Формы и методы администрирования в социальных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Наука не может ограничиваться только изучением влияния различных факторов на отдельно взятую сферу, необходимо исследовать общие законы и принципы не просто взаимодействия, а целостного интегрального воздействия во имя достижения цели – обеспечения безопасности членов общества и повышения качества их жизни. Этим и обусловлена актуальность выбора данной темы.
Исследование общих закономерностей, принципов социального воздействия, создания и функционирования всей системы позволяют обеспечивать цели общества как единой системы и выступают главной задачей данной науки.

Содержание

Введение 2
Глава I. Организация и управление социальной работой 4
1.1 Организация в социальной работе 4
1.2 Система управления органами социальной защиты населения 7
Глава II. Научно-теоретические основы управленческой деятельности 14
2.1 Сущность социального управления 14
2.2 Законы и принципы социального управления 17
Глава III. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях 26
3.1 Общая характеристика методов управления 26
3.2 Классификации методов управления в социальных учреждениях 31
Заключение 39
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Глава III. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях

3.1 Общая характеристика методов управления

 

     Большое значение в управлении социальной работой играют методы управления, которые представляют собой способы, средства, приемы воздействия на работников для координации их деятельности в организации.

     Метод управления - это метод воздействия  субъекта управления на объект по практическому  осуществлению стратегических и тактических целей системы управления.

     Методы  управления — это совокупность приемов  и способов целенаправленного воздействия  на  производственный  коллектив  или  отдельного  работника  с  целью  побудить  их  совершить  определенные действия в интересах предприятия.

     Методы  управления отличаются один от другого  своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активизацию каких мотивов  поведения людей они ориентированы.

     В общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным методам относят те, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

     По  содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных  законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т. д.

     Социальные  методы управления связаны со способами  достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными  способами мотивации человеческого поведения. Они связаны непосредственно и через постановку социальных целей, через повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, рост социальной зрелости общества, его отдельных структур, в первую очередь, управленческих. Являясь основными, социальные методы применяются и в качестве комплексных. В соответствии с объективными закономерностями (возрастание роли социального фактора) социальные методы в этом комплексе во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т. п.

     Социальные  методы включают широкий спектр методов  социального нормирования, социального  регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными  и другими группами, коллективами (ассоциациями) и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относят правила внутреннего трудового распорядка, внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относят, например, договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

     Социальные  методы управления включают в себя социально-психологические способы  и приемы воздействия на процесс  формирования и развития коллектива, а также процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанные системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления отличаются, прежде всего, своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Цели применения социально-психологических методов – обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие, повышение на этой основе трудовой активности личности, эффективной деятельности коллективов (ассоциаций).

     Психологические методы управления в социальной системе  направлены на регулирование отношений  между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относят методы:

     1. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом их психологической совместимости.

     2. Методы гуманизации труда включают:

    • использование психологического воздействия цвета, музыки;
    • исключение монотонности работы;
    • расширение творческих процессов и т. д.

         3. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

     В целом, к социальным и психологическим  методам относят способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные  законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

     Экономические методы управления представляют собой  способы достижения экономических  целей управления (средства) на основе реализации требований экономических  законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы законов и рыночной экономики.

     Среди многообразия экономических методов  управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. В основе метода лежит формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от его личного вклада. Система экономического стимулирования – это совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

    • взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
    • дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
    • сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
    • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

     Организационно-административные методы базируются на властных полномочиях, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие может быть реализовано посредством:

    • прямого административного указания. Имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную сложившуюся ситуацию;
    • установления правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработку стандартных процедур административного воздействия;
    • разработки и внедрения рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
    • контроля и надзора за деятельностью организаций и отдельных работников.

     Основной  формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления для координации усилий участников с целью выполнения поставленных задач.

     В целом, объективная основа использования  организационно-административных методов управления – организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Посредством организационных отношений реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Часто и справедливо критикуются попытки абсолютизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.

     Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их выполнения, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования.

     В рамках организации возможно проявление организационно-административных методов  в форме:

    1) обязательного предписания (приказа, запрета и т. п.);

    2) согласительных мер (консультаций, компромиссов);

    3) рекомендаций, пожеланий (советов, разъяснений, предложений, общений и т. п.).

     Организационно-административные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Организационно-административные методы преимущественно являются методами принуждения, они сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

3.2 Классификации методов управления в социальных учреждениях

     Разные  авторы предлагают несколько отличающиеся друг от друга классификации методов  управления социальной работой. Рассмотрим подробно две из них.

     А.Н. Аверин, А.Я. Кибанов, С.А. Шапиров предлагают следующую классификацию методов управления:

     1. Административные методы – организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная и материальная ответственность, кадровые решения, приказы, распоряжения, указания, инструкции, контроль выполнения.

     2. Правовые методы – правовые нормы, регулирующие деятельность персонала (могут быть обязательными для исполнения; предписывающими, что можно делать и чего нельзя; рекомендательными, указывающими, как правильно поступать в соответствии с нормами права в определенной ситуации; поощрительными, одобряющими деятельность персонала), нормы административной и уголовной ответственности.

     3. Экономические методы – стимулирование деятельности персонала и повышение его материальной заинтересованности: повышение оплаты труда в зависимости от качества и сложности выполняемой работы, выплата премий, предоставление льгот, участие в прибылях, хозяйственный расчет и др.

     4. Социально-психологические методы – воздействие на сознание и поведение персонала:

    • формирование коллективов с учетом типологии личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы;
    • личный пример руководителя своим подчиненным. Имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме с эффективным руководством;
    • ориентирующие условия – цели, стоящие перед организацией, ее миссия;
    • участие работников в управлении;
    • удовлетворение культурных и духовных потребностей – предоставление социального общения (корпоративные мероприятия, досуг сотрудников и членов их семей). В государственных предприятиях эти функции выполняют профсоюзы;
    • установление социальных норм поведения и социальное стимулирование коллектива (ассоциации);
    • установление моральных санкций и поощрений – разумное сочетание позитивных и негативных стимулов;
    • социальная профилактика и социальная защита работников – бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд, другие виды неденежного стимулирования.

Информация о работе Формы и методы администрирования в социальных учреждениях