Девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи исследования [13]:
1. Дать общую характеристику девиантного поведения.
2. Выявить типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения несовершеннолетних; формы девиантного поведения несовершеннолетних и определить механизм влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних.
3. Провести анализ форм и методов социальной работы с трудными подростками.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие девиантного поведения несовершеннолетних ......................5
Понятие, факторы, причины девиантного поведения ………………. 5
Проявление и формы девиантности ………………..………………….. 11
Глава 2. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения несовершеннолетних …………………….. ……………………... 15
2.1. Понятие неблагополучной семьи ……………………………………...... 15
2.2. Роль неблагополучной семьи в формировании девиантного поведения несовершеннолетних ………………… …………………………………….. 19
Глава 3. Формы и методы социальной работы с трудными подростками .... 22
3.1. Деятельность социальных служб и учреждений по работе с трудными подростками и их семьями ……………………….…………………………….22
3.2. Особенности социальной работы с несовершеннолетними и их семьями …………………………………………………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Библиографический список …………………………………………………... 31
Приложение ……………………………………………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.43 Кб (Скачать)

  Известный детский психиатр М.И.Буянов выделяет один из критериев неблагополучия семьи: это семья, в которой выявлены явные дефекты воспитания [4, с. 26].

В зависимости от реальных возможностей родителей исполнять  свои обязанности и отношения  их к выполнению обязанностей по воспитанию детей, выделяются следующие группы семей.

Группа I – семьи, в которых родители не умеют воспитывать (не обладают необходимыми педагогическими навыками, знаниями).

Группа II – семьи, где родители не хотят воспитывать (устраивают личную жизнь, добиваются карьеры, денег).

Группа III – семьи, в которых родители не могут воспитывать (больные, пристарелые).

В этих случаях необходима помощь по преодолению семейного  неблагополучия, которую могут оказать  социальные работники. Для каждой группы неблагополучных семей существует своя методика.

Выделяются следующие  типы неблагополучных семей [4, с. 27]:

Конфликтная – наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

Педагогически несостоятельная  – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

Асоциальная – семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.   Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений от нормы [4, с. 27]. 

Все неблагополучные семьи  можно классифицировать по группам, характеризующимися следующими неблагоприятными факторами [7, с. 51]:

    1. Социально-экономическими (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
    2. Медико-социальными (инвалидность либо хронические заболевания детей, родителей и др. членов семьи);
    3. Социально-психологическими (низкий общеобразовательный уровень, деформированные ценностные ориентации, педагогическая несостоятельность родителей, конфликтные отношения супругов);
    4. Криминальными (аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, проявление жестокости, алкоголизм и наркомания).

2.2. Роль неблагополучной  семьи в формировании девиантного  поведения несовершеннолетних

В последнее время в  научной литературе появилось понятие  «динамического семейного диагноза», под которым подразумевается  определение типа семейной дезадаптации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между  психологическими нарушениями в  семье и нарушениями поведения, аномалиями в формировании личности подростка (А.И. Захаров, Б. Д, Карвасарский, И.Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова). При нарушении  структуры и функции семьи  возникает психологическая напряженность  и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии  управлять воспитанием детей, привить  им положительные качества, необходимые  для становления полноценного члена  общества. В такой семье ребенок  становится жертвой негативной социализации, но не субъектом и объектом успешной социализации [6, с. 56]. 

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка  является неблагополучная семья. В  целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного  воздействия на детей, подростков, юношество. Тем более что качественные изменения  макросреды сопровождаются и деформацией  семьи, которая не выполняет таких  важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеющий место  отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение  отчуждения, грубости, неприязни, социального  дистанцирования, стремления делать все  назло, вопреки воле окружающих, что  создает объективные предпосылки  для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Выделяются следующие  стили семейных отношений, которые  ведут к асоциальному поведению  несовершеннолетних [3, с. 36]:

Дисгармоничный стиль  воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная – «для других» и «для себя» – мораль и т.д.);

Нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуация развода, раздельное проживание детей  и родителей);

Асоциальный стиль отношений  в дезорганизованной семье (систематическое  употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение  родителей, семейная жестокость, насилие).

Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства  безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид  жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но их объединяет одно: ущерб  для здоровья ребенка или опасность  для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и др.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в  детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий  на психосоциальное развитие ребенка  показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится  в условиях стрессовых ситуаций с  риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального  поведения.

По мнению Л.И. Курносовой к группам семей, вызывающих девиантное поведение детей относятся следующие [7, с. 55]:

    1. Семьи, члены которых имеют психические или тяжелые заболевания;
    2. Семьи, члены которых употребляют алкоголь, наркотики и т.п. или проявляют асоциальное поведение;
    3. Семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия во взаимоотношениях;
    4. Неполные и многодетные семьи.

Негативные последствия  неблагополучия в семье проявляются  довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный  характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между  детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда на ребенка и  его воспитание просто не хватает  времени; конфликтная ситуация в  семье; пьянство родителей; случаи жестокого  обращения с детьми; отсутствие в  семье благоприятной эмоциональной  атмосферы; типичные ошибки родителей  в воспитании детей; особенности  подросткового возраста и другие [4, с. 24].

 

 

Таким образом, отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации. Неблагополучная семья оказывает отрицательное психологическое воздействие на процесс формирования личности ребенка, способствует его десоциализации, прививает неправильные нравственные ценности, нормы поведения в социуме, навыки общения с окружающими людьми, травмирует психическое здоровье ребенка, оказывает влияние на степень эмоциональности, развитие волевых качеств, толерантность к стрессам и способствует формированию девиантного поведения несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Формы и методы социальной работы с трудными подростками

3.1. Деятельность  социальных служб и учреждений  по работе с трудными подростками и их семьями

В Указе Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» сказано: «… Содействыовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям».  Центр социальной помощи семье и детям является государственным учреждением, предназначенным для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи и социальной поддержки в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения, обслуживающие семьи или отдельных граждан: отделение приема граждан; организационно-методическое отделение; отделение социально-экономической помощи; консультативное отделение; отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями; стационарное отделение; отделение срочного социального обслуживания; отделение дневного пребывания несовершеннолетних; отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и др. [11, с. 142].

Государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и  детям» создается по территориальному принципу и имеет задачи, адаптированные к социально-экономическим и этнокультурным условиям граждан, проживающим на определенной территории.

Центр оказывает социальные услуги семьям: многодетным, неполным, с детьми-инвалидами, разводящимися, молодым, созданных несовершеннолетними, малообеспеченным; с неблагоприятным психологическим микроклиматом, с эмоционально конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей, в которых наблюдается жестокое обращение с детьми.

Социальные услуги предоставляются  также детям и подросткам: оказавшихся  в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшим или оставшимся без  попечения родителей, нуждающимся  в устройстве в связи с отменой  или признанием недействительным усыновления, опеки; допускающим асоциальное  поведение, безнадзорным, испытывающим негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, карта подростка (форма№25-у) и индивидуальная программа реабилитации, разработанная педиатрическим бюро МСЭ [11, с. 145].

Социальный приют для  детей – специализированное государственное  учреждение, предназначенное для  временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и  детей, оставшихся без попечения  родителей, нуждающихся в экстренной социальной  помощи.

В состав приюта могут входить  следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение диагностики  и социальной реабилитации; отделение  социально-правовой помощи; отделение  перевозки несовершеннолетних; семейная воспитательная группа; социальная гостиница.

Социальный приют для  детей и подростков предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения  родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Приют создается  из расчета один на 5-10 тычяч несовершеннолетних, проживающих в городе (районе). При  наличии в городе (районе) менее 5 тысяч детей создается один приют [11, с. 152].

Приют – пристанище для  детей, выбитых из жизненной колеи. Это особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Социальный приют в системе профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и  поддержке государства, призван  выполнять следующие функции:

    1. Обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз;
    2. Защита законных прав и интересов ребенка;
    3. Снятие у ребенка остроты психологического напряжения;
    4. Диагностика;
    5. Первичная адаптация социально искаженного ребенка;
    6. Восстановление и развитие у ребенка важнейших форм человеческой жизнедеятельности;
    7. Восстановление или компенсация социальных связей ребенка;

  Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [11, с. 163].

  В социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних примерный устав предусматривает несколько обязательных отделений. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения: приемное отделение, группа длительного пребывания, отделение диагностики и социальной реабилитации, отделение социально-правовой помощи, семейная воспитательная группа, отделение перевозки несовершеннолетних, социальная гостиница [11, с. 166].

  В Воронежской области с 2001 года действует «Территориальный центр социальной помощи семье и детям». Центр был создан в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Центр имеет «Телефон доверия» (214 человек получили консультации по телефону доверия).

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних как результат негативного влияния неблагополучной семьи