Государственная система охраны здоровья матери и ребенка в России. Приоритетные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – дать характеристику государственной системы охраны здоровья матери и ребенка, и выявить приоритетные направления.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- раскрыть социально-медицинские проблемы материнства и детства;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в трудовом праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в семейном праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в иных отраслях права;
- выделить государственные программы, направленные на охрану материнства и детства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… ..3
Социально-медицинские проблемы материнства
и детства………………………………………………………………….5

II. Формирование нормативно-правовой базы
по охране здоровья матери и ребенка…………………………………9

Охрана материнства и детства в трудовом праве……………..12

Охрана материнства и детства в семейном праве……………..20

Механизмы защиты интересов матери и ребенка
в иных отраслях права ………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Охрана материнства и детства контрольная.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

                Нормы-льготы также носят императивный характер, то есть пределы представленных льгот не могут быть сокращены (уменьшен объем) работодателем. Однако льготы могут быть дополнены внутренними льготами локальными актами организации, например, для беременных женщин может быть сокращен рабочий день.

              Согласно ст.255 ТК РФ женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

               Таким образом, минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 календарных дней, а максимальная - 194 календарных дня. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

               Часть первая ст.261 ТК РФ, запрещает увольнение по инициативе работодателя беременных женщин (кроме случаев ликвидации организации).                     По буквальному смыслу данной статьи, а также по смыслу, придаваемому ей правоприменительной, в том числе судебной, практикой, увольнение беременной женщины, как предусмотренная законом мера дисциплинарного взыскания в принципе невозможно, а расторжение трудового договора с таким работником рассматривается в силу этого как изначально незаконное.

                  Такого рода повышенная защита предоставляется законодателем беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда, с тем чтобы, с одной стороны, предотвратить возможные дискриминационные действия недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем необходимости предоставления им отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных законодательством гарантий и льгот в связи с материнством (гл.41 ТК РФ), а с другой - в силу того, что даже при наличии запрета отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч.4 ст. 64 ТК РФ), поиск работы для беременной женщины чрезвычайно затруднителен.

                Запрещение расторжения трудового договора по инициативе работодателя, касается и такой категории работников, как женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, за исключением увольнения по следующим основаниям (ч.3 ст.261 ТК РФ):

- в случае ликвидации организации;

- несоответствия работника занимаемой  должности или выполняемой работе  вследствие (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ):

а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

- неоднократного неисполнения  работником без уважительных  причин трудовых обязанностей, если  он имеет дисциплинарное взыскание  (п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ);

- однократного грубого  нарушения работником трудовых обязанностей (п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ).

                  Современное общество не может отказаться от использования детского труда, хотя бы потому, что нет возможности должным образом обеспечить и позаботиться обо всех детях, дать необходимое материальное обеспечение.

                 Действующее российское трудовое законодательство допускает использование детского труда, однако, только в соответствии с положениями ТК РФ. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет установлены законодателем в гл.42 ТК РФ, ряде специальных подзаконных нормативных актов. Нормы, регулирующие труд несовершеннолетних являются императивными и не могут быть изменены трудовым соглашением или локальным актом.

                 Трудовое законодательство устанавливает возможность вступления в трудовые правоотношения лишь с момента возникновения трудовой правоспособности. В соответствии со ст.63 ТК РФ такая правоспособность возникает у лиц достигших возраста 16 лет. Из этого правила сделаны исключения следующие исключения:

- во-первых, в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральными законами общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет;

- во-вторых, с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения;

- в-третьих, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

                Трудовое законодательство, по аналогии с охраной материнства, устанавливает для несовершеннолетних гарантии и льготы, которые можно сформулировать следующим образом:

- ограничение применения  труда лиц в возрасте до  восемнадцати лет на работах  с вредными и (или) опасными  условиями труда, на подземных  работах, а также на работах,  выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (ч.1 ст.265 ТК РФ);

 - запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет  (ст.268 ТК РФ);

- привлечение к работе  только после медицинского осмотра  (ст.266 ТК РФ);

- пониженные нормы  выработки (ст.270 ТК РФ);

- предоставление более  продолжительного отпуска (31 день) в удобное для него время  (ст.267 ТК РФ);

- ограничение возможности  «свободного» расторжение трудового  договора с работниками в возрасте  до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.269 ТК РФ).

                  На практике вышеназванные ограничения, гарантии, льготы широко нарушаются. Не оформляется заключение трудового договора с несовершеннолетним, а значит никак не визируется его рабочая деятельность. Выявить такие нарушения крайне сложно, т.к. они никак не документированы. В этой связи единственным выходом из решения проблематики можно назвать активность полномочных органов по охране труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Охрана материнства и детства в семейном праве.

            В 1995 г. был принят новый Семейный кодекс, нормы которого направлены на охрану и защиту прав и интересов семьи, в первую очередь детей. [8]

             Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье – естественной для него среде.

               Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» [9] устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 3 называет виды пособий:

- пособие по беременности  и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских      учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие  при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до   достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие  на ребенка.

  _________________________________________________________________            [8] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996г. - №1. - Ст. 16.

 

[9] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» //Собрание законодательства Российской Федерации - 22 мая 1995 г., - № 21, - Ст. 1929.

 

 

          Закрепленная в Конституции норма о равном праве и обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их раскрывается в главе 12 Семейного кодекса РФ. Обязанностью родителей является забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; обеспечение получения детьми основного общего образования (ст. 63). Более того, на родителей возлагается защита прав и интересов детей: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (ст. 64). Статья 65 определяет принципы и основы осуществления родительских прав. Так, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.).   

           Также защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

- статья 62. Несовершеннолетние  родители имеют права на совместное  проживание с ребенком и участие  в его воспитании. Несовершеннолетние  родители, не состоящие в браке,  в случае рождения у них  ребенка и при установлении  их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;

- статья 66. Осуществление  родительских прав родителем,  проживающим отдельно от ребенка;

- статья 68. Защита родительских  прав;

- статья 80. Обязанности  родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

- статья 86. Участие родителей  в дополнительных расходах на  детей;

и мн. др.

  Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

- право ребенка жить  и воспитываться в семье;

- право ребенка на  общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами  и другими родственниками;

- право ребенка на  защиту своих прав и законных  интересов;

- право ребенка выражать  свое мнение;

- право ребенка на  имя, отчество и фамилию.

              Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

                Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав – вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

              Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами» и «интересами» быть не должно.

Информация о работе Государственная система охраны здоровья матери и ребенка в России. Приоритетные направления