Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Изучение межнациональных отношений было одной из основных областей в этносоциологии с начала развития этой дисциплины. Мы не случайно употребили термин "межнациональные отношения", поскольку исследовательское поле тогда сосредоточивалось на взаимодействии русских и титульных народов республик. Так назывались и первые работы, выполненные по данной тематике в Советском Союзе. Исследователи работали в русле возрождавшейся в СССР социологии и использовали, естественно, ее терминологию того периода.
Введение.…….……..……………………………………………..………..3
Глава I……………..…………………………………………….……....….5
Глава II….……………………………………………………..…………..10
Глава III…..………………………………………………….……….…....17
Глава IV…….……………………………………………….………..……19
Заключение………...………………………………………….……….….20
Список литературы…………………………….………….……………...21
В середине 1980-х в великорусском сознании ностальгия по "утраченному раю" деревенской жизни, по покинутой "малой родине" среднерусского "Нечерноземья" моделировалась эстрадными шлягерами типа песни "Малиновый звон": "Малиновый звон на заре / Скажи моей милой земле, / Что я в нее с детства влюблен / Как в этот малиновый звон" (музыка Александра Морозова, уроженца Винницкой области, слова Анатолия Поперечного, уроженца Херсонской области, исполнение Николая Гнатюка - уроженца Ровенской области). В те же годы чуть ли не культовым стал фильм о проблемах великорусского крестьянства "Архангельский мужик" Анатолия Стреляного, уроженца Сумской области.
Исторически так сложилось, что "самые-самые" патриоты России (и имперской, и современной) - с Кубани (из кубанских казаков состояла даже охрана российских императоров, именно там был эпицентр Белого движения). Какой сейчас "самый-самый" из народных хоров России? Уже давно - не имени Пятницкого или Уральский, а Кубанский Казачий под руководством Виктора Захарченко, исполняющий "кубанские" народные песни типа "Розпрягайте, хлопці, коней" ("кубанскими" в данном случае является модернизированная форма "коней" вместо архаической украинской в винительном падеже множественного числа "коні", да аляповатый припев "Маруся раз-два-три...").
Оплот российского агропрома - Краснодарский край, Белгородская и Воронежская области, где большинство коренного населения - этнические украинцы (в том числе - черноморские кубанские казаки).
Однако украинская диаспора России имеет колоссальное значение и для самого украинского государства. Как правило, российским украинцам не присуще чувство ущербности, "младшего брата", им понятнее глобальный и стратегический масштаб мышления, для них естественен евро-азийский опыт (как чисто практический - скажем, совместное проживание с неславянскими народами, так и экзистенциальный).
Теперешняя прозападная ориентация значительной части украинской элиты может рассматриваться, помимо всего прочего, как контрреакция на доминирующее в официальной дореволюционной и советской идеологии представление о национальном призвании России и Украины: Россия мыслилась вполне эсхатологично - как "собирательница земель", "защитница православных народов", "надежда мира", "оплот коммунизма", а Украина - как "житница", "кадровый резерв", "всесоюзная здравница".
Внутри самой
России существует несколько цивилизационных
"швов", по которым при крайнем обострении
тех или иных неблагоприятных обстоятельств
государственное пространство может распасться.
К таким относятся: граница славянских/неславянских
регионов, "синего"/"красного"
электоральных поясов, южновеликорусских/
В самой же Украине пока доминирует нетворческое, потребительски-прагматическое отношение к украинской диаспоре - как западной, так и восточной. Первая рассматривается в качестве "инвестора" - нередко для весьма сомнительных проектов. Второй же - в силу финансовой бесперспективности - вообще не придается никакого значения.
А ведь именно восточная (прежде всего - российская) украинская диаспора может стать значительной силой в разнообразных социально-политических и экономических проектах, реализуемых на Украине.
Проблема современной украинской политической элиты состоит в измельчении масштабов ее мысли и волевых способностей, в размытости политических ценностей и геополитических приоритетов, в закрытой системе элитного рекрутирования, в отсутствии ярких харизматических лидеров, в слабости молодой элитной генерации, в ограниченной способности к инновационному развитию.
В последнее время на Украину для сотрудничества приглашается немало российских специалистов по экономике, политологии, политическим технологиям, журналистике и другим областям; особенно их приток увеличился в преддверии парламентских выборов (31 марта 2002 года). Но большинство подобных "спецов" рассматривают "ту страну" (в противоположность "этой стране", т.е. России) лишь как место выгодного заработка - насколько известно, они все претендуют на значительно большие гонорары, чем местные коллеги; в самой же России имеет место высокая конкуренция. Отсюда и хищнически-паразитическое с их стороны отношение, нередко даже нескрываемое, к украинскому обществу. Несомненно, куда как интереснее российские кадры, связанные с Украиной духовными узами и своим генетическим происхождением.
Отсутствие в нынешней украинской политической элите харизматического лидера может быть преодолено путем реэмиграции из восточной украинской диаспоры "раскрученной", политически значимой в самой России фигуры. (Такое явление вполне нормально для центрально- и восточноевропейских стран - нечто подобное уже произошло в Литве, где президент Адамкус - бывший гражданин США, и Латвии, где Вике-Фрайберга - бывшая гражданка Канады; о возможности повторения реэмиграционного президентского сценария вполне серьезно говрилось и применительно к Чехии - в качестве кандидата рассматривалась Мадлен Олбрайт.)
Однако речь вовсе не идет о "заслании" на Украину "агента влияния", который бы лоббировал интересы российских олигархов. Просто российские масштабы бытия, наличие позитивного политико-психологического опыта сверхдержавы, вся российская действительность приучают человека к несколько иному типу поведения, воспитывают в нем иной тип мышления, крайне необходимый Украине.
Против реализации подобного сценария работают два фактора.
Во-первых, - Конституция Украины, статья 103 которой предусматривает десятилетний ценз проживания на территории государства (для изменения этой нормы необходимо не меньше 300 из 450 голосов депутатов Верховной Рады).
Во-вторых, реализации мешают определенные стереотипы мышления украинской элиты, ее корпоративная самодостаточность. Еще во времена СССР это четко проявлялось на примере разнообразных творческих союзов, в которых россияне активно блокировались с выходцами из других союзных республик, а украинские писатели, поэты, композиторы, художники, театральные деятели стояли как будто особняком. Тогда, понятное дело, речь не шла о политическом противопоставлении себя "старшему брату", но общее немалое количество членов всех украинских союзов создавало ощущение собственной значимости и притупляло интерес к соседям - при советской власти творцы украинской культуры не испытывали необходимости в психологической поддержке со стороны Москвы; не испытывают они ее и сейчас. Что касается политики, то человеку из Украины было намного проще сделать карьеру в Москве (особенно в послесталинский период, когда расклад в Кремле определяли выходцы с юга России и из Восточной Украины - от Хрущева и до Горбачева), чем москвичу - в Киеве (если он, конечно, не был чьим-то назначенцем). К примеру, в кавказских республиках соотечественников, сделавших карьеру в "самой Москве", считают чуть ли не пророками, а на Украине зачастую наоборот - "зрадниками".
Таким образом, и сохранившая национальную идентичность украинская диаспора России, и существующая на протяжении всей актуальной российской истории украинская миграция, имеют колоссальное значение для формирования всех аспектов российского мира - культурных, демографических, хозяйственных, геополитических, экзистенциальных. Одновременно украинцы России могут рассматриваться также и в качестве ценного интеллектуального и человеческого ресурса для возрождения украинского мира, нет никакого сомнения в том, что без восточной диаспоры не может быть полноценной Украины.
Социальное положение
этнических украинцев в столице
практически такое же, как и
у русских. Славяне - они славяне
и есть: "этнической дистанции" между
ними практически не видно. Да и 76 процентов
столичных украинцев считают русский
родным языком, три четверти владеют им
лучше, нежели ридной мовой, а две трети
их детей по-украински практически не
говорят. Только 23% на вопрос "кто вы?"
гордо отвечают "украинцы!" - остальные
причисляют себя к "россиянам".
Глава II.Татарская диаспора.
При обсуждении
политически весьма актуального
вопроса о субъектах Российской
Федерации, часто упускается из виду
то, что за некоторыми из них стоят достаточно
многочисленные народы, во многих случаях,
по тем или иным причинам, не умещающиеся
в рамки этих субъектов. Скажем, в случае
с Татарстаном, республика является не
более чем вершиной татарского этнического
айсберга. Понятно, что по этой причине
проблема диаспор для России имеет не
только внешнее измерение, связанное с
так называемыми "соотечественниками",
но и внутренний план, имеющий отношение
к диаспоре, расселенной в рамках Российской
Федерации, но за пределами "собственного"
государственного образования.
Представления о современных тенденциях дают несколько публикаций. Прежде всего, это статья пензенского губернатора, члена комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, В.Бочкарева, под названием "Куда ведет в России национальный вопрос?" Заявив, что в конце ХХ в. в России остались только две крупные "этнические проблемы" - чеченская и "мусульманская" (последнюю он связывает, главным образом с татарским населением), губернатор свою принципиальную позицию изложил так: "в конечном счете этнизированных субъектов в составе России быть не должно". По его мнению, все национальные вопросы необходимо решать "исключительно на уровне местного самоуправления" через механизм национально-культурной автономии. Этот автор, таким образом, вышел на проблему диаспоры, но ставить ее конкретно не стал. А жаль. Если бы он такой шаг сделал, предложенный им подход не выглядел бы таким однозначно простым. Поэтому, необходимо обратиться к другим, более фундаментальным публикациям на этот счет. Внимание в данном случае привлекают материалы прошедшей в 1998 г. в Москве научной конференции "Многонациональная Россия: история и современность".Тут обсуждались оба аспекта национальной проблематики - национального этнополитического центра и диаспорных групп. Применительно к первому аспекту А.Д.Боготуров считает "культурную автономию... провинций... неизбежным злом", заявляя, что "не приходится помышлять... о ликвидации... культурных привилегий этнообразований". Но, - продолжает он, "целью федеральной политики...должна явиться фактическая девальвация ценностей этих привилегий при их формальном сохранении". Каким же образом? Суть его рецепта сводится к тому, чтобы "способствовать созданию условия для свободной конкуренции местных культур с...русской не только в общероссийском культурном пространстве, но и непосредственно на местах" через прямую государственную поддержку русской культуры и языка, а также через множество конкретных механизмов, в числе которых и фактическое квотирование представительства русских в научных учреждениях гуманитарного профиля, вузах, СМИ и т.д. Короче, на уровне РФ и ее субъектов предлагается проводить политику приоритетности русского языка и культуры. С другой стороны, один из докладчиков - В.Р.Филиппов, в докладе, посвященном национально-культурной автономии, развивает идею о том, что федеральный Закон "О национально-культурной автономии", "вероятнее всего, приведет к дальнейшей политизации этничности в Российской Федерации". Почему? Да потому, что этот закон, оказывается, в сферу компетенции национально-культурных автономий включил и "социальные интересы" этнических групп, которые, по мнению данного автора, "отличны" от культурных интересов. Ясно, что В.Р.Филиппов предлагает дальше урезать и без того куцые возможности, заложенные в законе о национально-культурных автономиях, особенно его заботит возможность участия этнических групп в политической жизни РФ.