Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Изучение межнациональных отношений было одной из основных областей в этносоциологии с начала развития этой дисциплины. Мы не случайно употребили термин "межнациональные отношения", поскольку исследовательское поле тогда сосредоточивалось на взаимодействии русских и титульных народов республик. Так назывались и первые работы, выполненные по данной тематике в Советском Союзе. Исследователи работали в русле возрождавшейся в СССР социологии и использовали, естественно, ее терминологию того периода.
Введение.…….……..……………………………………………..………..3
Глава I……………..…………………………………………….……....….5
Глава II….……………………………………………………..…………..10
Глава III…..………………………………………………….……….…....17
Глава IV…….……………………………………………….………..……19
Заключение………...………………………………………….……….….20
Список литературы…………………………….………….……………...21
Санкт-Петербургский Государственный Морской
Технический
университет
Курсовая работа
Дисциплина: этносоциология
Диаспоры
в Москве
Выполнила:
Студентка группы 7300
Алипова Екатерина
Проверил:
Кандидат фил.наук, доцент
Аносов
Юрий
Александрович
Cанкт-Петербург
2008 год
Оглавление
Введение.…….……..………………………
Глава
I……………..…………………………………………….……..
Глава
II….……………………………………………………..…………
Глава
III…..………………………………………………….……….
Глава
IV…….……………………………………………….………..…
Заключение………...………………………
Список
литературы…………………………….………….………
Введение.
Изучение
межнациональных отношений было
одной из основных областей в этносоциологии
с начала развития этой дисциплины.
Мы не случайно употребили термин "межнациональные
отношения", поскольку исследовательское
поле тогда сосредоточивалось на взаимодействии
русских и титульных народов республик.
Так назывались и первые работы, выполненные
по данной тематике в Советском Союзе.
Исследователи работали в русле возрождавшейся
в СССР социологии и использовали, естественно,
ее терминологию того периода.
Межэтнические
отношения в широком смысле слова
понимаются как взаимодействия народов
в разных сферах - политике, культуре
и т.д., в узком смысле - как межличностные
отношения людей разных национальностей,
которые тоже происходят в разных сферах
общения - трудового, семейно-бытового,
а также соседского, дружеского и других
видах неформального общения. Поэтому
разные науки и научные направления обращаются
к изучению межэтнических отношений со
своей точки зрения. Этнологи из всех отношений
между этническими группами изучают обычно
межкультурные взаимодействия (в центре
их внимания - этнокультурные переменные).
В поле зрения историков находятся отношения
между народами в ретроспективе. В политической
социологии исследуется влияние характера
межнациональных отношений на политическую
обстановку в стране,республиках. Объектом
исследования являются диаспоры,ныне
существующие в Москве.
У
этносоциологов при изучении межэтнических
отношений в центре внимания находится
поведение людей разных национальностей
в сфере межнациональных взаимодействий.
Психологические закономерности для них
важны, но они - один из факторов влияющих
на поведение группы.
Москва, как известно, порт пяти морей и большая деревня, приют для ста народов. Ста - не ста, но согласно данным переписи населения 2002 года, среди примерно 10 миллионов москвичей 85 процентов - русские, а дальше в порядке убывания следуют украинцы (2, 5 процента), татары (1,7), армяне (1,2), азербайджанцы (0,9), белорусы (0,6), грузины (0,5) и др.
Как явствует из данных исследования ИС РАН, среди сегодняшних москвичей пропорции родившихся в Москве и приезжих распределяются так. 60 процентов русских - уроженцы столицы и 40 - приезжие (в том числе 15 - так называемые "новомигранты", осевшие в городе за последние 19 лет). Среди татар - 45% те, кто родился в Москве, 55% - приезжие, "новых" - 10 процентов. Среди украинских мигрантов 22 процента живут в столице с 1986 г. и позже. Армян-уроженцев Москвы 24 процента, мигрантов - 76% (26% - новые), у азербайджанцев цифры соответственно 14-86-50. 22 процента грузин родились в Москве, а из 78 процентов грузин-приезжих 34 - новоселы.
Мигранты разных
Цифры вполне объяснимы. "Выдавливание" русскоязычных граждан из "Нового зарубежья" или стран - бывших республик Союза привело к тому, что многие из них (в основном квалифицированные специалисты) в итоге осели в Москве. А для молодых активных граждан титульных национальностей этих республик столица стала лучшим местом, где можно найти работу. В каких профессиональных сферах заняты московские мигранты? Среди русских, живущих в Москве менее 10 лет, 44 процента заняты физическим трудом (средняя во втором или третьем поколении для москвичей этой национальности - 32%). По 23 процента относят себя к специалистам высшей и средней квалификации, 10% - руководители и предприниматели. Среди коренных русских москвичей физический труд не в почете, им заняты лишь 28 процентов, зато чем-то руководят 15 процентов. Русские - это "самые типичные москвичи", национальное большинство. Это к их традициям должны притираться мигранты. А сами-то они - довольны ли своей жизнью? "Все не так плохо и можно жить", - сказали социологам 21 процент русских-москвичей, половине "жить трудно, но можно терпеть", для 24 процентов их бедственное положение "невыносимо".
Итак, приступим
к подробному рассмотрению диаспор.
Глава I. Украинская диаспора.
При всем этническом и культурном многообразии Российской империи и ее геополитического преемника - Советского Союза, любые масштабные проекты в них осуществлялись на основе альянса великорусского и украинского народов. Российская империя, при всех возможных претензиях к ней, была совместным великорусско-украинским политическим феноменом. Когда гармония этих отношений по тем или иным причинам нарушалась, страдала не столько отдельно Россия или отдельно Украина - страдал весь восточноевропейский цивилизационный проект, который был (в явном или завуалированном виде) продолжением проекта византийского.
Именно Украина
стала той "критической массой"
Примечательно,
что только после присоединения части
Украины к Московскому царству в середине
XVII века государственная идеология последнего
обогащается "киевским" сюжетом (во
многом благодаря "Синопсису" Иннокентия
Гизеля) - четко осознанным представлением
об исторической преемственности между
Киевской и Московской Русью, а также представлением
о "триедином русском народе" и о
самодержце "Великой, Малой и Белой
Руси"; первым идеологом империи стал
украинский барочный писатель Феофан
Прокопович. В определенном смысле Российская
империя образовалась путем синтеза московской
системы власти и киевской образованности,
а импероосновательной мистерией для
нее стала Полтавская битва, значительно
пошатнувшая положение собственно украинской
государственности.
В последующий
период российский имперский
дискурс своим развитием и
углублением в немалой степени обязан
мыслителям, писателям, государственным
и церковным деятелям украинского происхождения
- св. Димитрию Ростовскому (Тупталу-Савичу),
братьям Разумовским, Гоголю, Михаилу
Максимовичу, св. Иоанну Шанхайскому (Максимовичу),
св. Лаврентию Черниговскому. Почти все
отцы-основатели евразийства были этническими
украинцами (и "малороссами" по культурно-политической
ориентации) - именно они в наибольшей
(хотя и явно недостаточной) степени осознали
роль украинского начала в строительстве
Большого Континентального Пространства.
Не случайно
так популярна точка зрения на
этногенез великороссов (вне зависимости
от ее исторической достоверности и научной
адекватности) как на процесс постоянной
миграции представителей древнерусских
племен с территории современной Украины
в Северо-Восточную Русь и культурную
ассимиляцию ими местных угро-финских
и туранских племен. В XVII-XX веках этот процесс,
согласно подобной точке зрения, трансформировался
в непрекращающуюся миграцию украинцев
в Россию и их "растворение" в великорусской
среде.
Испытывая
привязанность к степному и
лесостепному ландшафту,
Большое Евразийское Пространство (и особенно Северный Кавказ, Кубань, Нижнее Поволжье, Башкирия, Казахстан, Западная Сибирь, Дальний Восток - "Зеленый Клин") удерживается с XVII века и до сих пор в значительной степени именно этническими украинцами и их ассимилированными потомками: духовенством и чиновниками, крестьянами-переселенцами и казаками, военными и инженерами оборонных предприятий, нефтяниками и газовиками, изгнанными с Украины во время коллективизации "куркулями" и ссыльными-"бандеровцами". Украинцы составляли существенную, иногда доминирующую, часть и в первоначальной азиатской колонизации, и в "столыпинском" переселении, и в многочисленных "стройках коммунизма", и в миграциях советского времени - освоении Сибири, Крайнего Севера, казахстанской целины.
В 1639 году сподвижники Ермака с символичными именами - восьмидесятилетний казак Иван Черкас Александров ("черкасcами", как известно, называли в XVII веке восточных украинцев) и Иван Московитин дошли до Охотского моря и основали на побережье будущий город Охотск, что означало выход славянского евразийского государства к Тихому океану. Основание же самой Москвы связывается с деятельностью киевского великого князя Юрия Долгорукого, а ее мистическое возвышение начинается от митрополита Киевского и всея Руси свт. Петра, волынянина по происхождению. Именно ему принадлежит пророчество о Москве; он также благословил московского князя Ивана Калиту построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (ныне Успенский собор Кремля), где совершалась коронация царей и настолование патриархов.
Занятно, но до прошлого года вполне символично для обозреваемой темы звучали и фамилии губернаторов граничных российских регионов (если, конечно, абстрагироваться от их личностей и особенно - от их деятельности): на западном направлении - Леонид Горбенко и Михаил Прусак (Калининградская и Новгородская области), на восточном - Евгений Наздратенко (Приморский край), северное - Александр и Алексей Лебеди, Леонид Рокецкий (Красноярский край, Хакасия, Тюменская область), южное - Николай Кондратенко и Евгений Савченко (Краснодарский край и Белгородская область). Красноречив и ряд имен украинцев - пионеров космонавтики и ключевых фигур советского ракетостроения, чьими трудами была обеспечена защита Большого Евразийского Пространства: Николай Кибальчич, Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), Сергей Королев, Владимир Челомей, Михаил Янгель, Валентин Глушко...
На освоенные земли украинцы принесли с собою свои методы хозяйствования, свои стереотипы поведения, свою кухню, свое отношение к земле, сельскохозяйственные традиции и шире - свой образ обустройства окружающего мира. А элементы народной материальной культуры, как известно, намного стабильнее, чем национальное сознание, которое размывается уже во втором-третьем поколении переселенцев. В современной России немного людей, у которых не было бы родственников на Украине или украинских предков, украинское этическое влияние изменило антропологический облик великорусского народа - недаром в последнее время выделяется отдельный этнический великорусский подтип - "украинский" (наряду с поморами, сибиряками, донскими, уральскими и прочими казаками, старообрядцами некоторых согласий, центральнороссийским подтипом и т.д.). Несомненно также, что отток пассионарных мигрантов из Украины в Россию и другие республики бывшего СССР - на удержание Большого Евразийского Пространства - значительно ослаблял собственно украинский социальный, технологический и культурный потенциал.
На русскую культуру украинское влияние, украинский компонент, украинская тематика имели совершенно особое влияние (кстати, ничего похожего не было с белорусской культурой и белорусами, с которыми русским людям, как правило, всегда легче находить взаимопонимание, чем с украинцами). На протяжении последних столетий русская культура формировалась в постоянном диалоге прежде всего с западноевропейской и украинской культурами - тут можно вспомнить и т.н. "книжную справу" середины XVII века с никоновскими церковными реформами, и влияние XVIII века, и гоголевский след.
В русской советской культуре украинское влияние, помимо всего прочего, являлось катализатором для собственного рустикального дискурса - особенно это отразилось в кино сталинской эпохи.