Но, в соответствии
с законом, они не могут быть признаны
безработными, за исключением случаев,
если докажут, что не получают дохода по
акциям, владельцами которых являются.
Готовность приступить
к работе – такое условие, которое носит
чисто субъективный характер и определяет
отношение гражданина к труду, его желание
трудиться. Если гражданин обращается
в службу занятости не с целью поиска работы,
а с одним лишь намерением получать пособие
по безработице, то это четко проявляется
в многократных отказах от подходящей
работы, что дает право службе занятости
отказать в регистрации данному гражданину
или применить соответствующие санкции.
Одним из основных условий
получения статуса безработного является
регистрация гражданина в службе занятости
населения. Регистрация безработных граждан
осуществляется в соответствии с Порядком
регистрации безработных граждан, утвержденным
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.04.1997г. № 458[3].
Регистрация трудоспособных
граждан, не имеющих работы и заработка
(дохода), ищущих работу и готовых
приступить к ней, обратившихся в
органы по вопросам занятости осуществляется
в 3 этапа: первичная регистрация
безработных граждан, регистрация безработных
граждан в целях поиска подходящей работы
и, наконец, регистрация граждан в качестве
безработных;
Первичная регистрация
осуществляется в целях учета
общей численности безработных
граждан, обратившихся в органы по вопросам
занятости по месту жительства для
получения необходимой информации по
вопросам содействия занятости, без предъявления
ими каких-либо документов.
Регистрация безработных
граждан в целях поиска подходящей
работы осуществляется органами по вопросам
занятости населения по месту жительства
граждан со дня их личного обращения (2
ст.3 Закона о занятости и п. 2,4,7 Порядка
регистрации безработных граждан). Место
жительства определяется наличием паспорта
с отметкой о регистрации по месту жительства
или соответствующей справкой из органов
внутренних дел.
На практике большой
процент жалоб на органы службы занятости
подается именно при отказе в регистрации
граждан, не зарегистрированных по месту
жительства. Дело в том, что многие
имеют длительную регистрацию по
месту пребывания (6 или 12 мес.), и они
подводят место своего пребывания под
место постоянного проживания, т.е. место
жительства. По этому вопросу имеется
Определение Конституционного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 1998 года, в котором
говорится о правомерности данного ограничения
в целях исключения злоупотребления правом,
которое может выражаться в получении
пособия одновременно в нескольких местах.
Для осуществления
регистрации безработным
- паспорт или иной
документ, заменяющими паспорт, которым
является удостоверение личности и свидетельство
о регистрации по месту жительства (справка,
выданная органами внутренних дел по форме
№ 9);
- трудовую книжку
или иные документы,
- документы, удостоверяющие
профессиональную квалификацию;
- справку о среднем
заработке (доходе, денежном довольствии)
за последние три месяца по
последнему месту работы (службы), оформленную
в установленном порядке (выдается работодателем).
Порядок определения среднего заработка
установлен Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской
Федерации от 17.05.2000г. № 38 «О порядке исчисления
среднего заработка в 2000-2001 годах»[4].
Впервые ищущие работу
(ранее не работавшие), не имеющие
профессии (специальности), предъявляют
паспорт или иной документ, удостоверяющий
личность, и документ об образовании.
Инвалиды, в дополнение
к указанным документам предъявляют
трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом
характере и условиях труда или индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданные
в установленном порядке.
Органы по вопросам
занятости в течение 10 дней со дня
регистрации гражданина в целях поиска
подходящей работы должны по возможности
предложить обратившемуся два варианта
подходящей работы, включая работу временного
характера или план самостоятельного
поиска работы, а впервые ищущему работу
(ранее не работавшему), не имеющему профессии
(специальности), - два варианта получения
профессиональной подготовки или оплачиваемой
работы, включая работу временного характера.
Согласно ст. 4 Закона
о занятости подходящей считается
такая работа, в том числе работа
временного характера, которая соответствует
профессиональной пригодности работника
с учетом уровня его профессиональной
подготовки, условиям последнего места
работы, состоянию здоровья, транспортной
доступности рабочего места. Как видим,
здесь четко выделяют четыре условия подходящей
работы. Остановимся на каждом из них.
Первое условие -
профессиональная пригодность гражданина,
которая определяется уровнем профессионального
образования, подтвержденным соответствующим
документом (дипломом, свидетельством);
продолжительностью (опытом) работы по
имеющейся профессии (специальности) и
по другим профессиям, приобретенным в
процессе трудовой деятельности, а также
уровнем квалификации (разряд, класс, категория).
Служба занятости,
подбирая гражданам подходящую работу,
учитывает квалификационные требования,
определенные квалификационными характеристиками
профессий рабочих, должностей руководителей,
специалистов и служащих, которые предъявляются
работодателями к работникам. При определении
профессиональной пригодности гражданина
к выполнению работы по вакантной должности
целесообразно пользоваться квалификационными
характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных
справочниках. Если гражданин имеет несколько
профессий, то поиск работы проводится
по каждой из них. При этом служба занятости
отдает предпочтение той профессии (специальности),
по которой гражданин работал перед обращением
в службу занятости, учитывает желание
гражданина и наличие вакансий на рынке
труда.
Информация о работе Государственные гарантии социальной поддержки безработных граждан