Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:37, контрольная работа
Цель контрольной работы – дать характеристику государственной системы охраны здоровья матери и ребенка, и выявить приоритетные направления.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- раскрыть социально-медицинские проблемы материнства и детства;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в трудовом праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в семейном праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в иных отраслях права;
- выделить государственные программы, направленные на охрану материнства и детства.
Введение ………………………………………………………………………… ..3
Социально-медицинские проблемы материнства
и детства………………………………………………………………….5
II. Формирование нормативно-правовой базы
по охране здоровья матери и ребенка…………………………………9
Охрана материнства и детства в трудовом праве……………..12
Охрана материнства и детства в семейном праве……………..20
Механизмы защиты интересов матери и ребенка
в иных отраслях права ………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..33
Согласно ст. 56 СК РФ защита
прав и интересов ребенка
Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).
Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.
Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.
Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.
Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.
В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[10].
______________________________
[10] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации - 13 октября 1997 г., №41 - Ст. 4705.
Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием.
Таким образом, государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов указанных уязвимых социальных групп стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.
V. Механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права.
Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд законодательных актов, которые образуют институт социального обеспечения, нормы которого направлены, в том числе, на охрану интересов материнства и детства: социальное обеспечение беременных женщин, женщин имеющих детей и т.д.
В защиту интересов и прав детей и женщин направлены нормы административного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях [11] в целях соблюдения и исполнения родителями их обязанностей по содержанию и воспитанию детей предусматривает:
- Статья 5.35. предусматривает такие меры административного наказания, как предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.
- Согласно статье 5.36. нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
______________________________
[11] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.
Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
- Статья 5.37. предусматривает санкции за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Ими являются наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
- Статья 6.10. содержит два состава правонарушений, объектом которых является здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание.
Объективную сторону правонарушения, составляют действия взрослых людей по совместному с несовершеннолетними распитию спиртных напитков или употреблению одурманивающих веществ. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ влечет уголовную ответственность по ст.151 УК РФ [12]. Субъектом указанных противоправных действий являются взрослые граждане, исключая родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Такое правонарушение с субъективной стороны характеризуется умыслом.
______________________________
[12] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // Собрание законодательства Российской Федерации.
К рассматриваемой категории лиц не применяются в качестве административного наказания административный арест – даже в исключительных случаях он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.
В общем, совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а также совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка являются одними из обстоятельств, смягчающими административную ответственность (ст.4.2. КАП РФ)
Аналогичная норма содержится и в уголовном законе (ст. 61 УК РФ).
Различным категориям женщин по УК РФ не назначаются наказания в виде:
- обязательных и исправительных
работ (не назначаются
- ограничения свободы
(не назначается беременным
- арест (не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет) (п.2 ст.54).
- пожизненное лишение
свободы не назначается
Такие меры призваны защитить права матери, в целях максимально долгого неотлучения их от детей. Ст. 82 предусматривает в целях защиты материнства и детства особые условия отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Так, осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.
В любом случае, для достижения поставленных целей и обеспечения действенного механизма защиты интересов материнства и детства не достаточно просто указание санкций в кодифицированных законодательных актах за нарушение данных прав и интересов. В совокупности должны действовать многие институты государства. Эффективно лишь совокупное применение норм института защиты материнства и детства. Только использование понятий и правомочий, мер и инструментов защиты возможно при совокупном анализа конституционного, семейного, трудового и иного законодательства РФ.
Заключение.
Матери и дети – это та категория населения любой страны, которые нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства, т.к. от них напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса – и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. В последнее десятилетие сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость. Вырос коэффициент смертности у женщин репродуктивного возраста, по-прежнему велика младенческая и материнская смертность. Существующая система социальной помощи семьям малоэффективна, в том числе и потому, что она ориентирована в основном на женщину-мать, а не на обоих родителей, то есть на семью в целом - семья же должна быть защищаема как единое целое.
Трудовое законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые должны неукоснительно соблюдаться.
Выводы:
1. Семья, материнство и детство охраняются в нашей стране Конституцией, международными и национальными правовыми актами. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь международных деклараций.
2. Материнство – это
реализованная способность