Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:03, курсовая работа
Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой студенческой группы.
Групповая сплоченность затрагивает три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений, образующих группу лиц.
I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной ситуации…………………………………………………...3
1.2 Определение объекта и предмета СИ……………………………………………...8
1.3 Определение цели и задач СИ……………………………………………………...8
1.4 Формулировка гипотез……………………………………………………………...9
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий......................9
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки…………………………………………………………….15
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………………..15
2.3 Календарный план…..…………………………………………………………….15
2.4 Метод обработки данных…………………………………………………………15
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов
2. Анализ результатов по задачам..…………………………………………………16
3. Анализ результатов по гипотезам…………………………………..……………30
4. Вывод………………………………………………………………………………32
5. Методические рекомендации………………………………………………….…32
6. Практические рекомендации………………..……………………………………33
7. Приложение 1. Интервью……………………………...…………………………34
9. Список литературы…………………………………………….…………………39
В социологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в создании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»
Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) столкновение противоположенно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентови т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.
Конфликтная ситуация это противоречивые позиции сторон по какому-нибудь поводу, стремление к противоположным целям, использование раз личных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и
Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону не удовлетворяют, к примеру, уровень участия в процессе труда, возможность доступа к распределению благ и т.д. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты.
Конфликт рассматривается в разных науках. В философии конфликт – понятие, отражающее стадию развития категории «противоречие», когда существующие противоположности доходят до своей крайности. В обществоведении – это процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей – связанное с острыми отрицательными переживаниями [4, С.244].
Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Прежде всего, всякий конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Он включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственньгй, нереализованного желания, ролевой, адалтационный, неадекватной самооценки.
Межличностный конфликт- наиболее распространенная форма конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и др., порождают напряженность в человеческих отношениях и в конечном счете могут привести к конфликтам. Например, трудно согласовывают свои действия два лидера в одной организации.
Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный тип этого конфликта — между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия к компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными группами в организации, между высшими и более низкими уровнями управления.
В литературе встречается классификация конфликтов по источникам:
-внутриличностные (конфликт
между самооценкой и оценкой окружающими);
-межличностные (конфликты
между отдельными студентами);
-межгрупповые (конфликты
между различными группами студентов);
-конфликты
между внешней средой и студенческой группой.
По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые[5, C.413].
При скрытом конфликте отсутствую, внешние, агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.
Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (ссоры, споры). Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта[5, С.413].
Поведение в условиях конфликта может быть одним из важных критериев личности студентов. Так, одни избегают конфликтных ситуаций любой ценой, другие относятся к ним адекватно, третьи - склонны конфликтовать при малейших сложностях в отношениях. Более того, поведение в условиях конфликта может быть показателем такого качества студентов, как отношение к обучению.
Эмпирическая интерпретация основных понятий
В качестве индикаторов факторов, обуславливающих возникновение конфликтов в студенческой группе, нами были введены следующие:
а) расхождение во взглядах
б) лидерство
в) половозрастные различия
г) социальные различия
д) время проведенное вместе
е) размер группы
ж) возрастные различия
з) зависть к успехах одногруппников
В качестве индикаторных факторов сплоченности студенческого коллектива нами предложены следующие:
а) коллективное посещение культурных заведений (вне занятий);
б) встречи в неформальной обстановке;
в) совместное решение поставленных задач (в рамках учебы);
г) деятельность куратора по сплачиванию студенческой группы и его психологические качества;
д) личностные качества лидера (староста группы);
е) социально - психологические характеристики членов группы
Для этого были сформулированы вопросы № 1, 2,7,9,10.
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки
Генеральная совокупность в нашем исследовании – студенты факультета нефти и газа. Так как данное исследование является разведывательным, то величина выборочной совокупности допускается 100 человек. Выборка – стратифицированная. Выборочная совокупность стратифицировали по следующим категориям:
курс |
II курс ОЗФ |
III курс ОЗФ |
IV курс ОЗФ |
количество |
30 |
42 |
31 |
2.2 Обоснование методов сбора информации:
В качестве основного метода сбора социальной информации выбран метод анкетирования, так как он наиболее удобен, прост и дешев. В качестве дополнительных методов – интервьюирование, анализ документов классическим способом – для того, чтобы удостовериться в полученной при анкетировании информации и составить более точный отчет.
2.3 Календарный план:
Сентябрь – выбор темы;
Октябрь – составление методологической части исследования( разработка задач, гипотез, анкеты);
Октябрь, ноябрь – проведение анкетирования, интервью, обработка и анализ результатов;
Ноябрь – написание отчета.
2.4 Метод обработки данных:
Механический, без использования
специализированных программ.
2.Анализ результатов по задачам
Задача №1.
Выявить доминирующий тип отношений.
К данной задаче относится вопрос №1,2,3,4.
Вопрос №1.«К какому социальному уровню жизни, Вы себя относите?»
а) высшему
б) выше среднего
в) среднему
г) ниже среднего
д) нижнему
Вывод: На основе выше представленной
диаграммы видно, что большинство относят
себя к среднему классу(53,3%), к высшему-(10%),
(30%)- выше среднего ,и также (6,6%) –ниже среднего.
На 3-курсе (61,9%) также относят себя к среднему
классу. На 4- курсе,(74,1%) относят себя к
среднему классу.
Вопрос№2. «Насколько Вам нравится Ваша группа?»
а) мне вполне нравится моя группа
б) мне не совсем нравится моя группа
в) мне не нравится моя группа
г) свой вариант ответа
Вывод: в ходе исследования было выявлено, что большинству студентов 2-курса вполне нравится их группа(86,6%),а также было замечено (6,6%) которым не совсем нравилась их группа и (3,3%) которым совсем не нравится их группа.
Студенты 3-курса ответили, что(64,2%)- вполне нравится моя группа,(23,8%)- не совсем нравится моя группа,(9,5%)- не нравится моя группа. Также были свои вопросы на которые ответили(2,3%).Студенты 4-курса также в большом количестве ответили(70,2%) тем кому вполне нравится группа, (3,2%) кому не нравится группа.
Вопрос№3. «Когда Вы, впервые пришли в свою группу, сколько времени потребовалось для полной адаптации?»
а) около месяца
б) 1-3 месяца
в) от 6 и более месяцев
Вывод: В результате, можно прийти к выводу, что большему количеству понадобилось меньше, времени чтобы привыкнуть к своей группе на 2-курсе (53,3%), на 3-курсе (52%), на 4-курсе (54,8%),Также на 2-курсе понадобилось больше времени от 6 и более месяцев чтобы привыкнуть(9,6%), на 3-курсе(19%), на 4-курсе(12,9%).
Вопрос№4. «Оцените социально-психологический климат в Вашей группе».
а) состояние, близкое к бунту
б) напряженный
в) неопределенный
г) в целом спокойный
д) очень благоприятный
Вывод: на основании полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод, что большинство опрошенных считают, что социально-психологический климат в каждой определенной группе свой. Большее количество считает, что социально-психологический климат в их группе в целом спокойный, у 2-курса так считают (46,6%), 3-курс (52,3%), на 4-курсе(45,1%).
В итоге можно сказать, что общая атмосфера благоприятна для обучения студентов в этих группах
Задача №2.
Выявить, степень систематичности отношений (частота конфликтов).
К данной задаче относится вопрос №5,6,7,8,11.
Вопрос№5. «Вступали ли Вы в конфликты в Вашей группе?»
а) да, вступал(а)
б) нет, не вступал(а)
Вывод: на основании полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод, что основная масса студентов 2-курса (76,6%) не вступали в конфликты, (23,3%) вступали в конфликты в течении года. В отличии от 2-курса студенты 3-курса более вступали в конфликты(73,8%), 26,1%) студентов не вступали в конфликты. Студенты 4-курса вступали в конфликты почти на ровне, как вступали(51,6%) и не вступали(48,3%).
Вопрос№6. Как часто (в течение года) Вы вступали в конфликт?
а) 1 – 2 раза в неделю
б) 1 – 2 раза в месяц
в) 1 – 2 раза в год
Вывод: В результате, можно прийти к выводу, что большинство студентов 2-курса вступают в конфликты(63,3%)1 – 2 раза в год, (26,6%)-«1 – 2 раза в месяц», (10%)-«1 – 2 раза в неделю». Студенты 3-курса также вступают в конфликты (40,4%)- 1 – 2 раза в год, 1 – 2 раза в месяц- (26,1%), 1 – 2 раза в неделю-(11,9%). Студенты 4-курса в течении года вступали в конфликты (58%), 1 – 2 раза в месяц-(3,2%), 1 – 2 раза в неделю- (9,6%).
Вопрос№7. Каковы чаще всего основные причины возникновения межличностных конфликтов в Вашей группе? (не более 3-х ответов)
а) расхождение во взглядах
б) соперничество между одногруппниками, лидерство отдельных членов группы
в) несовместимость
г) половозрастные различия
д) религиозные, национальные различия
Информация о работе Факторы, влияющие на сплоченность студенческого коллектива