Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:03, курсовая работа
Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой студенческой группы.
Групповая сплоченность затрагивает три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений, образующих группу лиц.
I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной ситуации…………………………………………………...3
1.2 Определение объекта и предмета СИ……………………………………………...8
1.3 Определение цели и задач СИ……………………………………………………...8
1.4 Формулировка гипотез……………………………………………………………...9
1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий......................9
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование выборки…………………………………………………………….15
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………………..15
2.3 Календарный план…..…………………………………………………………….15
2.4 Метод обработки данных…………………………………………………………15
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов
2. Анализ результатов по задачам..…………………………………………………16
3. Анализ результатов по гипотезам…………………………………..……………30
4. Вывод………………………………………………………………………………32
5. Методические рекомендации………………………………………………….…32
6. Практические рекомендации………………..……………………………………33
7. Приложение 1. Интервью……………………………...…………………………34
9. Список литературы…………………………………………….…………………39
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
Отчет по социологическому исследованию
на тему:
«Факторы, влияющие на сплоченность студенческого коллектива»
Выполнили студенты: гр.67-71
Гарипова А.
Кадырова А.
Шайнурова Л.
Принял: Багаутдинов А. А.
Альметьевск 2010г.
Содержание:
I. Программа социологического исследования
1. Методологический раздел программы
1.1 Описание проблемной
ситуации…………………………………………………...
1.2 Определение
объекта и предмета СИ………………………
1.3 Определение
цели и задач СИ………………………………………
1.4 Формулировка
гипотез……………………………………………………………
1.5 Теоретическая
и эмпирическая интерпретация
основных понятий..............
2. Методический раздел программы
2.1 Обоснование
выборки……………………………………………………………
2.2 Обоснование методов сбора социологической информации…………………..15
2.3 Календарный
план…..……………………………………………………………
2.4 Метод
обработки данных……………………………………
II. Отчет по проведенному социологическому исследованию
1. Таблица результатов
2. Анализ
результатов по задачам..………………
3. Анализ
результатов по гипотезам………………
4. Вывод…………………………………………………………………
5. Методические рекомендации………………………………………………
6. Практические
рекомендации………………..…………………………
7. Приложение
1. Интервью……………………………...……………………
9. Список
литературы…………………………………………….……
I Программа социологического исследования.
1. Методологический раздел программы
1.1Описание проблемной ситуации
Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой студенческой группы.
Групповая сплоченность затрагивает
три аспекта групповой
Проблема сплоченности группы имеет большую практическую значимость, прежде всего для отбора групп, способных наилучшим образом решать те или иные практические или учебные задачи.
Сплоченная группа способна легче
справляться с трудностями, дружно
учиться, активно и заинтересованно
участвовать в культурно-
Групповая сплоченность и выполнение заданий. Социальное взаимодействие — естественная черта человеческого поведения, но создание существенных, значимых гармоничных взаимосвязей как условие эффективной групповой деятельности представляет собой нелегкую задачу. Многие руководители справедливо полагают, что кооперация в группах зависит от результатов, ожидаемых от их деятельности. Иными словами, деятельность групп во многом зависит от того, принимаются (или нет) группой цели. Даже сплоченные и сильные группы не смогут достичь эффективной деятельности, если цели расходятся с целями группы.
Еще один важный фактор эффективной групповой деятельности — степень взаимосвязанности членов группы между собой. Сплоченность социальных групп является основным условием высокой интеграции между членами групп, формирования отношений взаимопомощи, следствием чего становится удовлетворение своим трудом, высокая дисциплина, осуществление внутригруппового контроля и повышение производительности, которая в наибольшей степени зависит от стандартов труда, принятых в качестве устойчивой социальной нормы.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие группы, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими[1, С.408].
В качестве субъекта взаимодействия
в конфликте может выступать
как отдельное лицо (внутриличностный
конфликт), а так и два или
несколько лиц (межличностный конфликт).
В зависимости от конфликтной
ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные конфликты,
классовые и межгосударственные конфликты.
В особую группу выделяются межнациональные
конфликты. Внутриличностные конфликты,
как правило, бывают порождением амбивалентных
стремлений субъекта. Конструктивный
межличностный конфликт возникает тогда,
когда один из оппонентов прибегает к
нравственно осуждаемым методам борьбы,
стремится психологически подавить партнера,
дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.
Обычно это вызывает яростное сопротивление
другой стороны, диалог сопровождается
взаимными оскорблениями, решение проблемы
становится невозможным, разрушаются
межличностные отношения. Конструктивный
межличностный конфликт может быть лишь
тогда, когда оппоненты не выходят за рамки
деловых аргументов и отношений. При этом
могут наблюдаться различные стратегии
поведения. Р.Блейк и Дж..Моутон выделяют
соперничество, сопровождающиеся открытой
борьбой за свои интересы; сотрудничество,
направленное на поиск решения, удовлетворяющего
интересы всех сторон; компромисс-урегулирование
разногласий через взаимные уступки; избегание,
заключающееся в стремлении выйти из конфликтной
ситуации, не решая ее, не уступая своего,
но и не настаивая на своем приспособление
- тенденция сглаживать противоречия,
поступаясь своими интересами.
Развитие
конфликта обычно идет в следующей последовательности:
а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной
активности участников, изменение характера
конфликта в сторону его
г)нарастание эмоциональной напряженности;
д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликта в целом.
Все обучающие в группе студенты различны между собой и соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несоответствие возникает тогда, когда ситуация носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться. Можно сформулировать признаки любого конфликта: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей[2, С.26].
Конфликт рассматривается в разных науках. В философии конфликт – понятие, отражающее стадию развития категории «противоречие», когда существующие противоположности доходят до своей крайности. В обществоведении – это процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей – связанное с острыми отрицательными переживаниями [2, С.244].
Стратегию управления конфликтом нужно выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации для студенческой группы. Определяя поведение в конфликте надо в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели оппонентов, наметить сферы сближения их точек зрения, уточнить поведенческие особенности. Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Конфликты в студенческих группах взаимопереплетены, оказывают влияние друг на друга, редко проявляются в чистом виде как хорошо структурированньий процесс.
По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые[2, C.413].
При скрытом конфликте отсутствую, внешние, агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.
Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (ссоры, споры). Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта[3, С.413].
Поведение в условиях конфликта может быть одним из важных критериев личности студентов. Так, одни избегают конфликтных ситуаций любой ценой, другие относятся к ним адекватно, третьи - склонны конфликтовать при малейших сложностях в отношениях. Более того, поведение в условиях конфликта может быть показателем такого качества студентов, как отношение к обучению.
Внутриличностный конфликт вызывается различными психологически ми факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, не адекватной самооценки.
Объект социологического исследования:
Студенты очно-заочного факультета.
Предмет социологического исследования:
Факторы, определяющие сплоченность и конфликтность в студенческом коллективе.
1.3. Определение цели и задач социологического исследования
Цель социологического исследования:
Выявить степень влияния основных факторов на сплоченность студенческого коллектива, а также разработка рекомендации человеческого потенциала внутри коллектива.
Задачи социологического исследования:
1.Выявить доминирующий тип отношений в студенческой группе.
2.Выявить, степень систематичности отношений (частота конфликтов) в студенческой группе.
3.Выявить, на основе оценок респондентов, существует ли зависимость сплоченности студенческих групп:
а) от курса;
б) от пола;
4.Выявить, являются ли факторами, влияющими на сплоченность (конфликтность) в студенческой группе, следующие:
а) коллективное посещение культурных заведений (вне занятий);
б) встречи в неформальной обстановке;
в) совместное решение поставленных задач (в рамках учебы);
г) деятельность куратора по сплачиванию студенческой группы и его психологические качества;
д) личностные качества лидера (староста группы);
е) социально - психологические характеристики членов группы;
5.Выявить роль кураторов групп:
а) в профилактике конфликтных ситуаций и управлении ими;
б) в формировании сплоченности групп;
в) в совместном посещении культурных заведений;
6.Разработать рекомендации
по увеличению уровня
В социологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в создании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»
Информация о работе Факторы, влияющие на сплоченность студенческого коллектива