Девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи исследования [13]:
1. Дать общую характеристику девиантного поведения.
2. Выявить типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения несовершеннолетних; формы девиантного поведения несовершеннолетних и определить механизм влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
3. Провести анализ форм и методов социальной работы с трудными подростками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие девиантного поведения несовершеннолетних ......................5
Понятие, факторы, причины девиантного поведения ………………. 5
Проявление и формы девиантности ………………..………………….. 11
Глава 2. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения несовершеннолетних …………………….. ……………………... 15
2.1. Понятие неблагополучной семьи ……………………………………...... 15
2.2. Роль неблагополучной семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних ………………… …………………………………….. 19
Глава 3. Формы и методы социальной работы с трудными подростками .... 22
3.1. Деятельность социальных служб и учреждений по работе с трудными подростками и их семьями ……………………….…………………………….22
3.2. Особенности социальной работы с несовершеннолетними и их семьями …………………………………………………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Библиографический список …………………………………………………... 31
Приложение ……………………………………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.43 Кб (Скачать)

  Укрепляется материальная база таких учреждений, улучшаются условия содержания детей через целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», программу «Дети России» [9, с. 140].

  Закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создал правовую основу для координации деятельности всех заинтерисованных ведомств в области профилактики безнадзорности [1, с. 6].

  Помимо вновь создаваемых учреждений, в рамках действия программы продолжали функционировать и некоторые другие учреждения социальной защиты безнадзорных несовершеннолетних. Среди них, учрежденный в 1996г. «Социальный приют для детей и подростков». Он является социальным, учебно-воспитательным, осуществляющим общее и дополнительное образование для беспризорных детей и подростков в возрасте 4-16 лет. Приют обеспечивает их защиту, предоставляет им: условия для снятия психологического стресса; место временного проживания со всеми удобствами, соответствующее санитарным нормам; питание; необходимую одежду и обувь и т.д. [9, с. 140].

  Укрепляется материальная база таких учреждений, улучшаются условия содержания детей через целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  В схеме № 3 видна структура органов социальной защиты безнадзорных детей Воронежской области (см. Приложение 3).

3.2. Особенности  социальной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением и их семьями.

  Одним из важных и ответственных направлений работы органов социальной защиты населения можно с уверенностью назвать работу с семьями. Семья – социальный институт, который закладывает основы будущего общества. И не всегда можно быть уверенным, что основы эти будут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои ряды совершеннолетних граждан.

  Конечно, не нова мысль о том, что все достижения и все проблемы нашего будущего и настоящего происходят из семьи. Исправить то, что многие годы разрушалось или культивировалось трудно. Но попытаться не только можно – нужно. Много различных мероприятий можно оценивать как превентивные, направленные на профилактику семейного неблагополучия, но появилась еще одна форма работы с семьей – «отправить» в школу самих родителей. Этот метод позволяет сузить круг участников, оказать почти индивидуальную очень конкретную помощь в семье. Решение проблемы таким методом было проведено в Калининском районе [10, с. 7].

  Работа заняла немало времени, но это не стало помехой. В результате были достигнуты основные цели:

    1. Научили решению проблем родителей разных социальных групп;
    2. Дали понять отдельным родителям, что их проблема на фоне некоторых других бед не так уж неисправима, а значит – избавили их от чувства безысходности [10, с. 9].

  При существующем положении сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять объем работы, связанной с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить полную защиту и интересов и прав детей.

Поэтому, неслучайно действующий  на сегодняшний день ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  отводит особое место в системе  социальной защиты населения, социозащитным  учреждениям, Центрам психолого-педагогической помощи семье и детям, существенно  повышая при этом планку требований к социальной работе [1, с. 35].

Практика работы специалистов в Центре с различными категориями  семей позволила выделить ее этапы:

  1. Знакомство с семьей
  2. Вхождение в семью
  3. Всестороннее изучение семьи
  4. Анализ информации о семье
  5. Коррекция семьи
  6. Выход из семьи

  На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него.

Учитывая это, работники служб системы социальной защиты, по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях. От социальной защиты, в отличие от прочих, ждут не административных или правовых воздействий, а рассчитывают на помощь. Поэтому специалистам по социальной работе Центра всегда удается установить контакт с членами даже самых неблагополучных семей. В своей работе за основу они берут следующие принципы [10, с. 12]:

    1. Необвинительность –вместо обличения, упреков, осуждения, даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
    2. Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
    3. Плотный и постоянный контакт с семьей  в течение длительного времени.
    4. Доверительные отношения  между специалистами по социальной работе и членами семьи.
    5. Отношения с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество.
    6. Уважение норм и ценностей патронируемых.

  Накопленный опыт психолого-педагогической помощи семье и детям, работы с подростками данной категории дает возможность выделить несколько основных ее направлений: Выявление семей социального риска и организация их социальной поддержки; Психологическое консультирование детей и родителей; Оказание психолого-педагогической помощи в преодолении кризисов развития подростков; Подбор и адаптация индивидуальных психологических и коррекционных программ; Психологическая реабилитация детей и подростков; Динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер; Работа с родителями; Решение социальных проблем семьи и подростка и т.д.

Таким образом, одним из важных и ответственных направлений  работы органов социальной защиты населения можно с уверенностью назвать работу с неблагополучными семьями и их детьми. Специалисты в своей работе за основу берут различные принципы, следуют определенным правилам, о которых говорилось выше. С целью социальной помощи семье и детям функционируют созданные и  постепенно формируются новые различные социальные учреждения, такие как: центры социальной помощи семье и детям; социальные приюты для детей; социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.

Заключение

Итак, теоретический анализ отечественных источников показал, что неблагополучная семья оказывает  отрицательное психологическое  воздействие на процесс формирования личности ребенка, способствует его  десоциализации, прививает неправильные нравственные ценности, нормы поведения  в социуме, навыки общения с окружающими  людьми, травмирует психическое здоровье ребенка, оказывает влияние на степень  эмоциональности, развитие волевых  качеств, толерантность к стрессам и способствует формированию девиантного  поведения несовершеннолетних.

Ученые связывают причины  отклоняющегося поведения с дефицитом социально-поддерживающих систем и указывают на взаимосвязь между семейным неблагополучием и девиантным поведением несовершеннолетних.

Считаем неблагополучной  такую дисфункциональную семью, которая:

  1. Не выполняет своих основных функций по воспитанию, образованию, первичной социализации детей;
  2. Оказывает криминогенное влияние на несовершеннолетних, наносит подрастающему поколению психологический вред;
  3. Способствует девиации и делинквенции поведения несовершеннолетних.

  Из вышесказанного видно, что наиболее весомыми типами неблагополучных семей являются алкогольные и асоциально-аморальные. Неблагополучная семья дает прирост рождаемости в размерах страны, что весьма опасно с точки зрения возникновения у детей девиантного и делинквентного поведения.

Таким образом в кратчайшие сроки должен быть определен, обоснован и апробирован комплекс методик по оценке психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. Для каждого типа неблагополучной семьи и формы девиантного поведения должны быть предложены психокоррекционные программы и разработаны психолого-педагогические рекомендации, которые дадут возможность проводить эффективную профилактическую и психокоррекционную работу различным специалистам по работе с неблагополучными семьями и несовершеннолетними с девиантным поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Федеральный Закон РФ от 9 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  2. Бахадова, Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей / Е. В. Бахадова // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - C. 37 - 50.
  3. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 288 с.
  4. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие / М. Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 272 с.
  5. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н. Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.
  6. Дементьева, Н. Ф. Детская девиантность как результат семейного неблагополучия / Н. В. Дементьева // Державинские чтения. Экономика. Юриспруденция. История. Социальная работа. Социология: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2003 года. - Тамбов, 2003. - Вып. 8. - C. 180 - 181.
  7. Курносова, Л. И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением / Л. И. Курносова // Работник социальной службы. - 2008. - № 5. - C. 51 - 79.
  8. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: учебник для студ. высш. педагогич. учеб. заведений / Ф. А. Мустаева. - М.: Академический проект, 2002. - 416 с.
  9. Свистова, Е. Б. Организация деятельности служб и учреждений социальной защиты населения РФ в 1991 – 2000 гг. – Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2007. – 188 с.
  10. Саленко, Н. О. Работа с родителями из семей группы риска - важное направление деятельности органов социальной защиты / Н. О. Саленко // Работник социальной службы. - 2004. - № 2. - C. 7 - 13.
  11. Ткаченко, В. С. Организационно – административная работа в системе социальных служб: учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: издательско – торговая корпорация «Дашков и К◦»; Ростов н / Д: Наука – Спектр, 2010. – 264 с.
  12. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – 2 – е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с. – (Психологические технологии).
  13. http: // www. nauka – shop/ com / mod / shop / productID / 27016
  14. http: // www. bestreferat. ru / referat – 104542. html
  15. http: // www. zachetka. ru / referat / preview. aspx
  16. http: // www. bestreferat. ru / referat – 161087. html 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Схема1 – Механизм формирования девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних в  условиях жизни в неблагополучной  семье:

 

 


 

 


  




 

 

 

СХЕМА 2 – Последовательность формирования девиантного поведения  «трудных» подростков (по Д.В.Волкову):

 

 


 

 


Структура органов  социальной защиты безнадзорных детей  Воронежской области

 


 

 



 









 

 

 

 

 

 


Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи