Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:37, контрольная работа
Цель контрольной работы – дать характеристику государственной системы охраны здоровья матери и ребенка, и выявить приоритетные направления.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- раскрыть социально-медицинские проблемы материнства и детства;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в трудовом праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в семейном праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в иных отраслях права;
- выделить государственные программы, направленные на охрану материнства и детства.
Введение ………………………………………………………………………… ..3
Социально-медицинские проблемы материнства
и детства………………………………………………………………….5
II. Формирование нормативно-правовой базы
по охране здоровья матери и ребенка…………………………………9
Охрана материнства и детства в трудовом праве……………..12
Охрана материнства и детства в семейном праве……………..20
Механизмы защиты интересов матери и ребенка
в иных отраслях права ………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..33
Еще на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских стран уже существовали государственные программы по защите матери и ребенка – например, страхование материнства. Страхование материнства имело целью обеспечить условия существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно связывалось с воспрещением женщине участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов. С установлением подобных запрещений возникала необходимость обеспечить женщину материально на все время, когда она не вправе была более работать: иначе ее положение только бы ухудшилось.
В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года [1] в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Так, к примеру, ст. 131 не допускает сверхурочную и ночную работу беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешает женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться
от командировок, ст. 134 дает кормящим матерям кроме общих перерывов
также дополнительные для кормления ребенка – как видно, молодое советское государство уже на заре своего существования достаточно серьезно подошло к вопросу заботы о здоровье детей и матерей – своих гражданах.
______________________________
[1] Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. (с изд. и доп. на 10 августа 1929 г.) – Изд-во «Вопросы труда». – М., 1929 г.
Однако, защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977г.
Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.
В главе 1 ст.7 Конституции РФ[2] закреплено, что «в Российской Федерации
… обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства...»
Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает,
что «материнство и детство, семья находятся
под защитой государства».
Данные принципы выступают базисом для
принятия государством в лице его полномочных
органов мер по охране интересов матери
и ребенка, правовых механизмов такой
охраны, поощрения института материнства,
направленные на создание здоровой семьи,
общества, и государства в целом.
Нормы, направленные на реализацию данных
принципов закреплены в абсолютном большинстве
отраслей Российского законодательства:
гражданском, семейном, трудовом, уголовном
и т.д. Созданы и специальные институты,
направленные на защиту интересов матери
и ребенка. Определяющее значение
в определении пределов охраны материнства
и детства имеют международно-правовые
акты.
______________________________
[2] ст. 7, ст. 38 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
В силу гл. 1 ст.15 Конституции РФ [3] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международно-правовая защита материнства
и детства находит свое отражение в основополагающих
актах и декларациях, пактах и хартий о
правах человека с начала 20 века. Всеобщая
декларация прав человека (принята на
третьей сессии Генеральной Ассамблеи
ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948
г.) [4] закрепила (п.2 ст.25), что материнство
и младенчество дают право на особое попечение
и помощь.
Национальное законодательство Российской
Федерации базируется на конституционных
принципах, а также международно-правовых
нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы
в ряде федеральных законодательных актах
(в том числе кодифицированных), подзаконных
актах, актах принимаемых на уровне субъектов
Российской Федерации. Координация
вопросов материнства и детства отнесено
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов РФ (гл. 3 ст.72 Конституции РФ).
______________________________
[3] ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
[4] п.2 ст.25 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998г.
III. Охрана материнства и детства в трудовом праве.
Принятый в 2001 г. новый Трудовой кодекс Российской Федерации содержит главу 41 (Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями), положения которой содержат исключительно важные нормы. [5]
Трудовой кодекс РФ устанавливает для работников дополнительные гарантии (сосредоточенные главным образом в гл. 41 ТК РФ), включая механизмы эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении.
Определенные гарантии распространяются на следующие категории лиц:
- женщин (как категории работников в целом);
- беременных женщин;
- женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
- женщинам – одиноким матерям, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет;
- работникам, усыновившим ребенка.
Объем гарантий напрямую связан с возрастом детей матери (или лиц ее заменяющих). Разный объем гарантий и пределы защиты трудовых прав предоставляется беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, трех лет, четырнадцати лет (либо детей инвалидов в возрасте до восемнадцати лет). Важно подчеркнуть, что закон предоставляет гарантии работникам, имеющим детей инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.
______________________________
[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002г. - №1.
В силу ст. 264 ТК РФ (гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери), гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
Гарантии материнства реализуются через закрепление следующих норм:
1) ограничение и запрещение
использования труда,
- ограничение труда на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ч.1 ст.253 ТК РФ) (Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000г. №163) [6].
- запрещение применения
труда женщин на работах,
- запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин;
- запрещение привлечение
к работам, выполняемым
______________________________
[6] Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 марта 2000г. - №10. - Ст.1131.
[7] Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. - 15 февраля 1993г. - №7. - Ст. 566.
- запрещение отзыва из отпуска беременных женщин (ч.3 ст.125 ТК РФ);
- запрещение замены отпуска денежной компенсацией беременным женщинам (ч.2 ст.126 ТК РФ);
- запрещение отказывать
в заключение трудового
- запрещение установления
беременным женщинам
- запрещение расторжения
трудового договора по
- запрещение расторжения
трудового договора с
2) предоставление льгот:
- беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением, по их заявлению, снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч.1 ст.254 ТК РФ, ч.3 ст.254 ТК РФ);
- по просьбе беременной
женщины, одного из родителей
(опекуна, попечителя), имеющего ребенка
в возрасте до четырнадцати
лет (ребенка-инвалида в
- по просьбе беременной
женщины, одного из родителей
(опекуна, попечителя), имеющего ребенка
в возрасте до четырнадцати
лет (ребенка-инвалида в
- сохранение беременным женщинам среднего заработка при прохождении обязательного диспансерного обследования (ч.3 ст.254 ТК РФ);
- предоставление беременным
женщинам отпуска по
- предоставление женщинам, имеющим ребенка в возрасте до полутора лет, дополнительных перерывов для отдыха и питания, дополнительных перерывов для кормления ребенка не реже чем каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый (ч.1 ст.258 ТК РФ);
- перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации (ст.260 ТК РФ);
- предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст.256 ТК РФ), работникам, усыновившим ребенка (ст.257 ТК РФ).
Характеризуя