Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Изучение межнациональных отношений было одной из основных областей в этносоциологии с начала развития этой дисциплины. Мы не случайно употребили термин "межнациональные отношения", поскольку исследовательское поле тогда сосредоточивалось на взаимодействии русских и титульных народов республик. Так назывались и первые работы, выполненные по данной тематике в Советском Союзе. Исследователи работали в русле возрождавшейся в СССР социологии и использовали, естественно, ее терминологию того периода.
Введение.…….……..……………………………………………..………..3
Глава I……………..…………………………………………….……....….5
Глава II….……………………………………………………..…………..10
Глава III…..………………………………………………….……….…....17
Глава IV…….……………………………………………….………..……19
Заключение………...………………………………………….……….….20
Список литературы…………………………….………….……………...21
Среди татар, переселившихся в Москву более 20 лет назад, 63% по сию пору добывают свой хлеб в буквальном смысле "в поте лица". А вот те, кто приехал в столицу после 1986 г., уже не шли в рабочие или дворники. Среди них сейчас лишь 32 процента заняты физическим трудом, а специалистов - почти две трети.
Эта группа мигрантов живет в столице на правах "своих", неприязни к ней не высказывали даже экстремистски настроенные молодежные группы, не говоря уж о более мирном населении. Русский язык для большинства московских татар родной, а в укладе жизни вполне уживаются этнокультурные традиции с принятыми в Москве стандартами поведения.
Все, по их словам,
весьма неплохо у 53 процентов и
более или менее - у 42. Крайне недовольны
жизнью лишь 5 процентов. При этом лучше
всего себя чувствует молодежь до
30 лет - в этой группе счастливчиков
почти две трети.
Глава III.Армянская диаспора.
Одна из быстро
растущих и достаточно легко адаптирующихся
диаспор столицы - армянская. Между
переписями 1989 и 2002 годов число армян-москвичей
выросло втрое (конечно, сыграли свою роль
землетрясение и война с Азербайджаном).
Армянские мигранты, приехавшие в Москву,
были, как правило, молодыми (до 80 процентов
- моложе 30 лет) и чаще всего мужчинами.
По сравнению с коренными москвичами -русскими,
украинцами, татарами - их оказалось сравнительно
немного в системе управления, но зато
в большом количестве они заняты в сфере
культуры, в "квалифицированных группах
умственного труда". Армяне-мигранты
сравнительно легко вливались в московскую
жизнь. Большая часть из них приехала в
столицу из Азербайджана и Грузии, где
они учились не в "национальных",
а в русских школах, свободно владели русским
языком (половина считала его родным) и
чувствовали себя "гражданами Союза".
Тесной связи именно с Арменией у них по
сути не было - две трети армян-москвичей
там практически никогда не бывали и 90
процентов не имели никакого желания менять
Москву на Ереван.
В 1995 г.
в Москве появились фальшивое гарантийное
письмо, в котором Банк России выступал
"провайдером банков мировой армянской
диаспоры "Дельвир" и принял решение
выделить кредит в размере 35 млрд рублей".
Каждый год, 24.04 на Армянском кладбище (Ваганьково) отмечается день памяти армян - жертв турецкого геноцида 1915 года.
Активизируется в ближнем и дальнем зарубежье Армянская Апостольская церковь (Московская и Нор-Нахичеванская епархия, архимандрит Натан Оганесян).
Международная армянская ассоциация занимается культурными связями с армянской диаспорой по всему миру. Есть сведения о том, что через ассоциацию проходят немалые деньги для помощи нуждающимся армянам.
По неофициальным
данным, лидером армянской диаспоры
в Москве является некий Григорян
Самвел Самвелович (Институт Механики
МГУ им.Ломоносова).
Глава IV.Азербайджанская диаспора.
Самый резкий контраст
с коренным населением Москвы представляет
собой азербайджанская
Так, например, среди московских азербайджанцев, которые хотят навсегда остаться москвичами, почти половина (48 процентов) имеют постоянную работу, завели собственное дело 34 процента. Лишь 6 процентов работают от случая к случаю и 11% - временные наемные работники. Совершенно иначе дела обстоят у тех, кто рассматривает Москву как своего рода Клондайк или перевалочный пункт. 44 процента имеют лишь временную работу, только 28 процентов - постоянную. Собственное дело есть у 22%, а 6 процентов перебиваются случайными заработками.
Азербайджанская
диаспора в Москве не такая сложившаяся,
как армянская или грузинская.
Основной поток азербайджанцев перебрался
в российскую столицу в конце 80-х – начале
90-х во время армяно-азербайджанского
конфликта. Тем не менее, когда столичные
организации – Всероссийский азербайджанский
конгресс, общество «Очаг» или Московский
азербайджанский театр эстрады – устраивают
концерты своих звезд в Кремле, в кинотеатре
«Баку», в Королевском зале «Останкино»
или в Московском доме национальностей,
в залах редко остаются свободные места.
Заключение
Только четверть мигрантов - убежденных москвичей хотела бы жить по соседству со своими земляками. Среди временщиков так думают больше половины. Половина "постоянных" - за то, чтобы селиться среди давно живущих в Москве людей, 22 процентам все равно, в каком районе жить. Терпимость распространяется даже на самое что ни на есть святое - на детей. Треть азербайджанцев, готовых остаться в Москве, ничего не имеют против того, чтобы их дочь вышла замуж за русского (хотя ислам подобные браки с иноверцами мусульманкам категорически запрещает). Однако лишь 12 процентов "временщиков" допускают до своего сознания такую мысль.
Социологи не поленились выслушать и коренных ма-а-а-сквичей... Как выяснилось, "неприязнь слепа": они часто даже не подозревают, кто перед ними - азербайджанец, армянин, таджик, грузин, чеченец... Все мигранты для них на одно лицо, и вникать в этнографические или культурные тонкости жители столицы не собираются. Участникам фокус-групп прочли отрывки из статей в прессе, где описывались обычаи и традиции азербайджанцев, и предложили угадать, о какой национальности речь. Стенограмма обсуждений пестрит редкостными по степени несуразности, но очень узнаваемыми перлами. "По-моему, они все одинаковые, я их не различаю". "Разница между грузинами и армянами - чё-то в отношении с родственниками". "Те фамилии, что на "-ян" - это армяне, а на "-идзе" - грузины. А Джафаров? На "-ов". Русская фамилия". "Я их всех не люблю, потому что они пристают ко мне всегда". "Грузины - они с достоинством. Они песни поют. А армяне все как один врачи, для них в институтах даже группы специальные создают". И так далее.
И, конечно, не обошлось без классической социологической ловушки. Разным группам русских москвичей прочли текст газетной заметки о драке, перестрелке и убийстве в боулинге. Только в первый раз арестованным "героям" статьи дали славянские фамилии Котенков и Коростелев, а в другом назвали их Алиевым и Гейдаровым-оглы.
Реакция слушателей
была принципиально разной. В первом
случае, высказывая свои эмоции, оценивая
услышанное, участники фокус-группы рассуждали
в основном о том, что "нечего в общественном
месте разборки устраивать": "Идите
за заборчик и там выясняйте отношения".
Участников перестрелки называли максимум
"быдлом". Главным приоритетом была
безопасность тех, кто к криминалу непричастен.
Во втором случае сразу же зазвучали "ксенофобски
окрашенные" выражения. "Приехали
чурки нерусские и мочат кого попало",
"у них в крови эти разборки", "пусть
в свою страну едут и там друг друга перебьют"
и т.п.
Хорошее есть слово
- "толерантность". Жаль, никак
его с иностранного языка на московский
говор не переведем.
Список литературы
1.Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева. Этносоциология
2. Андрей Н. ОКАРА
Русский журнал
22 ноября 2001
3. Конференция
"Будущее российского
политический и этнический факторы"
25-26 февраля 2000 г.
Исхаков Дамир Мавлявиевич,
к.и.н., с.н.с. Института истории АНТ.
4. Колосов
В.А., Галкина Т.А., Куйбышев М.В.
География диаспор на
5. Российскийэтнограф, 1993, № 1.- С.5-36.
6. Российская газета, 12 января 2000 г.
7. Суверенный
Татарстан. Документы.
8. Исхаков Д. Конгресс или сабантуй? Этнополитологическое эссе//Крис, 17.02.1997 г.; Татары: между нокдауном и нокаутом//Казанское время, 22-28 августа, 1997 г.
9. Татары в
современном мире (Материалы международной
научно-практической
10. Общая судьба,
общие помыслы. Резолюция