Формирование модели предотвращения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - на основе теоретического анализа разработать рекомендации по формированию модели предотвращения конфликтов в МДОУ д/с №9.

Задачи:

1) Раскрыть природу, понятие и границы конфликта

2) Рассмотреть структуру, типы и функции конфликта

3) Выявить причины возникновения конфликтов

4) Выявить методы разрешения и управления конфликтами

5) определить основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации;

6) охарактеризовать деятельность ДОУ д/с №9 по предотвращению конфликтов в системе управления персоналом;

7) внедрить рекомендации по формированию модели предотвращения конфликтов в ДОУ д/с №9;

8) определить ожидаемые результаты по внедрению рекомендаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Общая теория конфликтов.

1.1 Природа и понятие конфликта…………………………………………...7

1.2 Структура, типы и функции конфликта…………………………………9

Глава 2. Методы разрешения конфликтов. Управление конфликтами.

2. 1. Методы разрешения конфликтов………………………………………11

2.1.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов……………………...11

2.1.2 Конструктивное разрешение конфликтов…………………………….12

2.1.3 Урегулирование конфликта с участием третьей стороны…………...14

2.2 Методы управления конфликтами…………………………………........15

Глава 3. Характеристика деятельности ДОУ д/с №9 по предотвращению конфликтов, внедрение рекомендаций.

3.1 Характеристика деятельности ДОУ д/с №9 по предотвращению конфликтов………………………………………………………………….....18

3.2 Внедрение рекомендаций по формированию модели предотвращения конфликтов в ДОУ д/с № 9……………………………………………………23

3.3 Итоги практической работы по внедрению рекомендаций…………....27

Заключение…………………………………………………………………......31

Список использованных источников…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

менеджмент и соц и псих упр.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Общая теория конфликтов.

1.1 Природа и понятие конфликта…………………………………………...7

1.2 Структура, типы и функции конфликта…………………………………9

Глава 2. Методы разрешения конфликтов. Управление конфликтами.

2. 1. Методы разрешения конфликтов………………………………………11

2.1.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов……………………...11

2.1.2 Конструктивное разрешение конфликтов…………………………….12

2.1.3 Урегулирование конфликта с участием третьей стороны…………...14

2.2 Методы управления конфликтами…………………………………........15

Глава 3. Характеристика деятельности ДОУ д/с №9 по предотвращению конфликтов, внедрение рекомендаций.

3.1 Характеристика деятельности ДОУ д/с №9 по предотвращению конфликтов………………………………………………………………….....18

3.2 Внедрение рекомендаций по формированию модели предотвращения конфликтов в ДОУ д/с № 9……………………………………………………23

3.3 Итоги практической работы по внедрению рекомендаций…………....27

Заключение…………………………………………………………………......31

Список  использованных источников…………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется под воздействием конфликта.

    Социология  конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

    - не допускать насилия как способа  разрешения конфликтов;

    - найти средства выхода из тупиковых  ситуаций в тех случаях, когда  насильственные действия все  же совершились и стали средством  углубления конфликтов;

    - добиваться взаимопонимания между  сторонами, противостоящими в  конфликте.

    Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.

    Существуют  различные определения конфликта. Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их всегда лежит  отсутствие согласия. Поэтому определим  конфликт как процесс взаимодействия между субъектами лицами или группами по поводу различия их интересов. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений, но именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

    Вся совокупность конфликтов, связана с методами управления ею. Управление - деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями продукции, производителями и поставщиками исходных материалов, он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.

    Данная  работа посвящена анализу конфликтных  ситуации в организации. В ней  рассматриваются основные приемы и методы разрешения конфликтов в организации.

    Работа  имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание уделяется вопросам наиболее эффективного управления конфликтами в трудовом коллективе.

    Объектом  исследования - система управления персоналом.

    Предмет исследования  - модель предотвращения конфликтов.

    Цель  исследования - на основе теоретического анализа разработать рекомендации по формированию модели предотвращения конфликтов в МДОУ д/с №9.

    Задачи:

    1) Раскрыть природу, понятие и границы конфликта

    2) Рассмотреть структуру, типы и функции конфликта

    3) Выявить причины возникновения конфликтов

    4) Выявить методы разрешения и  управления конфликтами

    5)  определить основные стили поведения  руководителя в конфликтной ситуации;

    6) охарактеризовать деятельность ДОУ д/с №9 по предотвращению конфликтов в системе управления персоналом;

    7) внедрить рекомендации по формированию модели предотвращения конфликтов в ДОУ д/с №9;

    8) определить ожидаемые результаты по внедрению рекомендаций. 

        Глава 1. Общая теория конфликтов

    1.1 Природа и понятие конфликта

    Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющий его своим специфическим смыслом. Общество интуитивно понимает, что  такое конфликт, однако от этого  определение его содержания не становится более легким.

    В обыденной речи слово "конфликт" используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных и супружеских  разногласий. Мы называем конфликтом супружескую ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.

    Слово "конфликт" происходит от латинского conflicts - столкновение и практически  в неизменном виде входит в другие языки.

    Проблемы, возникающие с определением конфликта, сегодня все еще не решены. Конфликтологи  часто ссылаются на неудачу американских социологов Р. Марка и Р. Снайдера, которые еще более двух десятилетий  назад, в период особенного и интенсивного развития исследований в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов, и проанализировали ряд понятий, таких как антагонизм интересов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и т.д. Признав, что ни одно из них не является синонимом конфликта, авторы были вынуждены констатировать: "Очевидно, "конфликт" представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать, и полученное использовать в своих целях". При этом разные дисциплины наделяют "конфликт" своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи - с "трудностями", "напряженностями", социологи заменяют им понятия "дебаты", "оппозиция".

    Сегодня многие, особенно западные конфликтологи, весьма скептически относятся к возможности создания единой универсальной теории конфликта.

    Однако  в дальнейшей работе нам необходимо от чего-то отталкиваться.

    Конфликт - это проявление объективных или  субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

    Иными словами, конфликт - это процесс, в  котором два или более индивида или группы активно ищут возможность  помешать друг другу, достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

    Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия  его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких  признака:

    Конфликт  всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием для возникновения конфликта.

    Конфликт - это всегда противоборство субъектов  социального взаимодействия, которое  характеризуется нанесением взаимного  ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.д.). Исходя из вышесказанного можно сформулировать необходимые условия возникновения (наступления) конфликта. Таким образом, условиями являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. 
 

    1.2 Структура, типы и функции конфликта

    Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность  самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.

    Кроме понятия конфликт часто используется понятие "конфликтная ситуация". Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, целый  эпизод его развития, своеобразный фотографический снимок конфликта  на определенный момент времени. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Субъективное содержание конфликтной ситуации участники конфликта.

    В любом социальном конфликте основными  действующими лицами являются люди. Они  могут выступать в конфликте, как частные лица, так и юридические.

    Основные  участники конфликта, их часто называют сторонами или противоборствующими  силами. Это непосредственно те субъекты конфликта, которые совершают активные действия друг против друга. Противоборствующие стороны - это ключевое звено любого конфликта. Если в межличностном конфликте один участник заменяется другим, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит по той причине, что интересы и цели сторон индивидуальны. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первая начинает конфликт, называют её инициатором. Однако в длительных межгрупповых конфликтах трудно выявить инициатора. Часто выделяют такую характеристику оппонента, как ранг.

    Ранг  оппонента - это уровень возможностей стороны в реализации цели в конфликте, "сила", выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умение конфликтного взаимодействия.

    Группы  поддержки в любом конфликте за сторонами стоят силы, которые могут быть представлены группами и индивидами. Они могут воздействовать на развитие конфликта и его исход. Группы поддержки могут быть друзьями либо субъектами, связанными с оппонентами каким либо обязательством, коллегами по работе.

    Другие  участники, такие как подстрекатели  и организаторы, непосредственно  влияющие на развитие конфликта и  его исход. Подстрекатель лицо, физическое или юридическое, подталкивающее другого  участника к конфликту, но само не участвующее в нем. Организатор - лицо или группа, планирующая конфликт и его развитие, предусматривающие различные пути его развития и исхода.

    Предмет конфликта - любое противоречие, в  котором отражается столкновение интересов  и целей сторон. В большинстве  конфликтов суть противоречия не видна. Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся основой для конфликта.

    Объект  конфликта выявить удается не всегда, поэтому его часто рассматривают  как причину, повод к конфликту. Объектом может быть материальный ресурс, социальная власть или иная ценность, к обладанию которой стремятся обе стороны конфликта. Очень важно выявить на раненой стадии объект конфликта, чтобы предупредить или разрешить конфликт.

    Психологические составляющие конфликта являются стремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации. При объяснении психологических составляющих конфликта, идет речь о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях лиц.

Информация о работе Формирование модели предотвращения конфликтов