Диаспоры в Москве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Изучение межнациональных отношений было одной из основных областей в этносоциологии с начала развития этой дисциплины. Мы не случайно употребили термин "межнациональные отношения", поскольку исследовательское поле тогда сосредоточивалось на взаимодействии русских и титульных народов республик. Так назывались и первые работы, выполненные по данной тематике в Советском Союзе. Исследователи работали в русле возрождавшейся в СССР социологии и использовали, естественно, ее терминологию того периода.

Содержание

Введение.…….……..……………………………………………..………..3
Глава I……………..…………………………………………….……....….5
Глава II….……………………………………………………..…………..10
Глава III…..………………………………………………….……….…....17
Глава IV…….……………………………………………….………..……19
Заключение………...………………………………………….……….….20
Список литературы…………………………….………….……………...21

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Среди татар, переселившихся в Москву более 20 лет назад, 63% по сию пору добывают свой хлеб в буквальном смысле "в поте лица". А вот те, кто приехал в столицу после 1986 г., уже не шли в рабочие или дворники. Среди них сейчас лишь 32 процента заняты физическим трудом, а специалистов - почти две трети.

Эта группа мигрантов  живет в столице на правах "своих", неприязни к ней не высказывали даже экстремистски настроенные молодежные группы, не говоря уж о более мирном населении. Русский язык для большинства московских татар родной, а в укладе жизни вполне уживаются этнокультурные традиции с принятыми в Москве стандартами поведения.

Все, по их словам, весьма неплохо у 53 процентов и  более или менее - у 42. Крайне недовольны жизнью лишь 5 процентов. При этом лучше  всего себя чувствует молодежь до 30 лет - в этой группе счастливчиков почти две трети.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.Армянская диаспора.

Одна из быстро растущих и достаточно легко адаптирующихся диаспор столицы - армянская. Между переписями 1989 и 2002 годов число армян-москвичей выросло втрое (конечно, сыграли свою роль землетрясение и война с Азербайджаном). Армянские мигранты, приехавшие в Москву, были, как правило, молодыми (до 80 процентов - моложе 30 лет) и чаще всего мужчинами. По сравнению с коренными москвичами -русскими, украинцами, татарами - их оказалось сравнительно немного в системе управления, но зато в большом количестве они заняты в сфере культуры, в "квалифицированных группах умственного труда". Армяне-мигранты сравнительно легко вливались в московскую жизнь. Большая часть из них приехала в столицу из Азербайджана и Грузии, где они учились не в "национальных", а в русских школах, свободно владели русским языком (половина считала его родным) и чувствовали себя "гражданами Союза". Тесной связи именно с Арменией у них по сути не было - две трети армян-москвичей там практически никогда не бывали и 90 процентов не имели никакого желания менять Москву на Ереван.                                                                                                                                                   Международная армянская диаспора зародилась в связи с исходом армян после событий 1915г., за прошедшее время заметно окрепла, обладает значительным влиянием на международной и региональной политических аренах.     Оценка численности диаспоры - 10 млн человек.                   

 В 1995 г.  в Москве появились фальшивое гарантийное письмо, в котором Банк России выступал "провайдером банков мировой армянской диаспоры "Дельвир" и принял решение выделить кредит в размере 35 млрд рублей".                                                                                                                       В Москве в перестроечное время, с конца 80-х начала оформляться и крепнуть армянская диаспора; особенно сильный толчок сплочению армян дали события в Сумгаите, вспыхнувший и продолжающийся конфликт в Нагорном Карабахе, отчасти - землетрясение в Спитаке.

Каждый год, 24.04 на Армянском кладбище (Ваганьково) отмечается день памяти армян - жертв  турецкого геноцида 1915 года.

Активизируется  в ближнем и дальнем зарубежье  Армянская Апостольская церковь (Московская и Нор-Нахичеванская епархия, архимандрит Натан Оганесян).

Международная армянская ассоциация занимается культурными  связями с армянской диаспорой  по всему миру. Есть сведения о том, что через ассоциацию проходят немалые  деньги для помощи нуждающимся армянам.

По неофициальным  данным, лидером армянской диаспоры в Москве является некий Григорян Самвел Самвелович (Институт Механики МГУ им.Ломоносова).                                                                На концерты некоторых звезд вроде  Таты Симоняна – модного певца из Еревана – приходит столько членов диаспоры, что впору переименовывать зал «Россия» в зал «Армения». Показателем того, что закавказская культура востребована в Москве, является продюсерский центр «Армения». Во многом он работает по тому же принципу, по которому промоутеры российского происхождения устраивают «русскоязычные гастроли» в США, – проводит самые пафосные концерты: юмористический вечер «Говорит и показывает армянское радио», «Песни года Армении», концерты всемирно известного Дживана Гаспаряна, играющего на национальном инструменте дудуке (этот почти 80-летний музыкант, профессор Ереванской консерватории объездил с гастролями весь мир). Одно из последних всеармянских мероприятий Москвы состоялось в апреле в Кремлевском дворце. Здесь выступали самые известные артисты из Армении: поп-певица Шушан Петросян (армянский вариант Ларисы Долиной), молодежный кумир Айко (Хулио Иглесиас по-армянски), один из конкурентов Димы Билана на «Евровидении-2006» певец Андре и другие знаменитости. И сам тот факт, что этот концерт, названный «Первой национальной премией в области армянского шоу-бизенеса Анелик-2006», проходил в Москве, а не в Ереване, говорит о том, что российская столица для многих армян стала центром культурной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV.Азербайджанская диаспора.

Самый резкий контраст с коренным населением Москвы представляет собой азербайджанская диаспора. По переписи 1989 года в Москве их было лишь 21 тысяча, сейчас - около 100 тысяч, то есть примерно 1 процент населения столицы. Опередив по численности евреев, белорусов и грузин, они стали в последнее время более заметными. При наличии довольно сильной, но малочисленной прослойки интеллигенции в массе своей азербайджанцы-мигранты принадлежат к относительно менее образованной части столичного населения. Только 13 процентов из них имеют высшее образование. Верующих-мусульман среди них даже больше, чем среди татар (71 процент). Эта этническая группа как никакая другая ревностно хранит "свои" традиции. В частности, больше половины женщин не работают - ведут домашнее хозяйство, не поощряются межнациональные браки и т.п. Значительная группа представителей этой диаспоры сохраняет тесную связь с Азербайджаном и мечтает туда вернуться. Заметно больше людей, чем в других этнических группах, не отказались от азербайджанского гражданства.                                            Правда, делают выводы социологи, позиции азербайджанцев в Москве в ближайшем будущем должны измениться. Молодежь получает образование в российских школах и вузах, уже 85 процентов столичных азербайджанцев считают, что свободно владеют русским языком. Как отметили социологи, в Москве азербайджанцы постепенно начинают преодолевать даже застарелые традиционалистские предубеждения: большинство опрошенных считают, что необходимо "воспитание уважения между народами Азербайджана и Армении".                               И все-таки говорить о "диаспорах в целом" - все равно что мерить среднюю температуру по больницам. Ученые-социологи нашли особый ракурс для взгляда на диаспоры: мигрантов разделили на тех, кто хотел бы в будущем остаться в Москве, и людей, приехавших в столицу ради временного заработка. Отличия оказались разительными.                                                                    

 Так, например, среди московских азербайджанцев, которые хотят навсегда остаться москвичами, почти половина (48 процентов) имеют постоянную работу, завели собственное дело 34 процента. Лишь 6 процентов работают от случая к случаю и 11% - временные наемные работники. Совершенно иначе дела обстоят у тех, кто рассматривает Москву как своего рода Клондайк или перевалочный пункт. 44 процента имеют лишь временную работу, только 28 процентов - постоянную. Собственное дело есть у 22%, а 6 процентов перебиваются случайными заработками.

Азербайджанская диаспора в Москве не такая сложившаяся, как армянская или грузинская. Основной поток азербайджанцев перебрался в российскую столицу в конце 80-х – начале 90-х во время армяно-азербайджанского конфликта. Тем не менее, когда столичные организации – Всероссийский азербайджанский конгресс, общество «Очаг» или Московский азербайджанский театр эстрады – устраивают концерты своих звезд в Кремле, в кинотеатре «Баку», в Королевском зале «Останкино» или в Московском доме национальностей, в залах редко остаются свободные места. 
 
 
 
 

Заключение

Только четверть мигрантов - убежденных москвичей хотела бы жить по соседству со своими земляками. Среди временщиков так думают больше половины. Половина "постоянных" - за то, чтобы селиться среди давно живущих в Москве людей, 22 процентам все равно, в каком районе жить. Терпимость распространяется даже на самое что ни на есть святое - на детей. Треть азербайджанцев, готовых остаться в Москве, ничего не имеют против того, чтобы их дочь вышла замуж за русского (хотя ислам подобные браки с иноверцами мусульманкам категорически запрещает). Однако лишь 12 процентов "временщиков" допускают до своего сознания такую мысль.

Социологи не поленились выслушать и коренных ма-а-а-сквичей... Как выяснилось, "неприязнь слепа": они часто даже не подозревают, кто перед ними - азербайджанец, армянин, таджик, грузин, чеченец... Все мигранты для них на одно лицо, и вникать в этнографические или культурные тонкости жители столицы не собираются. Участникам фокус-групп прочли отрывки из статей в прессе, где описывались обычаи и традиции азербайджанцев, и предложили угадать, о какой национальности речь. Стенограмма обсуждений пестрит редкостными по степени несуразности, но очень узнаваемыми перлами. "По-моему, они все одинаковые, я их не различаю". "Разница между грузинами и армянами - чё-то в отношении с родственниками". "Те фамилии, что на "-ян" - это армяне, а на "-идзе" - грузины. А Джафаров? На "-ов". Русская фамилия". "Я их всех не люблю, потому что они пристают ко мне всегда". "Грузины - они с достоинством. Они песни поют. А армяне все как один врачи, для них в институтах даже группы специальные создают". И так далее.

И, конечно, не обошлось без классической социологической  ловушки. Разным группам русских  москвичей прочли текст газетной заметки о драке, перестрелке и убийстве в боулинге. Только в первый раз арестованным "героям" статьи дали славянские фамилии Котенков и Коростелев, а в другом назвали их Алиевым и Гейдаровым-оглы.

Реакция слушателей была принципиально разной. В первом случае, высказывая свои эмоции, оценивая услышанное, участники фокус-группы рассуждали в основном о том, что "нечего в общественном месте разборки устраивать": "Идите за заборчик и там выясняйте отношения". Участников перестрелки называли максимум "быдлом". Главным приоритетом была безопасность тех, кто к криминалу непричастен. Во втором случае сразу же зазвучали "ксенофобски окрашенные" выражения. "Приехали чурки нерусские и мочат кого попало", "у них в крови эти разборки", "пусть в свою страну едут и там друг друга перебьют" и т.п.  

Хорошее есть слово - "толерантность". Жаль, никак  его с иностранного языка на московский говор не переведем.  

     
 
 
 

Список  литературы

1.Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева. Этносоциология

2. Андрей Н.  ОКАРА

Русский журнал

22 ноября 2001

3. Конференция  "Будущее российского федерализма: 

политический  и этнический факторы"

25-26 февраля 2000 г.

Исхаков Дамир  Мавлявиевич,

к.и.н., с.н.с. Института  истории АНТ.

4.  Колосов  В.А., Галкина Т.А., Куйбышев М.В.  География диаспор на территории бывшего СССР//Общественные науки сегодня, 1996, № 1.- С.34-35.

5. Российскийэтнограф, 1993, № 1.- С.5-36.

6. Российская  газета, 12 января 2000 г.

7. Суверенный  Татарстан. Документы. Материалы.  Хроника.- Т.II. Современный национализм  татар.-М., 1998.- С.105-107.

8. Исхаков Д.  Конгресс или сабантуй? Этнополитологическое  эссе//Крис, 17.02.1997 г.; Татары: между нокдауном  и нокаутом//Казанское время, 22-28 августа, 1997 г.

9. Татары в  современном мире (Материалы международной  научно-практической конференции).- Казань: Фен, 1998.- С.788.

10. Общая судьба, общие помыслы. Резолюция совместного  заседания Исполкома ВКТ и  Совета ФНКАТ//Татарские края, №  7 (368), февраль 2000 г. 
 
 
 

   
 
 
 

  
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Диаспоры в Москве