Формы и методы администрирования в социальных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Наука не может ограничиваться только изучением влияния различных факторов на отдельно взятую сферу, необходимо исследовать общие законы и принципы не просто взаимодействия, а целостного интегрального воздействия во имя достижения цели – обеспечения безопасности членов общества и повышения качества их жизни. Этим и обусловлена актуальность выбора данной темы.
Исследование общих закономерностей, принципов социального воздействия, создания и функционирования всей системы позволяют обеспечивать цели общества как единой системы и выступают главной задачей данной науки.

Содержание

Введение 2
Глава I. Организация и управление социальной работой 4
1.1 Организация в социальной работе 4
1.2 Система управления органами социальной защиты населения 7
Глава II. Научно-теоретические основы управленческой деятельности 14
2.1 Сущность социального управления 14
2.2 Законы и принципы социального управления 17
Глава III. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях 26
3.1 Общая характеристика методов управления 26
3.2 Классификации методов управления в социальных учреждениях 31
Заключение 39
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

2.2 Законы и принципы  социального управления

 

     Социальное  управление как управление воздействия на социальные процессы, коллективы, классы изучается общественными (социальными науками) и подчиняется законам и принципам.

     К законам науки управления относятся  общие, существенные и необходимые  связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. К последним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

     Закон необходимого разнообразия гласит: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет. Следовательно, суть этого закона в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий, соответствующих разнообразию объекта управления.

     Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными  делами ведет к расчленению его  функций, их специфическому проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях  управления, различных направлениях. В связи с этим управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

     Закон интеграции управления означает объединение  в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма – системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

     Закон экономии времени определяет объективный  процесс рационального использования  времени обществом и отдельной  личностью для более быстрого достижения намеченных целей; характеризует эффективность управления, которая во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления.

     Закон приоритетности социальных целей, суть которого в том, что целью развития общества является повышение качества жизни, благосостояния, социального самочувствия людей.

     Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального  государства, социально-ориентированного рынка, социальному партнерству. Более  того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости. Так, стабильность в обществе предполагает, что разница в доходах самых богатых и самых бедных не должна превышать 10-кратной величины. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений.

     В конце XX в. изменилась парадигма общественного развития: вектор развития определяет не только экономика, не хозяйство само по себе, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффективности экономических результатов, качества продукции.

     Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Для управленческих отношений характерна следующая закономерность: будучи отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми в зависимости от объективных изменений в производстве и обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственна, она объективно-субъективная.

     Следовательно, важно признать как неоспоримый  факт то, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

     Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его в том, что каждая социальная система (в широком смысле слова) состоит из ряда подсистем (экономической политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной). В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной, главной цели над целями каждой подсистемы.

     На  основе познания и использования  законов управления формируются  принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему  управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.

     Управление  социальной работой направлено:

    • на оказание помощи и поддержки;
    • защиту людей, особенно слабо защищенных слоев и групп;
    • нормальное функционирование различных сфер жизни;
    • ведение деятельности социальной направленности.

     Являясь в определенной мере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управление невозможно без познания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.

     Принципы  социального управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.

     Принципы  управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления – это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.

     К основным принципам социального  управления относят:

    • единоначалие в принятии решений и коллегиальность при обсуждении;
    • единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
    • сочетание отраслевого и территориального управления;
    • приоритетность в достижении стратегических целей;
    • научность социального управления, его прогнозирование;
    • мотивация (стимулирование) труда;
    • ответственность за результаты социального управления;
    • рациональный подбор, подготовка, расстановка и использование кадров;
    • экономичность и эффективность управления;
    • системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
    • иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
    • необходимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
    • обязательность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения фактического состояния с заданным);
    • сочетание единоначалия и коллегиальности;
    • ситуационное управление по прогнозированию возмущений;
    • программно-целевое обеспечение;
    • делегирование полномочий;
    • гуманизм и нравственность в управлении;
    • гласность в принятии решения.

     Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

     Принципы  социального управления должны:

    • основываться на законах развития общества, законах управления;
    • соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
    • учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
    • в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

     Системы принципов управления изменяются в  процессе развития социального управления. Тем не менее основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так  как выражают общие требования к  системе социального управления. Формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

     Управление  социальной работой может рассматриваться  с учетом как вертикального исследования разных уровней администрирования (государственной вертикали власти или системы «специалист социальной службы – клиент социальной службы»), так и горизонтального совершенствования технологий социальной работы.

     Управление  социальной работой является разновидностью социального управления. Вид его определяется особенностью объекта управления, которым является человек, общности людей.

     Под управлением социальной работой  следует рассматривать следующие  основные содержательные уровни.

     Первый  уровень – организационно-структурный. Управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном (территориальном), локальном, имеет соответствующие организационные структуры: министерство, комитеты (управления) социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.

     Второй  уровень – функциональный, выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т. е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т. д., считаются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкретные функции – виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

     Третий  уровень – деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей: он является организатором, администратором, психологом, социальным психологом, информационным работником, юристом, экономистом, политиком, предпринимателем, педагогом. Деятельность руководителей считается основой для научных исследований, развития управления как науки.

     Четвертый уровень управления социальной работой  – процесс, включающий следующий  ряд элементов:

    • целевая ориентация. Основа любого вида управления – информация, на базе которой определяются и закрепляются (в организационно-административных документах) цели, задачи;
    • распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров (персонала);
    • соответствие целей, задач и решений ресурсам (информационным, материальным, трудовым, финансовым, временным). Ресурсное обеспечение – важное условие выполнения намеченных целей, задач, принимаемых решений;
    • использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов;
    • использование обратной связи, а именно учет, контроль, проверка исполнения.

     Пятый уровень управления – вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человек, обладающий определенными знаниями, навыками и умениями.

     Шестой  уровень – управление социальной работой как наука и учебная  деятельность. В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т. д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления – теория или система обобщенного знания, которая на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) называется эмпирической теорией, а на уровне значительно больших обобщений – макротеорией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы и методы администрирования в социальных учреждениях