Государственная система охраны здоровья матери и ребенка в России. Приоритетные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – дать характеристику государственной системы охраны здоровья матери и ребенка, и выявить приоритетные направления.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
- раскрыть социально-медицинские проблемы материнства и детства;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в трудовом праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в семейном праве;
- изучить механизмы защиты материнства и детства в иных отраслях права;
- выделить государственные программы, направленные на охрану материнства и детства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… ..3
Социально-медицинские проблемы материнства
и детства………………………………………………………………….5

II. Формирование нормативно-правовой базы
по охране здоровья матери и ребенка…………………………………9

Охрана материнства и детства в трудовом праве……………..12

Охрана материнства и детства в семейном праве……………..20

Механизмы защиты интересов матери и ребенка
в иных отраслях права ………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Охрана материнства и детства контрольная.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

II. Формирование нормативно-правовой базы по охране здоровья     матери и ребенка.

             

               Еще на рубеже 19-20 вв. в ряде европейских стран уже существовали государственные программы по защите матери и ребенка – например, страхование материнства. Страхование материнства имело целью обеспечить условия существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно связывалось с воспрещением женщине участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов. С установлением подобных запрещений возникала необходимость обеспечить женщину материально на все время, когда она не вправе была более работать: иначе ее положение только бы ухудшилось.

               В России же, долгое время не было ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства. Правовые основы институт материнства и детства появились сравнительно недавно. После прихода к власти Советов, происходит уравнение трудовых прав женщины и мужчины, со временем, формируется институт материнства и детства. Кодекс Законов о Труде 1922 года [1] в целях защиты здоровья и интересов матери и беременной женщины устанавливал ряд ограничений, связанных с трудовой деятельностью. Так, к примеру, ст. 131 не допускает сверхурочную и ночную работу беременных и кормящих грудью, ст. 133 разрешает женщинам, начиная с пятого месяца беременности отказываться

от командировок, ст. 134 дает кормящим матерям кроме общих перерывов

также дополнительные для кормления  ребенка – как видно, молодое  советское государство уже на заре своего существования достаточно серьезно подошло к вопросу заботы о здоровье детей и матерей  – своих гражданах.

 

_______________________________________________________________

[1] Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. (с изд. и доп. на 10 августа 1929 г.) – Изд-во «Вопросы труда». – М., 1929 г.

Однако, защита государством материнства и детства, семьи  как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977г.

                  Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.

                В главе 1 ст.7 Конституции РФ[2] закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».                                                                                                                                                                                                                                                                
               Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.                                                                                                                                                                                                            
               Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.   Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты.

__________________________________________________________________

[2]  ст. 7, ст. 38 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

 

                В силу гл. 1 ст.15 Конституции РФ [3] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

               Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [4] закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.                     
               Национальное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации.  Координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (гл. 3 ст.72 Конституции РФ).                                                                                                                                                     
 
                

 

 

 

__________________________________________________________________

[3]  ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

[4] п.2 ст.25 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН         резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998г.

 

III. Охрана материнства и детства в трудовом праве.

                  Принятый в 2001 г. новый Трудовой кодекс Российской Федерации содержит главу 41 (Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями), положения которой содержат исключительно важные нормы. [5]     

                 Трудовой кодекс РФ устанавливает для работников дополнительные гарантии (сосредоточенные главным образом в гл. 41 ТК РФ), включая механизмы эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении.

Определенные гарантии распространяются на следующие категории лиц:

- женщин (как категории  работников в целом);

- беременных женщин;

- женщин, имеющих детей в возрасте  до полутора лет;

- женщин, имеющих детей в возрасте  до трех лет;

- женщинам – одиноким матерям,  имеющим ребенка в возрасте  до четырнадцати лет;

- работникам, усыновившим ребенка.

              Объем гарантий напрямую связан с возрастом детей матери (или лиц ее заменяющих). Разный объем гарантий и пределы защиты трудовых прав предоставляется беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, трех лет, четырнадцати лет (либо детей инвалидов в возрасте до восемнадцати лет). Важно подчеркнуть, что закон предоставляет гарантии работникам, имеющим детей инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

              

 

 

 

__________________________________________________________________

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002г. - №1.

           В силу ст. 264 ТК РФ (гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери), гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.    

Гарантии материнства  реализуются через закрепление  следующих норм:

1) ограничение и запрещение  использования труда, запрещение  дискриминации:

- ограничение труда на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ч.1 ст.253 ТК РФ) (Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000г. №163) [6].     

- запрещение применения  труда женщин на работах, связанных  с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ч.2 ст.253 ТК РФ) (Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105) [7];

- запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин;

- запрещение привлечение  к работам, выполняемым вахтовым  методом беременных женщин, и  женщин имеющих детей в возрасте до трех лет (ст.298 ТК РФ);

_________________________________________________________________

[6] Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 марта 2000г. - №10. - Ст.1131.

 

[7] Постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. - 15 февраля 1993г. - №7. - Ст. 566.

 

 

-  запрещение отзыва из отпуска беременных женщин (ч.3 ст.125 ТК РФ);

- запрещение замены  отпуска денежной компенсацией беременным женщинам (ч.2 ст.126 ТК РФ);

- запрещение отказывать  в заключение трудового договора  по обстоятельствам, носящим дискриминационный  характер, в том числе женщинам  по мотивам, связанным с беременностью  или наличием детей (ч.2, 3 ст.64 ТК РФ);

- запрещение установления  беременным женщинам испытательного  срока при приеме на работу (ст.70 ТК РФ);

- запрещение расторжения  трудового договора по инициативе  работодателя с беременными женщинами,  за исключением случаев ликвидации  организации (ч.1 ст.261 ТК РФ);

- запрещение расторжения  трудового договора с женщинами,  имеющими детей в возрасте  до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте  до четырнадцати лет (ребенка-инвалида  до восемнадцати лет), другими  лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по пункту 1, подпункту «а» пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 статьи 81 ТК РФ).

2) предоставление льгот:

- беременным женщинам  в соответствии с медицинским  заключением, по их заявлению, снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч.1 ст.254 ТК РФ, ч.3 ст.254 ТК РФ);

- по просьбе беременной  женщины, одного из родителей  (опекуна, попечителя), имеющего ребенка  в возрасте до четырнадцати  лет (ребенка-инвалида в возрасте  до восемнадцати лет) работодатель  обязан установить неполный рабочий  день (ч.1 ст.93 ТК РФ);

- по просьбе беременной  женщины, одного из родителей  (опекуна, попечителя), имеющего ребенка  в возрасте до четырнадцати  лет (ребенка-инвалида в возрасте  до восемнадцати лет) работодатель  обязан установить неполный рабочий  день (ч.1 ст.93 ТК РФ);

- сохранение беременным женщинам среднего заработка при прохождении обязательного диспансерного обследования (ч.3 ст.254 ТК РФ);

- предоставление беременным  женщинам отпуска по беременности  и родам (ст.255 ТК РФ), при этом  в настоящее время не имеет  значения наличие общего трудового стажа (ранее необходим был стаж не менее одного года) для предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет после отпуска по беременности и родам;

- предоставление женщинам, имеющим ребенка в возрасте до полутора лет, дополнительных перерывов для отдыха и питания, дополнительных перерывов для кормления ребенка не реже чем каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый (ч.1 ст.258 ТК РФ);

- перед отпуском по  беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации (ст.260 ТК РФ);

- предоставление отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст.256 ТК РФ), работникам, усыновившим ребенка (ст.257 ТК РФ).

Характеризуя вышеперечисленные  нормы-ограничения (запрещения) и нормы-льготы, важно подчеркнуть, что первая группа норм носит императивный характер, а значит, данные нормы не могут быть изменены ни нормами нормативных актов, ни подзаконных актов, ни коллективным трудовым договором, ни локальным актом, ни тем более трудовым договором. Работодатель не имеет права включать в трудовое соглашение пункт (положение), предусматривающий увольнение за «нежелательную» для работодателя беременность, например, «в случае беременности в течение трех лет после заключения трудового договора» и иным образом, ограничивать право женщины на зачатие и рождение ребенка. Не вправе работодатель включать в нормы договор исключающие гарантии и льготы, предоставленные трудовым законом.

Информация о работе Государственная система охраны здоровья матери и ребенка в России. Приоритетные направления